mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    16
    янв
    Зерно интонации
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок музыки в 3 классе

    Материал раскрывает сложное понятие "зерно интонации" в ходе путешествия по улицам города "Интонация". Главная задача учителя - это подвести ребят к пониманию "зерна интонации" как наименьшей выразительно-смысловой частицы музыки. В ходе анализа музыкального произведения учащиеся выясняют, что в "зерне" содержится зародыш мелодии, ритма и других элементов музыкальной речи, а главное - характер музыки.


    Цель: сформулировать понятие “зерно интонации”.

    Задачи урока:

    • подвести учащихся к пониманию “зерна интонации” как наименьшей выразительно-смысловой частицы музыки;
    • на основе музыкальных произведений выявить, что в “зерне интонации” содержится зародыш мелодии, ритма и других элементов музыкальной речи, главное же - характер музыки;
    • развитие музыкальных способностей (слух, голос, эмоциональная сфера);
    • формировать умения анализировать, выделять главное, делать выводы;
    • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру.

    Оборудование:

    • карта-схема города “Интонация”;
    • выставка детских рисунков (на основе выполненного домашнего задания);
    • портрет Л.В. Бетховена;
    • рабочая иллюстрация к песне “Песня-плач Бабы Яги” муз. Т. Ефимова;
    • грамзапись и аудиозапись.

    Ход урока

    Оргмомент: со звонком учащиеся заходят в класс под музыку.

    Музыкальное приветствие по тоническому трезвучию в мажоре и миноре: “Здравствуйте, ребята!”, “Добрый день!”.

    Учитель: Какие жители города “Интонация” с нами поздоровались и чем отличались их приветствия?

    Дети: Одно приветствие звучало в мажоре, другое в миноре. Приветствовали нас Домифин и Рефаэлла, которые живут на улице “Грустных и радостных интонаций”. В приветствии Рефаэллы III ступень понижена, что делает её интонацию грустной и минорной.

    Повторение пройденного материала

    Проверка домашнего задания: рисунки домиков для Домифина и Рефаэллы, выполненные детьми.

    Учитель: Расскажите о городе “Интонация” и её жителях.

    Дети: Слово интонация в переводе означает громкое произношение, повышение или понижение голоса. В этом городе есть улица “Музыкальных и речевых интонаций”, где живёт монтёр Егор, который рассказал нам о сходствах и различиях этих интонаций, что логическое ударение является правилом, от которого зависит выразительность интонаций. На улице “Правила интонации” мы узнали правила, при соблюдении которых наша интонация будет выразительной.

    Учитель: О каком сказочном герое нам рассказала Рефаэлла на прошлом уроке?

    Дети: Рефаэлла рассказала нам о Бабе Яге, Кощее Бессмертном и их проделках.

    (Обратить внимание ребят на рабочую иллюстрацию к произведению, где изображены не только герои, но и имеется нотная запись и слова песни).

    Учитель: Какие интонации слышны в произведении “Песня-плач Бабы Яги”, муз. Т. Ефимова, сл. Успенского?

    Дети: В песне слышны грустные, минорные интонации. Баба яга плачет, рыдает над умершим Кощеем.

    (Исполнение песни “Песня - плач Бабы Яги” муз. Т.Ефимова. Работа над дикцией, интонацией, ритмом, динамическими оттенками.)

    Учитель: Правду рассказала Баба Яга? Как вы об этом догадались?

    Дети: Нет, Баба Яга рассказала не правду. Кощей на самом деле не умер, а лишь только притворился. А узнали мы об этом из слов Бабы Яги, где она просит его не шевелить ногой.

    Изучение нового материала

    Учитель: Предлагаю продолжить путешествие по городу “Интонация” и заглянуть на площадь “Музыкальных произведений”, где в волшебном сундуке хранятся зёрна интонаций.

    Вы все знаете что, из маленького зёрнышка вырастает колосок, на котором находятся уже несколько зёрен. И никто не будет спорить, что из зерна яблони вырастет не другое дерево, а именно яблоня. Потому что в зёрнышке содержится информация о будущем растении. То же происходит и с “зерном интонации”. Из музыкальных “зёрен” вырастают фраза, мелодия, всё произведение. А какая информация о будущем произведении заложена в “зерне интонации”, мы попробуем выяснить сами.

    Слушание темы из “Симфония №5” Л.В. Бетховена.

    Учитель: Может ли этот маленький музыкальный фрагмент рассказать о характере мелодии? Определите его.

    Дети: Характер музыки маршевый, строгий, решительный, настойчивый, чёткий.

    Учитель: Как построена мелодия в этом фрагменте?

    Дети: Мелодия построена на одном звуке. Это звук “ФА”.

    Учитель: Прохлопайте ритмический рисунок.

    Учащиеся хлопают ритмический рисунок музыкального фрагмента, затем на доске делают нотную запись темы из “Симфонии №5” Л.В. Бетховена.

    Учитель: Выскажите свои предположения о будущем произведении. Жанр, исполнители?

    Дети: Этот музыкальный фрагмент не может являться танцем или песней, скорее всего это марш.

    Учитель: Это произведение будет вокальным или инструментальным?

    Дети: Исходя из характера музыки и построения мелодии, будущее произведение будет инструментальным.

    Учитель: Какой состав исполнителей потребуется для будущего произведения - соло, квартет, ансамбль или оркестр?

    Дети: Сольному инструменту не удастся передать такой характер музыки, так же как и квартету. Потребуется ансамбль или оркестр.

    Учитель: Это будет балет или симфония?

    Дети: Скорее всего симфония, потому что характер музыки не танцевальный.

    Учитель: Послушаем произведение Л.В. Бетховена “Симфония №5”, которое выросло из этого зерна интонации, и сравним свои предположения с услышанной музыкой.

    После слушания, учащиеся анализируют произведение Л.В.Бетховена “Симфония №5”, делают соответствующие выводы:

    • слушая небольшой фрагмент, где спрятано “зерно интонации”, можно узнать многое о будущем произведении;
    • главное в “зерне интонации” - характер музыки.

    Учитель: Для примера я сыграю вам небольшие музыкальные фрагменты из различных произведений, а вы определите мелодическое “зерно интонации”.

    Исполняются фрагменты из произведений “Ах вы сени…” (р.н.п.), “Песня-плач Бабы Яги” (муз. Т. Ефимова), “Мой щенок” (муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского).

    Итог урока

    Учитель: В городе “Интонация” нам встретились разные жители, которые рассказали многое о волшебных таинствах музыки и познакомили с новыми вокальными и инструментальными произведениями. С какой песней нас познакомил мальчик Домифин?

    Дети: Домифин - это житель улицы “Грустных и радостных интонаций”, который познакомил нас с песней “Мой щенок” муз. Ю.Чичкова.

    Исполнение песни. Работа над дикцией, характером, движениями.

    Учитель: Какие зёрна хранятся в волшебном сундуке на площади музыкальных произведений в городе “Интонация”? Для чего нужны эти “зёрна-интонации”, какую информацию они в себе содержат?

    Ответы детей.

    Домашнее задание: нарисуйте Хранителя “зерен интонации” и придумайте ему имя.

    Учащиеся выходят из класса под музыку.


    Антипенко Оксана Васильевна, учитель музыки
    МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 9", г. Нижнеудинск


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 7556
    Комментариев: 1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook

    №1
    Barishka




    Комментариев: 1
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 21 января 2009 01:54

    В стране кризис, а вы тут все развлекаетесь wink
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.