Показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности ученика является ее самореализация, когда деятельность становится предметом его сознания и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбирать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Поэтому перед школьной практикой встала проблема поиска технологии обучения, позволяющий практически решать эти задачи. Такой технологией считают модульное обучение. Теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, П.А. Юцявичене, а также учителя-практика (биолога) О.А. Бурцевой и других. Я освещаю тему «Активизация познавательной деятельности учащихся 8-го класса в условиях модульного обучения химии». Объектом исследования в данной работе является модульное обучение, а предметом исследования - формы и пути активизации деятельности учащихся на уроках химии. Цель работы: повышение эффективности обучения химии путем активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-м классе в условиях модульного обучения.
Задачи:
- Изучение теоретических основ модульного обучения и овладение ими на практике.
- Разработка модульной программы учебного раздела химии 8 кл. “Кислород. Оксиды. Горение”.
- Разработка методики изучения тем учебного раздела химии 8 кл. “Кислород. Оксиды. Горение”.
- Реализация и апробирование модульной программы, модульных уроков по химии 8 кл.
В модульной программе излагаю цели обучения и последовательность изучения каждой темы. Модульная программа – это программа деятельности ученика по изучению определенной темы. Модульное обучение строится по правилам, принципам модульности.
Активизация познавательной деятельности ученика достигается тем, что:
- Каждый урок начинается с процедуры мотивации.
- Разнообразие учебных элементов, как носителей учебных информаций, так и приемов учебной деятельности обуславливают мыследеятельностный, продуктивный подход в обучении.
Модуль – это целевой многофункциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием.
Каждый учебный элемент (игровой, текстовой, модельный, творческий и т.д.) – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения, содержанием которого цель не будет достигнута. Роль учителя как организатора условий создания учебной деятельности каждого ученика состоит в структурировании, проектировании индивидуального образовательного пространства обучаемого. Каждый ученик снабжается напечатанным модулем, который представляет собой методическое средство, в котором указаны цели урока, учебная деятельность ученика на каждом учебном элементе, а также учебные задания, вопросы, упражнения и рекомендации по их выполнению.
Посредством печатных модулей учитель целенаправленно ведет ученика к достижению целей урока путем его самореализации, самовыражения. Одним из обязательных элементов при этом является наличие различных видов контроля деятельности ученика на протяжении всего урока: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. На модульных уроках имеет место рефлексия, оценивание учеником своей деятельности, на уроке исходя из целей учебной деятельности. У ученика появляется заинтересованность в успешности своей работы, возникает динамика, активизация в познавательной деятельности.
Результатом внедрения модульной технологии на уроках химии в 8-м классе были:
- Экономия учебного времени;
- Нет двоечников;
- Повышается качество знаний обучаемого;
- Закрепляются и развиваются общеучебные умения и навыки самостоятельной работы;
- Формируется и развивается интерес к предмету;
- Повышается активность познавательной деятельности учащихся;
Модульное обучение развивает активную позицию ученика на уроке, а также повышает эффективность и продуктивность урока.
Далее привожу разработку одного модульного урока модульной программы “Кислород. Оксиды. Горение” учебного раздела “Химия - 8”. (см. Приложение).
М-3 Получение кислорода в лаборатории и в промышленности
УЭ
|
Учебный материал с указанием заданий
|
Рекомендации по выполнению заданий оценивания
|
УЭ-0
|
Цель: В результате овладения содержанием модуля вы получите представления о способах получения кислорода в лаборатории и в промышленности, о понятии катализатор и его роли.
Будете уметь:
- Собирать прибор для получения газа.
- Собирать кислород вытеснением воздуха.
- Доказывать его наличие.
- Испытывать химические свойства кислорода.
- Соблюдать правила по технике безопасности.
|
|
УЭ-1
|
Подготовка к работе.
1. Прочитайте, подумайте и ответьте на вопрос: на одной из площадей Лондона установлен памятник ученому – химику. Он изображен с лупой в руке, с помощью которой собирает солнечные лучи. Какое открытие увековечено в памяти людей этой скульптурой? Кто этот ученый? Он англичанин (1733–1804).
2. Задание: внимательно прочитайте стихотворение.
Из атомов мир создавала Природа. Два атома легких взяла водорода. Прибавила атом один кислорода. И получилась частица воды, Море воды, океаны и льды… Стал кислород чуть не всюду начинкой. С кремнием он обернулся песчинкой. В воздух попал кислород, Как ни странно, Из голубой глубины океана. И на Земле появились растения, Жизнь появилась: дыханье, горение … Первые птицы и первые звери, Первые люди, что жили в пещере… Огонь добывали при помощи трения, Роль кислорода на нашей Земле Понял великий Лавуазье. Чему посвящены эти строки стихов?
2. Задание: Напишите химический диктант по кислороду. Я буду читать предложения, и если они подходят к кислороду, то ответ должен быть – О2, а если не подходят, то ставить прочерк (–).
Итак начинаю:
- В природе встречается только в связанном виде.
- Хорошо растворим в воде.
- Применяют в качестве топлива.
- сложное вещество.
- При обычных условиях – бесцветный газ
- Принимает участие в процессах окисления
- Простое вещество
- газ, имеющий запах
- Применяют для сварки и резки металлов.
- При обычных условиях – жидкость.
- Входит в состав воздуха
- Легче воздуха
- Необходим для дыхания
- Получают из природного газа.
4. Проверьте и оцените работу. Правильные ответы смотрите на доске критерии оценки:
- “5” – нет ошибок;
- “4” – 2–3 ошибок;
- “3” – 4–5 ошибок;
- “2” – 6–7 ошибок.
- “1” – > 8 ошибок
Обсудите результаты работы
|
Ваша оценка
Работайте вместе с классом
|
УЭ-2
|
Цели:
- Изучить способы получения кислорода: в лаборатории и промышленности.
- Научить учащихся собирать прибор для получения газа – кислород.
1. Прочитайте статью “Получение в лаборатории” и “Получение в промышленности”. 2. Соберите прибор для собирания кислорода методом вытеснение воздуха. 3. Выпишите в тетради определение катализатора. 4. Проверка правильности сбора прибора. Обсудите результаты выполнения задания. 5. Запишите в тетради дату, № практической работы и его название. 6. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности при выполнении данной работы.
|
Самостоятельно с 48-49
Работа в паре по рис. 24 с. 49 индивидуально
За помощью обращайтесь к учителю
См. с. 61
Практическая работа 3
На столах инструктажа – памятка
|
УЭ-3
|
Цель: получить кислород методом вытеснения воздуха.
1. Ознакомление с ходом практической работы. 2. Обсудите действия выполнения работы. 3. Выполните “Практическую работу №3” “Получение и свойства кислорода”. 4. Оформите результаты работы в виде таблицы: 5. Обсудите результаты работы. 6. Оцените свою работу по 5-ти балльной шкале
|
Внимательно прочитайте п. 1 а) с 61, п. 2 а), б) стр. 61.
Работайте в группе
Опыт №1, а) Опыт №2 а), б) Работа в паре индивидуально Вместе с классом Ваша оценка
|
УЭ-4
|
Цель: определить качество знаний по изученной теме.
1. Ответьте на вопросы и выполните задания
- Какие свойства кислорода, мы подтвердили, выполнив эту работу?
- Из какого вещества получают кислород в лаборатории?
- Как определить кислород?
- Определите, укажите, какие из уравнений отражают лабораторный способ получения кислорода:
а) 2Н2О2 ––> 2Н2О + О2 б) 2КМnO4 ––> K2MnO4 + MnO2 + O2 в) 2Cu (NO3)2 ––> 2CuO + 4NO2 + O2 д) разгонка жидкого воздуха
2. Оцените свою работу по учебнику
Критерии оценки:
- Нет ошибок – “5”
- 3–4 ошибок – “3”
- 1–2 ошибок – “4”
- 4–5 ошибок – “2”
- 6 ошибок – “1”
|
Работайте в группе
Индивидуально
с 48 – 50
|
УЭ-5
|
Подведение итогов урока
1. Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели? В какой степени?
2. Оцените свою работу на уроке: “Отлично”, “Хорошо”, “Плохо”.
3. Сдайте тетрадь на проверку учителю.
4. Выберите домашнее задание:
– если вы выполнили все учебные элементы без ошибок – можете делать творческое задание; – при работе допускали незначительные ошибки – прочитайте § 19 – 20 и устно ответьте 2,3,4,5 вопросы с 53. – при работе допускали много ошибок – проработайте материал модуля еще раз.
Творческое задание: составьте кроссворд на тему: “Кислород. Оксиды. Горение”.
|
Индивидуально. Вместе с классом
Подчеркните нужное слово
Индивидуально
По желанию письменно
|
Антонова Анастасия Николаевна, учитель биологии и химии
Урасалахская средняя общеобразовательная школа, с. Сутуруоха, Абыйский улус
{SL_links}
Вернуться назад
|