{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Активизация познавательной деятельности учащихся 8-го класса в условиях модульного обучения химии
{LF_links}

Активизация познавательной деятельности учащихся 8-го класса в условиях модульного обучения химии


3 февраля 2009. Разместил: lessons

Показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности ученика является ее самореализация, когда деятельность становится предметом его сознания и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбирать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Поэтому перед школьной практикой встала проблема поиска технологии обучения, позволяющий практически решать эти задачи. Такой технологией считают модульное обучение. Теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, П.А. Юцявичене, а также учителя-практика (биолога) О.А. Бурцевой и других. Я освещаю тему «Активизация познавательной деятельности учащихся 8-го класса в условиях модульного обучения химии». Объектом исследования в данной работе является модульное обучение, а предметом исследования - формы и пути активизации деятельности учащихся на уроках химии. Цель работы: повышение эффективности обучения химии путем активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-м классе в условиях модульного обучения.

 


 

Задачи:

  • Изучение теоретических основ модульного обучения и овладение ими на практике.
  • Разработка модульной программы учебного раздела химии 8 кл. “Кислород. Оксиды. Горение”.
  • Разработка методики изучения тем учебного раздела химии 8 кл. “Кислород. Оксиды. Горение”.
  • Реализация и апробирование модульной программы, модульных уроков по химии 8 кл.

В модульной программе излагаю цели обучения и последовательность изучения каждой темы. Модульная программа – это программа деятельности ученика по изучению определенной темы. Модульное обучение строится по правилам, принципам модульности.

Активизация познавательной деятельности ученика достигается тем, что:

  1. Каждый урок начинается с процедуры мотивации.
  2. Разнообразие учебных элементов, как носителей учебных информаций, так и приемов учебной деятельности обуславливают мыследеятельностный, продуктивный подход в обучении.

Модуль – это целевой многофункциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

Каждый учебный элемент (игровой, текстовой, модельный, творческий и т.д.) – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения, содержанием которого цель не будет достигнута. Роль учителя как организатора условий создания учебной деятельности каждого ученика состоит в структурировании, проектировании индивидуального образовательного пространства обучаемого. Каждый ученик снабжается напечатанным модулем, который представляет собой методическое средство, в котором указаны цели урока, учебная деятельность ученика на каждом учебном элементе, а также учебные задания, вопросы, упражнения и рекомендации по их выполнению.

Посредством печатных модулей учитель целенаправленно ведет ученика к достижению целей урока путем его самореализации, самовыражения. Одним из обязательных элементов при этом является наличие различных видов контроля деятельности ученика на протяжении всего урока: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. На модульных уроках имеет место рефлексия, оценивание учеником своей деятельности, на уроке исходя из целей учебной деятельности. У ученика появляется заинтересованность в успешности своей работы, возникает динамика, активизация в познавательной деятельности.

Результатом внедрения модульной технологии на уроках химии в 8-м классе были:

  • Экономия учебного времени;
  • Нет двоечников;
  • Повышается качество знаний обучаемого;
  • Закрепляются и развиваются общеучебные умения и навыки самостоятельной работы;
  • Формируется и развивается интерес к предмету;
  • Повышается активность познавательной деятельности учащихся;

Модульное обучение развивает активную позицию ученика на уроке, а также повышает эффективность и продуктивность урока.

Далее привожу разработку одного модульного урока модульной программы “Кислород. Оксиды. Горение” учебного раздела “Химия - 8”. (см. Приложение).

М-3 Получение кислорода в лаборатории и в промышленности

 УЭ   

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий оценивания

УЭ-0

Цель: В результате овладения содержанием модуля вы получите представления о способах получения кислорода в лаборатории и в промышленности, о понятии катализатор и его роли.

Будете уметь:

  1. Собирать прибор для получения газа.
  2. Собирать кислород вытеснением воздуха.
  3. Доказывать его наличие.
  4. Испытывать химические свойства кислорода.
  5. Соблюдать правила по технике безопасности.
 

УЭ-1

Подготовка к работе.

1. Прочитайте, подумайте и ответьте на вопрос: на одной из площадей Лондона установлен памятник ученому – химику. Он изображен с лупой в руке, с помощью которой собирает солнечные лучи. Какое открытие увековечено в памяти людей этой скульптурой? Кто этот ученый? Он англичанин (1733–1804).

2. Задание: внимательно прочитайте стихотворение.

Из атомов мир создавала Природа.
Два атома легких взяла водорода.
Прибавила атом один кислорода.
И получилась частица воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород чуть не всюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород,
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на Земле появились растения,
Жизнь появилась: дыханье, горение …
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере…
Огонь добывали при помощи трения,
Роль кислорода на нашей Земле
Понял великий Лавуазье.
Чему посвящены эти строки стихов?

2. Задание: Напишите химический диктант по кислороду. Я буду читать предложения, и если они подходят к кислороду, то ответ должен быть – О2, а если не подходят, то ставить прочерк (–).

Итак начинаю:

  1. В природе встречается только в связанном виде.
  2. Хорошо растворим в воде.
  3. Применяют в качестве топлива.
  4. сложное вещество.
  5. При обычных условиях – бесцветный газ
  6. Принимает участие в процессах окисления
  7. Простое вещество
  8. газ, имеющий запах
  9. Применяют для сварки и резки металлов.
  10. При обычных условиях – жидкость.
  11. Входит в состав воздуха
  12. Легче воздуха
  13. Необходим для дыхания
  14. Получают из природного газа.

4. Проверьте и оцените работу. Правильные ответы смотрите на доске критерии оценки:

  • “5” – нет ошибок;
  • “4” – 2–3 ошибок;
  • “3” – 4–5 ошибок;
  • “2” – 6–7 ошибок.
  • “1” – > 8 ошибок

Обсудите результаты работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваша оценка

Работайте вместе с классом

УЭ-2

Цели:
  • Изучить способы получения кислорода: в лаборатории и промышленности.
  • Научить учащихся собирать прибор для получения газа – кислород.

1. Прочитайте статью “Получение в лаборатории” и “Получение в промышленности”.
2. Соберите прибор для собирания кислорода методом вытеснение воздуха.
3. Выпишите в тетради определение катализатора.
4. Проверка правильности сбора прибора. Обсудите результаты выполнения задания.
5. Запишите в тетради дату, № практической работы и его название.
6. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности при выполнении данной работы.

 

Самостоятельно с 48-49

Работа в паре по рис. 24 с. 49 индивидуально

За помощью обращайтесь к учителю

См. с. 61

Практическая работа 3

На столах инструктажа – памятка

УЭ-3

Цель: получить кислород методом вытеснения воздуха.

1. Ознакомление с ходом практической работы.
2. Обсудите действия выполнения работы.
3. Выполните “Практическую работу №3” “Получение и свойства кислорода”.
4. Оформите результаты работы в виде таблицы:
5. Обсудите результаты работы.
6. Оцените свою работу по 5-ти балльной шкале

Внимательно прочитайте п. 1 а) с 61, п. 2 а), б) стр. 61.

Работайте в группе

Опыт №1, а)
Опыт №2 а), б)
Работа в паре
индивидуально
Вместе с классом
Ваша оценка

УЭ-4

Цель: определить качество знаний по изученной теме.

1. Ответьте на вопросы и выполните задания

  1. Какие свойства кислорода, мы подтвердили, выполнив эту работу?
  2. Из какого вещества получают кислород в лаборатории?
  3. Как определить кислород?
  4. Определите, укажите, какие из уравнений отражают лабораторный способ получения кислорода:

а) 2Н2О2 ––> 2Н2О + О2
б) 2КМnO4 ––> K2MnO4 + MnO2 + O2
в) 2Cu (NO3)2 ––> 2CuO + 4NO2 + O2
д) разгонка жидкого воздуха

2. Оцените свою работу по учебнику

Критерии оценки:

  • Нет ошибок – “5”
  • 3–4 ошибок – “3”
  • 1–2 ошибок – “4”
  • 4–5 ошибок – “2”
  • 6 ошибок – “1”

 

Работайте в группе

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуально

 

с 48 – 50

УЭ-5

Подведение итогов урока

1. Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели? В какой степени?

2. Оцените свою работу на уроке: “Отлично”, “Хорошо”, “Плохо”.

3. Сдайте тетрадь на проверку учителю.

4. Выберите домашнее задание:

– если вы выполнили все учебные элементы без ошибок – можете делать творческое задание;
– при работе допускали незначительные ошибки – прочитайте § 19 – 20 и устно ответьте 2,3,4,5 вопросы с 53.
– при работе допускали много ошибок – проработайте материал модуля еще раз.

Творческое задание: составьте кроссворд на тему: “Кислород. Оксиды. Горение”.

 

Индивидуально. Вместе с классом

Подчеркните нужное слово

 

Индивидуально

 

По желанию письменно

 


 

Антонова Анастасия Николаевна, учитель биологии и химии

Урасалахская средняя общеобразовательная школа, с. Сутуруоха, Абыйский улус

 


 



{SL_links}

Вернуться назад