mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    03
    фев
    Активизация познавательной деятельности учащихся 8-го класса в условиях модульного обучения химии
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Методики
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Показателем высокого уровня развития учебно-познавательной деятельности ученика является ее самореализация, когда деятельность становится предметом его сознания и воли. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбирать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Поэтому перед школьной практикой встала проблема поиска технологии обучения, позволяющий практически решать эти задачи. Такой технологией считают модульное обучение. Теория модульного обучения подробно изложена в научных трудах. И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, П.А. Юцявичене, а также учителя-практика (биолога) О.А. Бурцевой и других. Я освещаю тему «Активизация познавательной деятельности учащихся 8-го класса в условиях модульного обучения химии». Объектом исследования в данной работе является модульное обучение, а предметом исследования - формы и пути активизации деятельности учащихся на уроках химии. Цель работы: повышение эффективности обучения химии путем активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-м классе в условиях модульного обучения.

     


     

    Задачи:

    • Изучение теоретических основ модульного обучения и овладение ими на практике.
    • Разработка модульной программы учебного раздела химии 8 кл. “Кислород. Оксиды. Горение”.
    • Разработка методики изучения тем учебного раздела химии 8 кл. “Кислород. Оксиды. Горение”.
    • Реализация и апробирование модульной программы, модульных уроков по химии 8 кл.

    В модульной программе излагаю цели обучения и последовательность изучения каждой темы. Модульная программа – это программа деятельности ученика по изучению определенной темы. Модульное обучение строится по правилам, принципам модульности.

    Активизация познавательной деятельности ученика достигается тем, что:

    1. Каждый урок начинается с процедуры мотивации.
    2. Разнообразие учебных элементов, как носителей учебных информаций, так и приемов учебной деятельности обуславливают мыследеятельностный, продуктивный подход в обучении.

    Модуль – это целевой многофункциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием.

    Каждый учебный элемент (игровой, текстовой, модельный, творческий и т.д.) – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения, содержанием которого цель не будет достигнута. Роль учителя как организатора условий создания учебной деятельности каждого ученика состоит в структурировании, проектировании индивидуального образовательного пространства обучаемого. Каждый ученик снабжается напечатанным модулем, который представляет собой методическое средство, в котором указаны цели урока, учебная деятельность ученика на каждом учебном элементе, а также учебные задания, вопросы, упражнения и рекомендации по их выполнению.

    Посредством печатных модулей учитель целенаправленно ведет ученика к достижению целей урока путем его самореализации, самовыражения. Одним из обязательных элементов при этом является наличие различных видов контроля деятельности ученика на протяжении всего урока: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. На модульных уроках имеет место рефлексия, оценивание учеником своей деятельности, на уроке исходя из целей учебной деятельности. У ученика появляется заинтересованность в успешности своей работы, возникает динамика, активизация в познавательной деятельности.

    Результатом внедрения модульной технологии на уроках химии в 8-м классе были:

    • Экономия учебного времени;
    • Нет двоечников;
    • Повышается качество знаний обучаемого;
    • Закрепляются и развиваются общеучебные умения и навыки самостоятельной работы;
    • Формируется и развивается интерес к предмету;
    • Повышается активность познавательной деятельности учащихся;

    Модульное обучение развивает активную позицию ученика на уроке, а также повышает эффективность и продуктивность урока.

    Далее привожу разработку одного модульного урока модульной программы “Кислород. Оксиды. Горение” учебного раздела “Химия - 8”. (см. Приложение).

    М-3 Получение кислорода в лаборатории и в промышленности

     УЭ   

    Учебный материал с указанием заданий

    Рекомендации по выполнению заданий оценивания

    УЭ-0

    Цель: В результате овладения содержанием модуля вы получите представления о способах получения кислорода в лаборатории и в промышленности, о понятии катализатор и его роли.

    Будете уметь:

    1. Собирать прибор для получения газа.
    2. Собирать кислород вытеснением воздуха.
    3. Доказывать его наличие.
    4. Испытывать химические свойства кислорода.
    5. Соблюдать правила по технике безопасности.
     

    УЭ-1

    Подготовка к работе.

    1. Прочитайте, подумайте и ответьте на вопрос: на одной из площадей Лондона установлен памятник ученому – химику. Он изображен с лупой в руке, с помощью которой собирает солнечные лучи. Какое открытие увековечено в памяти людей этой скульптурой? Кто этот ученый? Он англичанин (1733–1804).

    2. Задание: внимательно прочитайте стихотворение.

    Из атомов мир создавала Природа.
    Два атома легких взяла водорода.
    Прибавила атом один кислорода.
    И получилась частица воды,
    Море воды, океаны и льды…
    Стал кислород чуть не всюду начинкой.
    С кремнием он обернулся песчинкой.
    В воздух попал кислород,
    Как ни странно,
    Из голубой глубины океана.
    И на Земле появились растения,
    Жизнь появилась: дыханье, горение …
    Первые птицы и первые звери,
    Первые люди, что жили в пещере…
    Огонь добывали при помощи трения,
    Роль кислорода на нашей Земле
    Понял великий Лавуазье.
    Чему посвящены эти строки стихов?

    2. Задание: Напишите химический диктант по кислороду. Я буду читать предложения, и если они подходят к кислороду, то ответ должен быть – О2, а если не подходят, то ставить прочерк (–).

    Итак начинаю:

    1. В природе встречается только в связанном виде.
    2. Хорошо растворим в воде.
    3. Применяют в качестве топлива.
    4. сложное вещество.
    5. При обычных условиях – бесцветный газ
    6. Принимает участие в процессах окисления
    7. Простое вещество
    8. газ, имеющий запах
    9. Применяют для сварки и резки металлов.
    10. При обычных условиях – жидкость.
    11. Входит в состав воздуха
    12. Легче воздуха
    13. Необходим для дыхания
    14. Получают из природного газа.

    4. Проверьте и оцените работу. Правильные ответы смотрите на доске критерии оценки:

    • “5” – нет ошибок;
    • “4” – 2–3 ошибок;
    • “3” – 4–5 ошибок;
    • “2” – 6–7 ошибок.
    • “1” – > 8 ошибок

    Обсудите результаты работы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ваша оценка

    Работайте вместе с классом

    УЭ-2

    Цели:
    • Изучить способы получения кислорода: в лаборатории и промышленности.
    • Научить учащихся собирать прибор для получения газа – кислород.

    1. Прочитайте статью “Получение в лаборатории” и “Получение в промышленности”.
    2. Соберите прибор для собирания кислорода методом вытеснение воздуха.
    3. Выпишите в тетради определение катализатора.
    4. Проверка правильности сбора прибора. Обсудите результаты выполнения задания.
    5. Запишите в тетради дату, № практической работы и его название.
    6. Ознакомьтесь с правилами техники безопасности при выполнении данной работы.

     

    Самостоятельно с 48-49

    Работа в паре по рис. 24 с. 49 индивидуально

    За помощью обращайтесь к учителю

    См. с. 61

    Практическая работа 3

    На столах инструктажа – памятка

    УЭ-3

    Цель: получить кислород методом вытеснения воздуха.

    1. Ознакомление с ходом практической работы.
    2. Обсудите действия выполнения работы.
    3. Выполните “Практическую работу №3” “Получение и свойства кислорода”.
    4. Оформите результаты работы в виде таблицы:
    5. Обсудите результаты работы.
    6. Оцените свою работу по 5-ти балльной шкале

    Внимательно прочитайте п. 1 а) с 61, п. 2 а), б) стр. 61.

    Работайте в группе

    Опыт №1, а)
    Опыт №2 а), б)
    Работа в паре
    индивидуально
    Вместе с классом
    Ваша оценка

    УЭ-4

    Цель: определить качество знаний по изученной теме.

    1. Ответьте на вопросы и выполните задания

    1. Какие свойства кислорода, мы подтвердили, выполнив эту работу?
    2. Из какого вещества получают кислород в лаборатории?
    3. Как определить кислород?
    4. Определите, укажите, какие из уравнений отражают лабораторный способ получения кислорода:

    а) 2Н2О2 ––> 2Н2О + О2
    б) 2КМnO4 ––> K2MnO4 + MnO2 + O2
    в) 2Cu (NO3)2 ––> 2CuO + 4NO2 + O2
    д) разгонка жидкого воздуха

    2. Оцените свою работу по учебнику

    Критерии оценки:

    • Нет ошибок – “5”
    • 3–4 ошибок – “3”
    • 1–2 ошибок – “4”
    • 4–5 ошибок – “2”
    • 6 ошибок – “1”

     

    Работайте в группе

     

     

     

     

     

     

     

    Индивидуально

     

    с 48 – 50

    УЭ-5

    Подведение итогов урока

    1. Прочитайте цель урока. Достигли ли вы цели? В какой степени?

    2. Оцените свою работу на уроке: “Отлично”, “Хорошо”, “Плохо”.

    3. Сдайте тетрадь на проверку учителю.

    4. Выберите домашнее задание:

    – если вы выполнили все учебные элементы без ошибок – можете делать творческое задание;
    – при работе допускали незначительные ошибки – прочитайте § 19 – 20 и устно ответьте 2,3,4,5 вопросы с 53.
    – при работе допускали много ошибок – проработайте материал модуля еще раз.

    Творческое задание: составьте кроссворд на тему: “Кислород. Оксиды. Горение”.

     

    Индивидуально. Вместе с классом

    Подчеркните нужное слово

     

    Индивидуально

     

    По желанию письменно

     


     

    Антонова Анастасия Николаевна, учитель биологии и химии

    Урасалахская средняя общеобразовательная школа, с. Сутуруоха, Абыйский улус

     


     


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 13525
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.