{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Педагогика > Попечительский совет как одна из форм общественного управления образовательного учреждения
{LF_links}

Попечительский совет как одна из форм общественного управления образовательного учреждения


23 февраля 2009. Разместил: lessons

В рамках документов по модернизации школы большое внимание уделено повышению качества управления, и именно поэтому среди приоритетных задач - задача развития институтов общественного участия в управлении. Современная школа находится в условиях стабильного, но недостаточного бюджетного финансирования, поэтому, естественно, всех нас волнует проблема привлечения дополнительного финансового источника для поддержания функционирования учреждения, а прежде всего — развития образования. И попечительский совет дает такую возможность.

 


 

Особенностью нынешней ситуации является то, что с начала XXI века российская школа вступила в полосу обновления – модернизации.

Образование рассматривается государством как институт, который должен способствовать осуществлению “прорыва” России к новому уровню экономики и новому качеству жизни её граждан.

Среди главных задач модернизации российского образования – достижение современного качества, доступности и эффективности образования, рост его открытости и общественной привлекательности. Это означает, что выпускники должны выходить из стен своих школ компетентными людьми, способными успешно действовать в сложных ситуациях, активными гражданами, а сами школы должны научиться более эффективно использовать, имеющиеся в их распоряжении возможности и ресурсы и привлекать дополнительные.

Именно поэтому в рамках документов по модернизации школы большое внимание уделено повышению качества управления, и именно поэтому среди приоритетных задач – задача развития институтов общественного участия в управлении. А в Национальном проекте в области образования, в рамках которого тысячи школ страны смогут получить солидную финансовую поддержку государства, наличие в школе действующего органа государственно-общественного управления.

Когда школой управляют только представители официальной “властной вертикали” - учредители школы (ГУО, РУО, главы местных администраций), члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как исключительно “государственный”, ведомственный.

Но если к реальному управлению школой начинают привлекаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению зафиксирована в ст. 35 Закона РФ “Об образовании”

Формы самоуправления ОУ

Попечительский совет как одна из форм общественного управления образовательного учреждения

Современная школа находится в условиях стабильного, но недостаточного бюджетного финансирования, поэтому естественно всех нас волнует проблема привлечения дополнительного финансового источника, как для поддержания функционирования учреждения, а прежде всего развития образования. И ПС – дает такую возможность

Цель создания попечительского совета - развитие государственно-общественных форм управления в сфере образования, дополнительное привлечение финансовых, материальных и иных ресурсов для обеспечения развития образования

Задачи:

  • содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ОУ;
  • участие в разработке и реализация программы развития ОУ;
  • содействие совершенствованию материально-технической базы ОУ, благоустройству его помещений и территории;
  • содействие в создании оптимальных условий для обучения и воспитания, улучшение условий труда сотрудников;
  • содействие внедрению инновационных технологий;
  • содействие организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий ОУ.
  • и другие (полномочия ПС определяются Положением и Уставом школы)

Деятельность попечительского совета основывается на принципах:

  • Демократичности
  • Добровольности
  • Свободы выбора направлений

Состав Попечительского совета

  • Педагоги
  • Родители
  • Учащиеся (с целью повышения социальной активности детей)
  • Представители бизнеса
  • Представители органов власти и управления

Варианты создания Попечительского совета:

  1. ПС как структурная часть образовательного учреждения.
  2. ПС как самостоятельная организация.
  3. ПС как самостоятельное юридическое лицо в виде общественной организации.

Попечительский совет как структурная часть образовательного учреждения

Нормативные документы: Закон РФ “Об образовании”, Указ Президента РФ (№ 1134 от 31.08.1999 г.) “О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ”; Постановление Правительства РФ (1379 от 10.12.1999 г.) “Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения”

ПС не имеет юридического лица, функционирует как форма соуправления школой, его деятельность регламентируется Положением (локальным актом).

“+”

  • Родители совместно с администрацией решают проблемы школы
  • Прозрачность привлеченных родительских средств

“-”

  • Нет официальных бухгалтерских документов
  • Отсутствие стимула к работе в составе попечительского совета

Попечительский совет как самостоятельная организация

Нормативные документы: Гражданский Кодекс РФ, ст. 48–53, ст. 117–121; Закон РФ “Об общественных объединениях”, принятый Государственной думой 14 апреля 1995 г.; Закон РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (от 11.08.1995 г.).

ПС имеет право не регистрироваться в органах юстиции и не приобретать прав юридического лица. ПС действует на основании Устава и договора о сотрудничестве между организациями и ОУ

Возможность прописать в договоре о сотрудничестве основные направления финансовых потоков и источников их получения.

  • Возможность прописать в договоре о сотрудничестве основные направления финансовых потоков и источников их получения.
  • Возможность официального сбора денег в соответствии со сметой на нужды ОУ

Совет как самостоятельное юридическое лицо в виде общественной организации

Нормативные документы: Гражданский Кодекс РФ, ст. 48-53, ст. 117-121; Закон РФ “О некоммерческих организациях” (в ред. от 08.08.1999 г.), ст. 2, 3, 6, 7, 8, 10, 15, 24, 25, 26, 29, 30, 31; Закон РФ “Об общественных объединениях” (от 14.04.1995 г.); Закон РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (от 11.08.1995 г.).

Попечительские советы в этом статусе имеют: Устав, юридический адрес, учет во всех фондах и инспекциях, собственные счета и печати. Ведут самостоятельно делопроизводство, имеют свой штат, фонд оплаты труда, смету расходов на реализацию уставной деятельности.

Правовые формы: объединение; организация; фонд.

Уставную деятельность в ОУ реализует в соответствии с договором о сотрудничестве между общественным объединением (организацией, фондом) и образовательным учреждением.

Алгоритм создания органа государственно-общественного управления ОУ (ПС, УС)

Попечительский совет как одна из форм общественного управления образовательного учреждения

Попечительский совет не скорая помощь, не пожарная команда и не группа сборщиков денег для нужд школы, а стратегический штаб школы.

И если раньше стратегия школы определялась её руководителями без участия общественности, то сегодня ПС начинает выступать как постоянный конструктивный помощник и советчик, иногда – контролер и дружественный критик в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижения.

В перспективе в школе возникнет единая “стратегическая команда” из профессионалов и представителей общественности, которые вместе решают важные вопросы улучшения и обновления школьной жизни.

 


 

Аполонова Галина Алексеевна, учитель экономики, директор школы

МОУ "Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов естественного цикла"

д. Губино, Орехово-Зуевский р-н, Московская обл.

 


 



{SL_links}

Вернуться назад