Программа элективного курса для учащихся 9-го класса
Программа курсов по выбору "Индустрия питания" адресована учителям основной школы, ведущим курсы по выбору по технологии в 9-м классе. Программа предусматривает знакомство учащихся с профессиями общепита, умением правильно сервировать стол, украшать блюда, правилами этикета, умением питаться рационально, правильно, грамотно.
Пояснительная записка.
В мире существуют тысячи учреждений общественного питания, начиная с кофеен, в которых ранние посетители могут подкрепиться апельсиновым соком, тостами и, конечно, кофе, и заканчивая заведениями с самой разной национальной кухней: от китайской до европейской. В ресторанах, кафе, барах и т.д. официанты, бармены должны владеть многочисленными техниками обслуживания клиентов. Знание элементарных норм поведения в любом учреждении общественного питания, умение заказывать блюда, вести переговоры с официантом, оплачивать счета и обсуждать ингредиенты, входящие в состав блюд, становится неотъемлемой частью культуры каждого образованного человека. Данная программа спецкурса по выбору для предпрофильной подготовки в 9 классе предполагает формирование у школьников представления о типичных предприятиях сферы питания, учит их ведению деловой беседы в ходе обслуживания, в то же время знакомит с этикой поведения клиента за столом и умению пользоваться столовыми приборами. Программа рассчитана на 16 часов. За последнее десятилетие сфера обслуживания претерпела значительные изменения. Последние, в свою очередь, затронули и учреждения питания: повысилось качество обслуживания посетителей, стало более разнообразным меню и более эффективной работа бармена и официанта. Тема развития учреждений общественного питания стала актуальной в настоящее время, возникла потребность в обучении барменов и официантов новым технологиям обслуживания клиента. Клиенты же, в свою очередь, повышают свою воспитанность, совершенствуют умение вести себя в различных учреждениях питания.
Основные цели курса:
- С позиции актуальности для самих учащихся осмысление ценностей и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности, принятия или неприятия бытующих в общественном сознании стереотипов профессиональной успешности.
- С позиции введения элементов профилизации образовательной деятельности: практическое применение знаний и компетенций в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.
- Осуществление предпрофильной подготовки школьников.
Задачи курса:
- изучение и понимание значимости развития сферы общественного питания;
- знакомство с культурой и кухней разных народов;
- установление взаимосвязи: работник учреждения питания – клиент;
- знакомство со спецлитературой;
- развитие нравственных качеств личности.
Внутренняя логика спецкурса по выбору предполагает сочетание теоретических занятий с реализацией активизирующих и педагогических методик, технологий.
В основе курса – практическая направленность.
Формы проведения занятия:
- лабораторно-практические работы;
- семинарские занятия с элементами лекций;
- собеседования;
- проектная деятельность.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся должны знать:
– роль воспитанности и межличностных отношений в жизни человека; – технологию оформления зала, стола, блюд и их подачи; – профессии, связанные со сферой общественного питания.
Учащиеся должны уметь:
– оформлять зал, стол, блюда; – иметь навыки работы с клиентами.
Основные способы (критерии) оценивания результативности учащихся
- психолого-педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся;
- рейтинговые оценки;
- выполнение заданий;
- защита проектов.
Предполагается, что организацию и преподавание данного ориентированного курса будут осуществлять учителя технологии. Преподаватель с учетом своих возможностей и возможностей школы, образовательных запросов и интересов учащихся может корректировать предлагаемую программу, изменять количество учебных часов.
В качестве методического и информационного обеспечения рекомендуется использовать предлагаемую в программе литературу.
Учебно-тематический план
|
Часы |
Тема 1 |
Бары и бармены. Рестораны |
1
|
1.1 |
Роль официанта и его обязанности |
|
1.2 |
Оформление и составление бланков, меню. Составление меню на на праздничный вечер |
|
Тема 2 |
Правила этикета общения (приветствие, выбор столика, заказ меню, информация о ресторане, напитках, программе развлечений) |
1
|
Тема 3 |
Подготовка к обслуживанию и обслуживание посетителей |
3,5
|
3.1 |
Подготовка рабочего места официанта. Бронирование мест в ресторане и размещение гостей |
|
3.2 |
Техника застилания стола скатертью. Типы сервировки. Техника складывания салфеток |
3.3 |
Встреча гостей. Порядок обслуживания. Представление меню |
Тема 4 |
Кулинарная характеристика блюд |
3,5
|
4.1 |
Закуски, гарниры и соусы, супы |
|
4.2 |
Рыбные блюда |
4.3 |
Сладкие блюда, изделия из теста |
4.4 |
Мясные горячие блюда. Домашняя птица и дичь |
4.5 |
Алкогольные и безалкогольные напитки |
Тема 5 |
Кухни разных народов |
3
|
5.1 |
Русская |
|
5.2 |
Европейская |
5.3 |
Китайская |
Тема 6 |
Техника подачи блюд |
1
|
Тема 7 |
Другие формы обслуживания |
1
|
Тема 8 |
Учреждения сферы питания: кафе, паб, снек-бар, ресторан |
1
|
Тема 9 |
Уборка стола |
1
|
ИТОГО: |
16
|
Содержание курса.
1. Бары и бармены. Рестораны и официанты Бары, типы баров. Современный бармен. Подготовка к обслуживанию клиента. Роль официанта и его обязанности. Оформление и составление бланков, меню. Составление меню на праздничный вечер.
2. Правила этикета общения Приветствие, выбор столика, заказ меню, информация о ресторане, напитках, программе развлечений. О такте и вкусе. Некоторые общие правила этикета.
3. Подготовка к обслуживанию и обслуживание посетителей Подготовка рабочего места официанта. Бронирование мест в ресторане и размещение гостей. Техника застилания стола скатертью. Типы сервировки. Техника складывания салфеток. Встреча гостей. Порядок обслуживания. Представление меню.
4. Кулинарная характеристика блюд Закуски, гарниры и соусы, супы. Рыбные блюда. Сладкие блюда, изделия из теста. Мясные горячие блюда. Домашняя птица и дичь. Алкогольные и безалкогольные напитки.
5. Кухни разных народов Русская. Европейская. Китайская.
6. Техника подачи блюд Подача порционных блюд на тарелках. Подача блюд в обнос. Техника обслуживания гостей с тележки.
7. Учреждения сферы питания Кафе, паб, снек-бар, ресторан.
8. Уборка стола Техника уборки стола методом “в две тарелки”, “в три тарелки”. Уборка дополнительных тарелок. Уборка посуды нестандартных форм. Наведение порядка.
Литература:
- Х.Ридель. Бары и рестораны. Техники обслуживания. – Ростов н/Д: Феникс,2002
- А.Л.Подгайская. Азбука хорошего тона.- Минск,Выш.шк., 1994.
Аржанова Людмила Александровна, учитель технологии
МОУ "Новополтавская СОШ" с. Новополтавка
{SL_links}
Вернуться назад
|