Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Что такое толерантность? Что такое толерантность?24 марта 2009. Разместил: lessons |
||||
Урок подготовки к сочинению-рассуждению в 8-м классе на морально-этическую тему В настоящее время актуальной проблемой является воспитание толерантности личности. Современный ученик должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей. На уроке развития речи предлагается материал по формированию у школьников доброты и милосердия, созданию толерантной среды, которая предполагает взаимопомощь, сопереживание, способность вместе преодолевать трудности.
Цели: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: на доске – плакат с изображением яркого солнца, воздушные шары, магнитофон. План урока: I. Вступительное слово учителя. II. Работа с пословицами. III. Выступление учащихся (инсценировка “Перед вами две дороги, выбирайте…”) IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная” личность. V. Работа по составлению “солнца” толерантности. VI. Построение синквейна. VII. Выводы, обобщение. Ход урока I. Вступительное слово учителя. - Добрый день, ребята! Начинаем урок подготовки к сочинению. Сейчас улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Наш урок начнем с разговора о вечном, о любви. Послушайте сказку (звучит классическая музыка, рассказывается сказка): Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь. Подумал волшебник и сказал: - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . . Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное Место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше. - Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта. - Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. . . - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. А кого выбрали бы вы? Почему? Ученики: Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете. Звучит музыка и продолжение сказки: Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку Учитель: Ребята, В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”. II. Работа с пословицами. - Какие пословицы, стихотворения о доброте приготовили к уроку вы? Пословицы:
Стихотворения:
Учитель: - Давайте обобщим сказанное: Каким делает человека доброта? Ученики: доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах. Какой человек может быть добрым? Ученики: добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Учитель: - Сегодня, ребята, 16 ноября – Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Послушайте, как слово “толерантность” определяется на разных языках земного шара. Сообщение подготовила Ф. И. :
Учитель: Какое из определений импонирует вам более всего? Ученики: на арабском языке, т. к. более раскрывает смысл этого понятия. Учитель: - Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? Ученики: т. к. у каждой нации свои представления о человеческих ценностях. III. Выступление учащихся. Учитель: - Ребята, человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте выступление своих одноклассников, которые подготовили сценку “Перед вами две дороги, выбирайте. . . ”: Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы. - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка. - Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку. - Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват. - Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? - Я всё равно подойду, - вырвала руку девушка - Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её. - Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку. - Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой? - Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”. - Спасибо, леди, спасибо. . . - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню. - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь. - У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату. - Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье. Учитель: Почему молодой человек отказался помочь? Ученики: т. к. считает, что этот человек недостоин помощи. Учитель: - Как бы вы поступили в этом случае? Ученики: не прошли бы мимо, вызвали скорую помощь. Учитель: - Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? Ученики: стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь. Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты. IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная” личность. Учитель: - Итак, есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Сейчас класс разделится на 2 группы. 1 группа будет описывать черты, присущие толерантной личности, 2 группа – черты, присущие интолерантной личности. Давайте уточним понятие “интолерантная личность”. Это человек, который думает только о себе, равнодушен к окружающим. Работа по группам
Вывод: Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев. Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. V. Работа по составлению “солнца” толерантности. Учитель: - Ребята, давайте обобщим сказанное. Слово “толерантность” у нас будет в виде солнца, а ваши ответы - в виде лучиков. VI. Построение синквейна. Учитель: - Проведем работу в виде синквейна. Вспомните общую схему построения синквейна (название темы – атрибутивная характеристика – характеристика по действию – отношение автора – обогащенное название). Попробуем составить вместе синквейн для слов доброта и толерантность. Доброта Толерантность VII. Выводы, обобщения. Учитель: - В качестве обобщения материала урока используем китайскую притчу “Ладная семья”: Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. Учитель: - Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Наша сегодняшняя тема предполагает написание сочинения-рассуждения. Ребята, вспомните, какова композиция сочинения-рассуждения? Ученики: композиция сочинения-рассуждения такова: I. Основная мысль (тезис). II. Доказательства:
III. Вывод. Учитель: - Дома напишите сочинение: “Что такое толерантность?” на черновиках, используя материал урока. Список литературы
Артамонова Олеся Александровна, студентка 4 курса филологического факультета
Вернуться назад |