mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    24
    мар
    Что такое толерантность?
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок подготовки к сочинению-рассуждению в 8-м классе на морально-этическую тему

    В настоящее время актуальной проблемой является воспитание толерантности личности. Современный ученик должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей. На уроке развития речи предлагается материал по формированию у школьников доброты и милосердия, созданию толерантной среды, которая предполагает взаимопомощь, сопереживание, способность вместе преодолевать трудности.


    Цели:

    Образовательные:

    1. Познакомить учащихся с понятием “ толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
    2. Уточнить значения слов тематической группы “ толерантность”.
    3. Повторить материал о сочинении- рассуждении.

    Развивающие:

    1. Сформировть умение определять понятие “ толерантность”, разграничивать черты толерантной и интолерантной личности.
    2. Сформировать умение определять значения слов тематической группы “толерантность”.
    3. Закрепить умение строить текст рассуждения.

    Воспитательные:

    1. Воспитать у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.

    Оборудование: на доске – плакат с изображением яркого солнца, воздушные шары, магнитофон.

    План урока:

    I. Вступительное слово учителя.

    II. Работа с пословицами.

    III. Выступление учащихся (инсценировка “Перед вами две дороги, выбирайте…”)

    IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная” личность.

    V. Работа по составлению “солнца” толерантности.

    VI. Построение синквейна.

    VII. Выводы, обобщение.

    Ход урока

    I. Вступительное слово учителя.

    - Добрый день, ребята! Начинаем урок подготовки к сочинению. Сейчас улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

    Наш урок начнем с разговора о вечном, о любви. Послушайте сказку (звучит классическая музыка, рассказывается сказка):

    Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

    - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

    Подумал волшебник и сказал:

    - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .

    Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное

    Место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

    - Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

    - Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. . .

    - Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.

    Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

    А кого выбрали бы вы? Почему?

    Ученики: Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете.

    Звучит музыка и продолжение сказки:

    Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку

    Учитель:

    Ребята, В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.

    II. Работа с пословицами.

    - Какие пословицы, стихотворения о доброте приготовили к уроку вы?

    Пословицы:

    • Доброта без разума пуста.
    • Доброе дело питает и душу, и тело.
    • Добрый человек в добре живёт век.
    • Доброта нигде не теряет своего достоинства.

    Стихотворения:

    Когда по склонам вечной суеты
    Бежать от неудач устанешь люто,
    Направь шаги
    Тропою
    Доброты
    И радость помоги найти кому-то. (И. Романов)

    Как бы жизнь не летела -
    Дней своих не жалей,
    Делай доброе дело
    Ради счастья людей.
    Чтобы сердце горело,
    А не тлело во мгле,
    Делай доброе дело -
    Тем живём на земле. (А. Лесных)

    Учитель:

    - Давайте обобщим сказанное:

    Каким делает человека доброта?

    Ученики: доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

    Какой человек может быть добрым?

    Ученики: добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.

    Учитель:

    - Сегодня, ребята, 16 ноября – Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Послушайте, как слово “толерантность” определяется на разных языках земного шара.

    Сообщение подготовила Ф. И. :

    • В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
    • Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
    • В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
    • В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
    • В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
    • В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

    Учитель:

    Какое из определений импонирует вам более всего?

    Ученики: на арабском языке, т. к. более раскрывает смысл этого понятия.

    Учитель:

    - Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

    Ученики: т. к. у каждой нации свои представления о человеческих ценностях.

    III. Выступление учащихся.

    Учитель:

    - Ребята, человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте выступление своих одноклассников, которые подготовили сценку “Перед вами две дороги, выбирайте. . . ”:

    Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы.

    - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

    - Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.

    - Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

    - А нам-то что? Он сам виноват.

    - Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

    - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

    - Я всё равно подойду, - вырвала руку девушка

    - Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её.

    - Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

    Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

    - Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?

    - Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

    - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

    - Спасибо, леди, спасибо. . .

    - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

    Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню.

    - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

    - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

    Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

    - У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

    - Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье.

    Учитель:

    Почему молодой человек отказался помочь?

    Ученики: т. к. считает, что этот человек недостоин помощи.

    Учитель:

    - Как бы вы поступили в этом случае?

    Ученики: не прошли бы мимо, вызвали скорую помощь.

    Учитель:

    - Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

    Ученики: стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь.

    Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.

    IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная” личность.

    Учитель:

    - Итак, есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Сейчас класс разделится на 2 группы. 1 группа будет описывать черты, присущие толерантной личности, 2 группа – черты, присущие интолерантной личности. Давайте уточним понятие “интолерантная личность”. Это человек, который думает только о себе, равнодушен к окружающим.

    Работа по группам

    Толерантная личность Интолерантная личность
    Уважение мнения других

    Доброжелательность

    Желание что-либо делать вместе

    Понимание и принятие

    Чуткость, любознательность

    Снисходительность

    Доверие

    Гуманизм

    Непонимание

    Игнорирование

    Эгоизм

    Нетерпимость

    Пренебрежение

    Раздражительность

    Равнодушие

    Цинизм

    Вывод:

    Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.

    Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

    V. Работа по составлению “солнца” толерантности.

    Учитель:

    - Ребята, давайте обобщим сказанное. Слово “толерантность” у нас будет в виде солнца, а ваши ответы - в виде лучиков.

    Что такое толерантность?

    VI. Построение синквейна.

    Учитель:

    - Проведем работу в виде синквейна. Вспомните общую схему построения синквейна (название темы – атрибутивная характеристика – характеристика по действию – отношение автора – обогащенное название). Попробуем составить вместе синквейн для слов доброта и толерантность.

    Доброта
    Отзывчивый душевный
    Поддерживает помогает облагораживает
    Доброта спасёт мир
    Душевность

    Толерантность
    Терпимый снисходительный
    Принимает располагает прощает
    Толерантность способствует уважению
    Терпение

    VII. Выводы, обобщения.

    Учитель:

    - В качестве обобщения материала урока используем китайскую притчу “Ладная семья”:

    Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

    Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

    - И всё?

    Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

    И, подумав, добавил:

    - И мира тоже.

    Учитель:

    - Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Наша сегодняшняя тема предполагает написание сочинения-рассуждения. Ребята, вспомните, какова композиция сочинения-рассуждения?

    Ученики: композиция сочинения-рассуждения такова:

    I. Основная мысль (тезис).

    II. Доказательства:

    а)…
    б)…
    в)…

    III. Вывод.

    Учитель:

    - Дома напишите сочинение: “Что такое толерантность?” на черновиках, используя материал урока.

    Список литературы

    1. Бершадская Н. Р. , Халимова В. З. Литературное творчество учащихся в школе. - М. , 1986.
    2. Климаш В. В. Классный час “Спешите делать добро”// Классный руководитель. – 1999. - №6.


    Артамонова Олеся Александровна, студентка 4 курса филологического факультета
    Шалухина Марина Николаевна
    Терентьева Валентина Борисовна



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 19740
    Комментариев: 1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook

    №1
    Леонид




    Комментариев: 0
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 19 апреля 2011 15:06

    Доброго дня!
    Какой трешь,,,,,,,,,,,,
    Правды ищи дабы жив был!
    http://www.molvica.com/podcast/education
    /education_01.html
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.