Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Языковые особенности построения рекламных текстов Языковые особенности построения рекламных текстов24 марта 2009. Разместил: lessons |
||
Публицистический стиль речи, урок в 11-м классе Урок изучения основных принципов построения рекламы как жанра публицистического стиля речи. С помощью групповой работы на уроке происходит системаизация знаний учащихся о средствах художественной изобразительности, создаются условия для рассмотрения закономерностей построения рекламных текстов (слоганов), особенностей языковых приемов и методов воздействия на потребителя.
Цель: создание условий для рассмотрения закономерностей построения рекламных текстов (слоганов), особенностей языковых приемов и методов воздействия на потребителя. Задачи:
Оформление: карточки для рефлексии настроения и результативности, опорные таблички, словарь терминов (каждой группе); примеры национальных и местных реклам (плакаты, книги, журналы, открытки, рекламные буклеты), телевизор, видеомагнитофон, компьютер. ХОД УРОКА I. Рефлексия настроения – Ребята, доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца). А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение. II. Мотивация Видеозапись: мультфильм “Мужик на базаре корову продавал” на стихи Михалкова (3 мин.) – Реклама стала неотъемлемой частью жизни общества. Она может раздражать, удивлять, привлекать… Она – есть!
Представителями этой творческой, интересной профессии я предлагаю вам стать на этом уроке.
III. Объявление темы урока. Целеполагание – Что лично вас привлекает в рекламе – видеоряд, текст, музыкальное оформление? А что является, на ваш взгляд, главным, смыслообразующим элементом рекламы? Безусловно, текст. И предметом исследования на нашем уроке станет именно текст рекламы. Как можно сформулировать тему урока? Учащиеся формулируют тему: “Языковые особенности построения рекламных текстов”, делают записи в тетрадях. – Итак, тема определена. А зачем вам знать языковые особенности построения рекламных текстов? IV. Актуализация знаний учащихся – Ребята, используя свой жизненный опыт, определите основные цели рекламы. (Воздействие на потребителя, внушение определенных идей и мнений, побуждение приобрести рекламируемый товар.) – Очень точно суть рекламы выявляет стихотворение Э. Успенского, оно так и называется "О рекламе".
– Каков же механизм воздействия на психологию потребителя? Учитель руководит обсуждением, двое учащихся фиксируют результаты обсуждения на листах и крепят их на доске.
Опора на рекламируемые предметы, газеты. – Скажите, акцент на какие потребности, мотивы вы сделаете при составлении рекламы нашей школы? V. Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации. Лингвистический анализ текста – Определим структурные элементы рекламы:
– Особое внимание уделяется формулировке слогана. Работа с термином слоган (англ._ – рекламный лозунг, короткая запоминающаяся фраза. – Слоган называют океаном информации, втиснутым в одну каплю, ударной строкой. Работа с текстами слоганов
Слоган состоит из двух частей, построенных с использованием принципа синтаксического параллелизма. Порядок слов в предложениях, даже намеренный лексический повтор (слово доказано), внушает потребителю мысль о существовании только одной фирмы, достойной доверия.
Использование приема каламбура становится основой построения рекламы стирального порошка. Прием параллелизма – одинаковое синтаксическое построение отрезков речи – делает слоган кратким и запоминающимся.
В основе слогана – антитеза, выраженная описательно: ряд вещей нельзя купить (перечисляются ценности материального плана) – все остальное купить можно, и в этом поможет Mastercard.
Слоган основан на использовании многозначности слова есть.
Использование приема парцелляции в построении данного слогана и цепная связь между предложениями позволяют сделать в устной речи интонационное выделение главного. В первом предложении местоимение все, во втором – местоимение ты помогают воспринять движение мысли о том, что является поводом для восторга.
Слоган краток, энергичен, привлекает внимание. Слоган обещает определенное благо, ощущение комфорта и надежности. Используется трансформация известного выражения Там хорошо, где нас нет со сменой значения на позитивное. Логическое ударение в исходном выражении – на слове нет, в слогане – на выражение мы есть, которое воспринимается в значении “мы находимся, существуем”. Слоган внушает позитивное эмоциональное состояние. Будучи внешне отвлеченным от рекламируемого товара, он переносит позитивный взгляд на в целом рекламируемый товар.
В основе слогана – многократный повтор, которые не может не привлечь внимания. VI. Развитие творческого мышления учащихся – Ну что же, уважаемые копирайтеры, вы отлично справились с анализом текстов реклам. Пусть ваши знания и творческий потенциал помогут вам создать свой слоган рекламы нашей школы. Только помните, что он должен быть кратким. Легко произносимым, вызывающим ассоциации, запоминающимся. Удачи! Работа в группах, результаты фиксируются маркером на листе. По мере окончания работы листы с составленными текстами-слоганами закрепляются на доске. Звучит музыка. VII. Подведение итогов урока – Какой текст рекламы о школе вам понравился больше? (Приложение 2) VIII. Рефлексия результативности, настроения – Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались в языковых особенностях рекламы, то нарисуйте себя на вершине самой высокой горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже. – Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (показываю солнце). А какое настроение у вас? – Спасибо вам за урок. До свидания. IX. Домашнее задание Проанализируйте 2–3 рекламных текста, обратив внимание на использование средств художественной изобразительности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Средства художественной изобразительности
Антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравнимых понятий, реализуемых на уровне словосочетания, предложения, фразы.
Инверсия - изменение обычного порядка слов с целью усилить выразительность речи.
Каламбур - игра слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов с целью создания комического эффекта.
Параллелизм - фигура речи, заключающаяся в тождественности синтаксического строя двух или более смежных отрезков текста.
Парцелляция - деление предложения на отдельные смысловые блоки, когда информация подается по частям: при этом каждая часть отделяется интонацией (в устной речи) и знаками препинания (точкой или запятой в письменной речи).
Трансформация - преобразование фразеологических единиц, обратное их «обыгрывание». Эллипсис - пропуск подразумеваемого члена предложения, чаще глагола.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Работы учащихся
Надежная бытовая техника существует Доказано Zanussi. Качественное образование уже не миф Доказано МОУ СОШ № 1
(Прием параллелизма)
Хорошо там, где мы, А мы учимся в школе № 1
(Трансформации фразеологического оборота)
Есть знания, которые нельзя забыть Доказано наукой. Есть школа, которая дает эти знания, Доказано выпускниками.
МОУ СОШ № 1 с. Хурба
(Антитеза) Артеменко Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, зам.директора по УМР МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1", с. Хурба, Хабаровский край Вернуться назад |