mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    24
    мар
    Языковые особенности построения рекламных текстов
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Публицистический стиль речи, урок в 11-м классе

    Урок изучения основных принципов построения рекламы как жанра публицистического стиля речи. С помощью групповой работы на уроке происходит системаизация знаний учащихся о средствах художественной изобразительности, создаются условия для рассмотрения закономерностей построения рекламных текстов (слоганов), особенностей языковых приемов и методов воздействия на потребителя.

     


     

    Цель: создание условий для рассмотрения закономерностей построения рекламных текстов (слоганов), особенностей языковых приемов и методов воздействия на потребителя.

    Задачи:

    • изучение основных принципов построения рекламы как жанра публицистического стиля речи;
    • систематизация знаний учащихся о средствах художественной изобразительности;
    • развитие языкового чутья учащихся.

    Оформление: карточки для рефлексии настроения и результативности, опорные таблички, словарь терминов (каждой группе); примеры национальных и местных реклам (плакаты, книги, журналы, открытки, рекламные буклеты), телевизор, видеомагнитофон, компьютер.

    ХОД УРОКА

    I. Рефлексия настроения

    – Ребята, доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца). А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение.

    Языковые особенности построения рекламных текстов

    II. Мотивация

    Видеозапись: мультфильм “Мужик на базаре корову продавал” на стихи Михалкова (3 мин.)

    – Реклама стала неотъемлемой частью жизни общества. Она может раздражать, удивлять, привлекать… Она – есть!
    Рекламные слоганы – у всех на слуху, и мы повторяем, напеваем и не можем порой навязчивые строки. И это результат работы тех, кто создает рекламу, – рекламистов, или, как сейчас говорят, копирайтеров. Обратите внимание на термины.

    Рекламист – составитель рекламы.
    Копирайтер (от англ. copyright – авторское право) – составитель рекламных текстов, слоганов.

    Представителями этой творческой, интересной профессии я предлагаю вам стать на этом уроке.
    Итак, давайте посмотрим рекламный ролик (видеозапись любой рекламы). Чем вам понравилась реклама, и в чем, на ваш взгляд, недостатки?

    +
    динамичный видеозаряд
    музыкальное сопровождение
    юмор

    слишком много информации

    III. Объявление темы урока. Целеполагание

    – Что лично вас привлекает в рекламе – видеоряд, текст, музыкальное оформление? А что является, на ваш взгляд, главным, смыслообразующим элементом рекламы? Безусловно, текст. И предметом исследования на нашем уроке станет именно текст рекламы. Как можно сформулировать тему урока?

    Учащиеся формулируют тему: “Языковые особенности построения рекламных текстов”, делают записи в тетрадях.

    – Итак, тема определена. А зачем вам знать языковые особенности построения рекламных текстов?
    Цель нашего урока: определить тот круг языковых приемов, с помощью которых создаются рекламные тексты и, следовательно, организуется целенаправленное воздействие на потребителя. А знание языковых средств, используемых в рекламе, поможет нам совершенствовать языковую культуру и создать в конце урока рекламный текст о школе. Почему, именно эта тема? Кому, как не вам, выпускникам, сказать о школе то, что привлечет к нам новых учеников? Именно ваша реклама будет удачной, интересной.
    Языковой материал сегодняшнего урока – слоганы – наиболее интересные рекламные тексты.

    IV. Актуализация знаний учащихся

    – Ребята, используя свой жизненный опыт, определите основные цели рекламы. (Воздействие на потребителя, внушение определенных идей и мнений, побуждение приобрести рекламируемый товар.)

    – Очень точно суть рекламы выявляет стихотворение Э. Успенского, оно так и называется "О рекламе".

    В пяти магазинах по 200 пальто –
    Зеленые, красные, в клетку.
    И как тебе выбрать из тысячи то,
    И сумку к нему и беретку?
    И как магазину тебе доказать, что "то" –
    Это то, что у них надо взять???
    Конечно, посредством рекламы!!!
    Реклама подскажет, что надо купить.
    Реклама сумеет тебя убедить.

    – Каков же механизм воздействия на психологию потребителя?
    Исследования показывают, что при выборе товара рассудок потребителя играет наименьшую роль. Необходимо “оглушить” потребителя так, чтобы он сделал покупку, воздействовать на какой-либо важный для него мотив.
    Реклама должна отвечать какой-либо из потребностей человека. Давайте обсудим, на какие потребности человека делается акцент в известных вам рекламах.

    Учитель руководит обсуждением, двое учащихся фиксируют результаты обсуждения на листах и крепят их на доске.

    • Уверенность.
    • Надежность.
    • Творчество.
    • Любовь.
    • Сила.
    • Традиции.
    • Бессмертие (здоровье).

    Опора на рекламируемые предметы, газеты.

    – Скажите, акцент на какие потребности, мотивы вы сделаете при составлении рекламы нашей школы?

    V. Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации. Лингвистический анализ текста

    – Определим структурные элементы рекламы:

    1. Вступление.
    2. Основная часть.
    3. Заключение.

    – Особое внимание уделяется формулировке слогана.

    Работа с термином слоган (англ._    рекламный лозунг, короткая запоминающаяся фраза.

    – Слоган называют океаном информации, втиснутым в одну каплю, ударной строкой.
    Уважаемые копирайтеры! Проведем диалог с текстом, чтобы определить, во- первых, какие языковые средства позволяют уместить океан информации в ударную строку, и, во-вторых, каков механизм воздействия на потребителя.
    Словарики средств художественной изобразительности помогут нам в работе. (Приложение 1)

    Работа с текстами слоганов

    • Вода замерзает при 0 С.
      Доказано Цельсием.
      Надежная бытовая техника существует.
      Доказано Zanussi.

    Слоган состоит из двух частей, построенных с использованием принципа синтаксического параллелизма. Порядок слов в предложениях, даже намеренный лексический повтор (слово доказано), внушает потребителю мысль о существовании только одной фирмы, достойной доверия.

    • Чистота – чисто Tide.

    Использование приема каламбура становится основой построения рекламы стирального порошка. Прием параллелизма – одинаковое синтаксическое построение отрезков речи – делает слоган кратким и запоминающимся.

    • Есть вещи, которые нельзя купить.
      Для всего остального есть Mastercard.
    • Все, что вам нужно, это найти друг – друга!
      Остальное – наши заботы! (Из газеты)

    В основе слогана – антитеза, выраженная описательно: ряд вещей нельзя купить (перечисляются ценности материального плана) – все остальное купить можно, и в этом поможет Mastercard.

    • Время есть. Есть MeLLer

    Слоган основан на использовании многозначности слова есть.
    Время есть
    – используется форма настоящего времени глагола быть. Есть Meller – к указанному значению слова добавляется значение “употреблять в пищу”. Приращение смысла позволяет воспринимать рекламный товар (ирис) наравне с философской категорией времени. Благодаря многозначности слогана восприятие рекламы может быть и иным: она сообщает покупателю мысль, что есть “Meller” так же необходимо, как пить чай, чистить зубы, принимать душ и т.д., что потребителю легко найти в жизни время на употребление ириски “Meller”.
    Возможна ли, на ваш взгляд, замена глагола есть на существует?

    • Все в восторге от тебя. А ты от Мэйбеллин.

    Использование приема парцелляции в построении данного слогана и цепная связь между предложениями позволяют сделать в устной речи интонационное выделение главного. В первом предложении местоимение все, во втором – местоимение ты помогают воспринять движение мысли о том, что является поводом для восторга.

    • Хорошо там, где мы есть.

    Слоган краток, энергичен, привлекает внимание. Слоган обещает определенное благо, ощущение комфорта и надежности. Используется трансформация известного выражения Там хорошо, где нас нет со сменой значения на позитивное. Логическое ударение в исходном выражении – на слове нет, в слогане – на выражение мы есть, которое воспринимается в значении “мы находимся, существуем”. Слоган внушает позитивное эмоциональное состояние. Будучи внешне отвлеченным от рекламируемого товара, он переносит позитивный взгляд на в целом рекламируемый товар.

    • Мам, мам, мам, мам, мам….
      Доброе утро, мамочка,
      Соки и нектары “ Моя семья”

    В основе слогана – многократный повтор, которые не может не привлечь внимания.

    VI. Развитие творческого мышления учащихся

    – Ну что же, уважаемые копирайтеры, вы отлично справились с анализом текстов реклам. Пусть ваши знания и творческий потенциал помогут вам создать свой слоган рекламы нашей школы. Только помните, что он должен быть кратким. Легко произносимым, вызывающим ассоциации, запоминающимся. Удачи!

    Работа в группах, результаты фиксируются маркером на листе. По мере окончания работы листы с составленными текстами-слоганами закрепляются на доске. Звучит музыка.

    VII. Подведение итогов урока

    – Какой текст рекламы о школе вам понравился больше? (Приложение 2)
    Какие средства художественной изобразительности вы использовали?
    Рекламные слоганы построены так, что в них выражается вся информация о данном товаре, и потребитель воспринимает и запоминает лишь главные слова и выражения, которые как бы записываются в подсознании. Знание законов построения рекламных текстов позволит нам ориентироваться в “океане информации”.

    VIII. Рефлексия результативности, настроения

    – Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались в языковых особенностях рекламы, то нарисуйте себя на вершине самой высокой горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже.
    Я себя нарисовала на вершине горы, потому что организовала вашу работу так, что вы самостоятельно научились cоставлять рекламный текст. Покажите свои рисунки.

    – Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (показываю солнце). А какое настроение у вас?

    – Спасибо вам за урок. До свидания.

    IX. Домашнее задание

    Проанализируйте 2–3 рекламных текста, обратив внимание на использование средств художественной изобразительности.


    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

     

    Средства    художественной     изобразительности

     

     

    Антитеза - стилистическая фигура, строящаяся  на противопоставлении сравнимых понятий, реализуемых  на  уровне  словосочетания, предложения, фразы.

     

    Инверсия - изменение  обычного порядка слов  с  целью  усилить  выразительность речи.

     

    Каламбур - игра  слов, намеренное соединение  в одном контексте  двух  значений  одного и  того  же слова или использование  сходства в звучании разных  слов  с целью  создания комического  эффекта.

     

    Параллелизм - фигура  речи,  заключающаяся в  тождественности  синтаксического строя двух  или  более  смежных  отрезков  текста.

     

    Парцелляция - деление  предложения  на  отдельные  смысловые  блоки, когда  информация  подается  по  частям: при  этом  каждая  часть  отделяется  интонацией  (в  устной  речи)  и  знаками  препинания (точкой  или запятой  в  письменной  речи).

     

    Трансформация - преобразование  фразеологических  единиц, обратное  их  «обыгрывание».

     

    Эллипсис - пропуск подразумеваемого  члена  предложения, чаще глагола.

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Работы учащихся

     

     

    Надежная бытовая  техника  существует

    Доказано  Zanussi.

    Качественное  образование  уже не миф

    Доказано   МОУ СОШ № 1

     

    (Прием параллелизма)

     

     

     

    Хорошо там, где мы,

    А мы  учимся  в школе № 1

     

    (Трансформации фразеологического оборота)

     

     

     

    Есть знания, которые нельзя забыть

    Доказано наукой.

    Есть школа, которая дает эти знания,

    Доказано выпускниками.

     

    МОУ СОШ № 1 с. Хурба

     

    (Антитеза)


    Артеменко Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, зам.директора по УМР

    МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1", с. Хурба, Хабаровский край



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 9209
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.