Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Публицистический стиль речи, урок в 11-м классе
Урок изучения основных принципов построения рекламы как жанра публицистического стиля речи. С помощью групповой работы на уроке происходит системаизация знаний учащихся о средствах художественной изобразительности, создаются условия для рассмотрения закономерностей построения рекламных текстов (слоганов), особенностей языковых приемов и методов воздействия на потребителя.
Цель: создание условий для рассмотрения закономерностей построения рекламных текстов (слоганов), особенностей языковых приемов и методов воздействия на потребителя.
Задачи:
Оформление: карточки для рефлексии настроения и результативности, опорные таблички, словарь терминов (каждой группе); примеры национальных и местных реклам (плакаты, книги, журналы, открытки, рекламные буклеты), телевизор, видеомагнитофон, компьютер.
ХОД УРОКА
I. Рефлексия настроения
– Ребята, доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца). А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение.
II. Мотивация
Видеозапись: мультфильм “Мужик на базаре корову продавал” на стихи Михалкова (3 мин.)
– Реклама стала неотъемлемой частью жизни общества. Она может раздражать, удивлять, привлекать… Она – есть!
Рекламные слоганы – у всех на слуху, и мы повторяем, напеваем и не можем порой навязчивые строки. И это результат работы тех, кто создает рекламу, – рекламистов, или, как сейчас говорят, копирайтеров. Обратите внимание на термины.
Рекламист – составитель рекламы.
Копирайтер (от англ. copyright – авторское право) – составитель рекламных текстов, слоганов.
Представителями этой творческой, интересной профессии я предлагаю вам стать на этом уроке.
Итак, давайте посмотрим рекламный ролик (видеозапись любой рекламы). Чем вам понравилась реклама, и в чем, на ваш взгляд, недостатки?
+ динамичный видеозаряд музыкальное сопровождение юмор |
– слишком много информации |
III. Объявление темы урока. Целеполагание
– Что лично вас привлекает в рекламе – видеоряд, текст, музыкальное оформление? А что является, на ваш взгляд, главным, смыслообразующим элементом рекламы? Безусловно, текст. И предметом исследования на нашем уроке станет именно текст рекламы. Как можно сформулировать тему урока?
Учащиеся формулируют тему: “Языковые особенности построения рекламных текстов”, делают записи в тетрадях.
– Итак, тема определена. А зачем вам знать языковые особенности построения рекламных текстов?
Цель нашего урока: определить тот круг языковых приемов, с помощью которых создаются рекламные тексты и, следовательно, организуется целенаправленное воздействие на потребителя. А знание языковых средств, используемых в рекламе, поможет нам совершенствовать языковую культуру и создать в конце урока рекламный текст о школе. Почему, именно эта тема? Кому, как не вам, выпускникам, сказать о школе то, что привлечет к нам новых учеников? Именно ваша реклама будет удачной, интересной.
Языковой материал сегодняшнего урока – слоганы – наиболее интересные рекламные тексты.
IV. Актуализация знаний учащихся
– Ребята, используя свой жизненный опыт, определите основные цели рекламы. (Воздействие на потребителя, внушение определенных идей и мнений, побуждение приобрести рекламируемый товар.)
– Очень точно суть рекламы выявляет стихотворение Э. Успенского, оно так и называется "О рекламе".
В пяти магазинах по 200 пальто –
Зеленые, красные, в клетку.
И как тебе выбрать из тысячи то,
И сумку к нему и беретку?
И как магазину тебе доказать, что "то" –
Это то, что у них надо взять???
Конечно, посредством рекламы!!!
Реклама подскажет, что надо купить.
Реклама сумеет тебя убедить.
– Каков же механизм воздействия на психологию потребителя?
Исследования показывают, что при выборе товара рассудок потребителя играет наименьшую роль. Необходимо “оглушить” потребителя так, чтобы он сделал покупку, воздействовать на какой-либо важный для него мотив.
Реклама должна отвечать какой-либо из потребностей человека. Давайте обсудим, на какие потребности человека делается акцент в известных вам рекламах.
Учитель руководит обсуждением, двое учащихся фиксируют результаты обсуждения на листах и крепят их на доске.
Опора на рекламируемые предметы, газеты.
– Скажите, акцент на какие потребности, мотивы вы сделаете при составлении рекламы нашей школы?
V. Применение знаний, умений и навыков в новой ситуации. Лингвистический анализ текста
– Определим структурные элементы рекламы:
– Особое внимание уделяется формулировке слогана.
Работа с термином слоган (англ._ – рекламный лозунг, короткая запоминающаяся фраза.
– Слоган называют океаном информации, втиснутым в одну каплю, ударной строкой.
Уважаемые копирайтеры! Проведем диалог с текстом, чтобы определить, во- первых, какие языковые средства позволяют уместить океан информации в ударную строку, и, во-вторых, каков механизм воздействия на потребителя.
Словарики средств художественной изобразительности помогут нам в работе. (Приложение 1)
Работа с текстами слоганов
Слоган состоит из двух частей, построенных с использованием принципа синтаксического параллелизма. Порядок слов в предложениях, даже намеренный лексический повтор (слово доказано), внушает потребителю мысль о существовании только одной фирмы, достойной доверия.
Использование приема каламбура становится основой построения рекламы стирального порошка. Прием параллелизма – одинаковое синтаксическое построение отрезков речи – делает слоган кратким и запоминающимся.
В основе слогана – антитеза, выраженная описательно: ряд вещей нельзя купить (перечисляются ценности материального плана) – все остальное купить можно, и в этом поможет Mastercard.
Слоган основан на использовании многозначности слова есть.
Время есть – используется форма настоящего времени глагола быть. Есть Meller – к указанному значению слова добавляется значение “употреблять в пищу”. Приращение смысла позволяет воспринимать рекламный товар (ирис) наравне с философской категорией времени. Благодаря многозначности слогана восприятие рекламы может быть и иным: она сообщает покупателю мысль, что есть “Meller” так же необходимо, как пить чай, чистить зубы, принимать душ и т.д., что потребителю легко найти в жизни время на употребление ириски “Meller”.
Возможна ли, на ваш взгляд, замена глагола есть на существует?
Использование приема парцелляции в построении данного слогана и цепная связь между предложениями позволяют сделать в устной речи интонационное выделение главного. В первом предложении местоимение все, во втором – местоимение ты помогают воспринять движение мысли о том, что является поводом для восторга.
Слоган краток, энергичен, привлекает внимание. Слоган обещает определенное благо, ощущение комфорта и надежности. Используется трансформация известного выражения Там хорошо, где нас нет со сменой значения на позитивное. Логическое ударение в исходном выражении – на слове нет, в слогане – на выражение мы есть, которое воспринимается в значении “мы находимся, существуем”. Слоган внушает позитивное эмоциональное состояние. Будучи внешне отвлеченным от рекламируемого товара, он переносит позитивный взгляд на в целом рекламируемый товар.
В основе слогана – многократный повтор, которые не может не привлечь внимания.
VI. Развитие творческого мышления учащихся
– Ну что же, уважаемые копирайтеры, вы отлично справились с анализом текстов реклам. Пусть ваши знания и творческий потенциал помогут вам создать свой слоган рекламы нашей школы. Только помните, что он должен быть кратким. Легко произносимым, вызывающим ассоциации, запоминающимся. Удачи!
Работа в группах, результаты фиксируются маркером на листе. По мере окончания работы листы с составленными текстами-слоганами закрепляются на доске. Звучит музыка.
VII. Подведение итогов урока
– Какой текст рекламы о школе вам понравился больше? (Приложение 2)
Какие средства художественной изобразительности вы использовали?
Рекламные слоганы построены так, что в них выражается вся информация о данном товаре, и потребитель воспринимает и запоминает лишь главные слова и выражения, которые как бы записываются в подсознании. Знание законов построения рекламных текстов позволит нам ориентироваться в “океане информации”.
VIII. Рефлексия результативности, настроения
– Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались в языковых особенностях рекламы, то нарисуйте себя на вершине самой высокой горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже.
Я себя нарисовала на вершине горы, потому что организовала вашу работу так, что вы самостоятельно научились cоставлять рекламный текст. Покажите свои рисунки.
– Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (показываю солнце). А какое настроение у вас?
– Спасибо вам за урок. До свидания.
IX. Домашнее задание
Проанализируйте 2–3 рекламных текста, обратив внимание на использование средств художественной изобразительности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Средства художественной изобразительности
Антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравнимых понятий, реализуемых на уровне словосочетания, предложения, фразы.
Инверсия - изменение обычного порядка слов с целью усилить выразительность речи.
Каламбур - игра слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов с целью создания комического эффекта.
Параллелизм - фигура речи, заключающаяся в тождественности синтаксического строя двух или более смежных отрезков текста.
Парцелляция - деление предложения на отдельные смысловые блоки, когда информация подается по частям: при этом каждая часть отделяется интонацией (в устной речи) и знаками препинания (точкой или запятой в письменной речи).
Трансформация - преобразование фразеологических единиц, обратное их «обыгрывание».
Эллипсис - пропуск подразумеваемого члена предложения, чаще глагола.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Надежная бытовая техника существует
Доказано Zanussi.
Качественное образование уже не миф
Доказано МОУ СОШ № 1
(Прием параллелизма)
Хорошо там, где мы,
А мы учимся в школе № 1
(Трансформации фразеологического оборота)
Есть знания, которые нельзя забыть
Доказано наукой.
Есть школа, которая дает эти знания,
Доказано выпускниками.
МОУ СОШ № 1 с. Хурба
(Антитеза)
Артеменко Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, зам.директора по УМР
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1", с. Хурба, Хабаровский край
,