Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "На севере диком..." Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "На севере диком..."2 апреля 2009. Разместил: lessons |
||||||||
Урок литературы в 6-м классе Урок строится по технологии "Обучение в сотрудничестве". В начале урока класс делится на группы по 4 человека. Задание распределяется по группам и выполняется по "вертушке". Выполнение объясняется каждым и контролируется группой. Оценивается точность, полнота ответа, владение литературоведческими терминами, их понимание и умение найти в тексте лирического произведения примеры. В конце урока проводится рефлексия.
Тип: урок изучения лирического произведения; углублённая работа с текстом (анализ). Цели:
Оборудование: доска, учебники, тетради. Ход урока I. Организационный момент. II. Запись темы урока. III. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Первая группа (сильные ученики) готовит чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова. Слово учителя. Ребята! Мы продолжаем изучать творчество М.Ю. Лермонтова. Давайте вспомним, с какими произведениями мы уже знакомы? “Парус”, “Тучи”, “Утёс”, “На севере диком…” (дети называют). Представители 1-ой группы на выбор читают наизусть. Завершают чтение стихотворением “ На севере диком…” Слово учителя. Именно на данном стихотворении мы сосредоточим наше внимание сегодня. IV. Чтение стихотворения учителем. V. Выявляется первичное восприятие текста. Далее задание распределяется по группам. VI. 2-я группа определяет образы, присутствующие в первой и второй строфе, анализирует и сравнивает их, выявляет приём противопоставления (антитезы), настроение лирического героя. VII. 3-я группа по опоре учителя даёт информацию об истории создания произведения. Стихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством М.Ю. Лермонтова. Даётся подстрочный перевод стихотворения Гейне (запись на доске):
Учащиеся определяют интонацию перевода, чувства лирического героя, сравнивая с произведением Лермонтова. Отмечаются большая выразительность, проникновенность стихотворения Лермонтова. VIII. 4-ая группа определяет поэтические средства, помогающие передать настроение и чувства лирического героя. Учащиеся должны объяснить, какую роль играют художественные средства в стихотворении. Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания): стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.; Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др.; Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (даётся значение понятия “риза”: старинное длинное красивое одеяние без рукавов (царское парадное одеяние)); Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др. IX. 5-я группа сопоставляет образы двух стихотворений:
(сильнее выражена бесприютность, обездоленность)
(усиление великолепия убранства, возвышена торжественность)
(эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”) X. Заслушиваются выступления групп, учащиеся дополняют ответы. 6-я группа (“эксперты”) делает общий вывод о том, что Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком…” можно назвать самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне. XI. Общее задание. Рефлексия. А какие чувства навеяло вам стихотворение М.Ю. Лермонтова? Ответы даются письменно. Зачитываются некоторые работы. XII. Учитель ещё раз читает стихотворение “На севере диком…”. Выявляется восприятие текста. Итоги урока: оценки суммируются по группам, и выставляется общая оценка каждой из групп, оценивается “вклад” каждого участника. На дом может быть дан анализ стихотворения “Три пальмы”.
Архипова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1" г. Шелехов Иркутской обл.
Вернуться назад |