Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Урок литературы в 6-м классе
Урок строится по технологии "Обучение в сотрудничестве". В начале урока класс делится на группы по 4 человека. Задание распределяется по группам и выполняется по "вертушке". Выполнение объясняется каждым и контролируется группой. Оценивается точность, полнота ответа, владение литературоведческими терминами, их понимание и умение найти в тексте лирического произведения примеры. В конце урока проводится рефлексия.
Тип: урок изучения лирического произведения; углублённая работа с текстом (анализ).
Цели:
Оборудование: доска, учебники, тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Запись темы урока.
III. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Первая группа (сильные ученики) готовит чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова.
Слово учителя. Ребята! Мы продолжаем изучать творчество М.Ю. Лермонтова. Давайте вспомним, с какими произведениями мы уже знакомы?
“Парус”, “Тучи”, “Утёс”, “На севере диком…” (дети называют).
Представители 1-ой группы на выбор читают наизусть. Завершают чтение стихотворением “ На севере диком…”
Слово учителя. Именно на данном стихотворении мы сосредоточим наше внимание сегодня.
IV. Чтение стихотворения учителем.
V. Выявляется первичное восприятие текста.
Далее задание распределяется по группам.
VI. 2-я группа определяет образы, присутствующие в первой и второй строфе, анализирует и сравнивает их, выявляет приём противопоставления (антитезы), настроение лирического героя.
VII. 3-я группа по опоре учителя даёт информацию об истории создания произведения.
Стихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством М.Ю. Лермонтова.
Даётся подстрочный перевод стихотворения Гейне (запись на доске):
Сосна стоит одиноко
На севере на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают её лёд и снег.
Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале.
Учащиеся определяют интонацию перевода, чувства лирического героя, сравнивая с произведением Лермонтова. Отмечаются большая выразительность, проникновенность стихотворения Лермонтова.
VIII. 4-ая группа определяет поэтические средства, помогающие передать настроение и чувства лирического героя. Учащиеся должны объяснить, какую роль играют художественные средства в стихотворении.
Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания): стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.;
Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др.;
Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (даётся значение понятия “риза”: старинное длинное красивое одеяние без рукавов (царское парадное одеяние));
Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.
IX. 5-я группа сопоставляет образы двух стихотворений:
…на холодной вершине | …на голой вершине |
(сильнее выражена бесприютность, обездоленность)
белым покрывалом | …снегом сыпучим |
Окутывают её лёд и снег | Одета, как ризой, она |
(усиление великолепия убранства, возвышена торжественность)
На пылающей скале | …на утёсе горючем |
(эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”)
X. Заслушиваются выступления групп, учащиеся дополняют ответы.
6-я группа (“эксперты”) делает общий вывод о том, что Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком…” можно назвать самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.
XI. Общее задание. Рефлексия.
А какие чувства навеяло вам стихотворение М.Ю. Лермонтова? Ответы даются письменно.
Зачитываются некоторые работы.
XII. Учитель ещё раз читает стихотворение “На севере диком…”. Выявляется восприятие текста.
Итоги урока: оценки суммируются по группам, и выставляется общая оценка каждой из групп, оценивается “вклад” каждого участника.
На дом может быть дан анализ стихотворения “Три пальмы”.
Архипова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1" г. Шелехов Иркутской обл.
,