mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    02
    апр
    Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "На севере диком..."
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок литературы в 6-м классе

    Урок строится по технологии "Обучение в сотрудничестве". В начале урока класс делится на группы по 4 человека. Задание распределяется по группам и выполняется по "вертушке". Выполнение объясняется каждым и контролируется группой. Оценивается точность, полнота ответа, владение литературоведческими терминами, их понимание и умение найти в тексте лирического произведения примеры. В конце урока проводится рефлексия.


    Тип: урок изучения лирического произведения; углублённая работа с текстом (анализ).

    Цели:

    • обучить анализу лирического произведения;
    • воспитать эстетический вкус учащихся;
    • развить устную речь, воображение учащихся.

    Оборудование: доска, учебники, тетради.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Запись темы урока.

    III. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Первая группа (сильные ученики) готовит чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова.

    Слово учителя. Ребята! Мы продолжаем изучать творчество М.Ю. Лермонтова. Давайте вспомним, с какими произведениями мы уже знакомы?

    “Парус”, “Тучи”, “Утёс”, “На севере диком…” (дети называют).

    Представители 1-ой группы на выбор читают наизусть. Завершают чтение стихотворением “ На севере диком…”

    Слово учителя. Именно на данном стихотворении мы сосредоточим наше внимание сегодня.

    IV. Чтение стихотворения учителем.

    V. Выявляется первичное восприятие текста.

    Далее задание распределяется по группам.

    VI. 2-я группа определяет образы, присутствующие в первой и второй строфе, анализирует и сравнивает их, выявляет приём противопоставления (антитезы), настроение лирического героя.

    VII. 3-я группа по опоре учителя даёт информацию об истории создания произведения.

    Стихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством М.Ю. Лермонтова.

    Даётся подстрочный перевод стихотворения Гейне (запись на доске):

    Сосна стоит одиноко
    На севере на холодной вершине.
    Она дремлет, белым покрывалом
    Окутывают её лёд и снег.
    Она мечтает о пальме,
    Которая далеко на востоке
    Одиноко и молча печалится
    На пылающей скале.

    Учащиеся определяют интонацию перевода, чувства лирического героя, сравнивая с произведением Лермонтова. Отмечаются большая выразительность, проникновенность стихотворения Лермонтова.

    VIII. 4-ая группа определяет поэтические средства, помогающие передать настроение и чувства лирического героя. Учащиеся должны объяснить, какую роль играют художественные средства в стихотворении.

    Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания): стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.;

    Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др.;

    Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (даётся значение понятия “риза”: старинное длинное красивое одеяние без рукавов (царское парадное одеяние));

    Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.

    IX. 5-я группа сопоставляет образы двух стихотворений:

    …на холодной вершине …на голой вершине

    (сильнее выражена бесприютность, обездоленность)

    белым покрывалом …снегом сыпучим
    Окутывают её лёд и снег Одета, как ризой, она

    (усиление великолепия убранства, возвышена торжественность)

    На пылающей скале …на утёсе горючем

    (эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”)

    X. Заслушиваются выступления групп, учащиеся дополняют ответы.

    6-я группа (“эксперты”) делает общий вывод о том, что Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком…” можно назвать самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.

    XI. Общее задание. Рефлексия.

    А какие чувства навеяло вам стихотворение М.Ю. Лермонтова? Ответы даются письменно.

    Зачитываются некоторые работы.

    XII. Учитель ещё раз читает стихотворение “На севере диком…”. Выявляется восприятие текста.

    Итоги урока: оценки суммируются по группам, и выставляется общая оценка каждой из групп, оценивается “вклад” каждого участника.

    На дом может быть дан анализ стихотворения “Три пальмы”.


    Архипова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

    МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1" г. Шелехов Иркутской обл.



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 20047
    Комментариев: 1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook

    №1
    Нинель Кирина




    Комментариев: 0
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 4 декабря 2010 19:04

    Cпасибо за столь полезный материал, я выражаю огромную благодарность тому, кто написал эту статью. этот замечательный профессианализм очень помог мне на уроке! всего хорошего и побольше вам таких насыщенных и замечательных статей
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.