mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    02
    апр
    Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "На севере диком..."
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок литературы в 6-м классе

    Урок строится по технологии "Обучение в сотрудничестве". В начале урока класс делится на группы по 4 человека. Задание распределяется по группам и выполняется по "вертушке". Выполнение объясняется каждым и контролируется группой. Оценивается точность, полнота ответа, владение литературоведческими терминами, их понимание и умение найти в тексте лирического произведения примеры. В конце урока проводится рефлексия.


    Тип: урок изучения лирического произведения; углублённая работа с текстом (анализ).

    Цели:

    • обучить анализу лирического произведения;
    • воспитать эстетический вкус учащихся;
    • развить устную речь, воображение учащихся.

    Оборудование: доска, учебники, тетради.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Запись темы урока.

    III. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Первая группа (сильные ученики) готовит чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова.

    Слово учителя. Ребята! Мы продолжаем изучать творчество М.Ю. Лермонтова. Давайте вспомним, с какими произведениями мы уже знакомы?

    “Парус”, “Тучи”, “Утёс”, “На севере диком…” (дети называют).

    Представители 1-ой группы на выбор читают наизусть. Завершают чтение стихотворением “ На севере диком…”

    Слово учителя. Именно на данном стихотворении мы сосредоточим наше внимание сегодня.

    IV. Чтение стихотворения учителем.

    V. Выявляется первичное восприятие текста.

    Далее задание распределяется по группам.

    VI. 2-я группа определяет образы, присутствующие в первой и второй строфе, анализирует и сравнивает их, выявляет приём противопоставления (антитезы), настроение лирического героя.

    VII. 3-я группа по опоре учителя даёт информацию об истории создания произведения.

    Стихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством М.Ю. Лермонтова.

    Даётся подстрочный перевод стихотворения Гейне (запись на доске):

    Сосна стоит одиноко
    На севере на холодной вершине.
    Она дремлет, белым покрывалом
    Окутывают её лёд и снег.
    Она мечтает о пальме,
    Которая далеко на востоке
    Одиноко и молча печалится
    На пылающей скале.

    Учащиеся определяют интонацию перевода, чувства лирического героя, сравнивая с произведением Лермонтова. Отмечаются большая выразительность, проникновенность стихотворения Лермонтова.

    VIII. 4-ая группа определяет поэтические средства, помогающие передать настроение и чувства лирического героя. Учащиеся должны объяснить, какую роль играют художественные средства в стихотворении.

    Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания): стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.;

    Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др.;

    Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (даётся значение понятия “риза”: старинное длинное красивое одеяние без рукавов (царское парадное одеяние));

    Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.

    IX. 5-я группа сопоставляет образы двух стихотворений:

    …на холодной вершине …на голой вершине

    (сильнее выражена бесприютность, обездоленность)

    белым покрывалом …снегом сыпучим
    Окутывают её лёд и снег Одета, как ризой, она

    (усиление великолепия убранства, возвышена торжественность)

    На пылающей скале …на утёсе горючем

    (эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”)

    X. Заслушиваются выступления групп, учащиеся дополняют ответы.

    6-я группа (“эксперты”) делает общий вывод о том, что Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком…” можно назвать самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.

    XI. Общее задание. Рефлексия.

    А какие чувства навеяло вам стихотворение М.Ю. Лермонтова? Ответы даются письменно.

    Зачитываются некоторые работы.

    XII. Учитель ещё раз читает стихотворение “На севере диком…”. Выявляется восприятие текста.

    Итоги урока: оценки суммируются по группам, и выставляется общая оценка каждой из групп, оценивается “вклад” каждого участника.

    На дом может быть дан анализ стихотворения “Три пальмы”.


    Архипова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы

    МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1" г. Шелехов Иркутской обл.



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 20108
    Комментариев: 1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook

    №1
    Нинель Кирина




    Комментариев: 0
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 4 декабря 2010 19:04

    Cпасибо за столь полезный материал, я выражаю огромную благодарность тому, кто написал эту статью. этот замечательный профессианализм очень помог мне на уроке! всего хорошего и побольше вам таких насыщенных и замечательных статей
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.