Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Урок, посвященный творчеству Пушкина, призван прививать детям любовь к поэзии, развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения, учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.
Цели:
1. продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина.
2. прививать детям любовь к поэзии
3. развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения
4. учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя
Оборудование:
• портрет А.С.Пушкина . Художник В. А Тропинин
• портрет Арины Родионовны Я.П.Серяков
• картина художника Н.В.Ильина.
• рисунки ребят.
• толковые словари.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
II. Проверка домашнего задания.
1. За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.
- Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.
2.Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома.
III. Изучение нового материала.
1. Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Это одно из самых грустных стихотворений Пушкина.
Его А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился 2 года, не имея права выезжать(1824-1826гг,)
Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа- Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».
2. Учитель выразительно читает стихотворение.
3. Выявление первоначального восприятия стихотворения:
-Понравилось вам стихотворение?
-Какие чувства вызвало у вас?
-Какую картину вы представили?
-Какие слова вам не понятны?
4. Словарно- лексическая работа: Какие слова были непонятны в тексте?
Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
Кроет- покрывает.
Лачужка - небольшая, старенькая избушка.
Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.
IV. Физкультминутка.
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете-
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
5. Беседа по содержанию стихотворения.
1) Какое настроение у героя-рассказчика?
2) В этом стихотворении нашли отражение обстоятельства жизни самого поэта. В таких случаях говорят, что стихотворение носит автобиографический характер. О каком своем герое говорит поэт?
3) Что усугубляет печаль героя стихотворения?
6. Обучение выразительному чтению.
- Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.
7. Продолжение беседы по содержанию стихотворения.
4) Перечитайте стихотворение выразительно самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра:
Буря мглОЮ небо крОет,
Вихри снежные крутя,
ТО, как зверь она завОЕт,
ТО заплАчет , как дитЯ.
Как уныло и страшно в этих строчках звуки У,ОЙУ,ОЙЕ,О,А! Создается образ бушующей вьюги, бури.
То по кровле обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит,
То, как путник ЗапоЗдалый,
К нам в окоШко поСтуЧит.
Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.
5) Кто понимает и утешает одинокого поэта?
6) Какими словами он называет ее?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу будем веселей.
Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.
С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.
7) Какие строки в стихотворении напоминают народную песню?
8) Как вам кажется , для чего он это сделал?
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню певала Арина Родионовна, няня Пушкина, воспетая поэтом в стихотворении «Зимний вечер». Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря. Хочется сказать спасибо русской крестьянке Арине Родионовне за то , что она умела понять и утешить опального Пушкина.
5. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
V. Итог урока.
Учитель. В стихотворении « Зимний вечер» поэт подчеркивает поэзию обычной жизни. Для него поэтична обычная северная природа, поэтичен крестьянский быт, его привлекают народное творчество, речь простого народа. Поэтому и в стихотворении «Зимний вечер» поэт употребляет простонародные слова и выражения.
-Сравнить два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»(тему, идею, настроение, героев)
-Определите, из какого из двух стихотворений эти слова:
1. Вчр (вечор и вечер - оба стихотворения)
2. Кблк (кобылка - первое стихотворение)
3. Крвл (кровля - второе стихотворение)
4. Бр (буря, бурая - оба стихотворения)
5. Птнк (путник - второе стихотворение)
6. Птн (пятно- первое стихотворение)
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Сегодня на уроке хорошо работали…
VI. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».
Выучить стихотворение по желанию.
Спасибо! Урок закончен!
Гаврилова Нина Ильинична, учитель
школа с.Малое Микушкино
,