mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2011
    26
    окт
    Зимний вечер
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе

    Урок, посвященный творчеству Пушкина, призван прививать детям любовь к поэзии, развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения, учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.


    Цели:
    1.    продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина.
    2.    прививать детям любовь к поэзии
    3.    развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения
    4.    учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя
    Оборудование:
    •    портрет А.С.Пушкина . Художник В. А Тропинин
    •     портрет Арины Родионовны Я.П.Серяков
    •     картина художника Н.В.Ильина.
    •     рисунки ребят.
    •     толковые словари.


    Ход урока


    I. Организационный момент
    Учитель.
    С добрым утром. Начат день,
    Первым делом гоним лень.
    На уроке не зевать,
    А работать и читать.
    II. Проверка домашнего задания.
    1. За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.
    - Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.
    2.Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома.
    III. Изучение нового материала.
    1. Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Это одно из самых грустных стихотворений Пушкина.
    Его А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился 2 года, не имея права выезжать(1824-1826гг,)
    Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа- Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».
    2. Учитель выразительно читает стихотворение.
    3. Выявление первоначального восприятия стихотворения:
    -Понравилось вам стихотворение?
    -Какие чувства вызвало у вас?
    -Какую картину вы представили?
    -Какие слова вам не понятны?
    4. Словарно- лексическая работа: Какие слова были непонятны в тексте?
    Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
    Кроет- покрывает.
    Лачужка - небольшая, старенькая избушка.
    Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.
    IV. Физкультминутка.
    Мы немного отдохнем.
    Встанем, глубоко вздохнем.
    Дети по лесу гуляли,
    За природой наблюдали.
    Вверх на солнце посмотрели,
    И их всех лучи согрели.
    Чудеса у нас на свете-
    Стали карликами дети.
    А потом все дружно встали,
    Великанами мы стали.
    Дружно хлопаем,
    Ногами топаем!
    Хорошо мы погуляли
    И немножечко устали!
    5. Беседа по содержанию стихотворения.
    1) Какое настроение у героя-рассказчика?
    2) В этом стихотворении нашли отражение обстоятельства жизни самого поэта. В таких случаях говорят, что стихотворение носит автобиографический характер. О каком своем герое говорит поэт?
    3) Что усугубляет печаль героя стихотворения?
    6. Обучение выразительному чтению.
    - Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.
    7. Продолжение беседы по содержанию стихотворения.
    4) Перечитайте стихотворение выразительно самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра:
    Буря мглОЮ небо крОет,
    Вихри снежные крутя,
    ТО, как зверь она завОЕт,
    ТО заплАчет , как дитЯ.
    Как уныло и страшно в этих строчках звуки У,ОЙУ,ОЙЕ,О,А! Создается образ бушующей вьюги, бури.
    То по кровле обветШалой
    Вдруг Соломой ЗаШумит,
    То, как путник ЗапоЗдалый,
    К нам в окоШко поСтуЧит.
    Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.
    5) Кто понимает и утешает одинокого поэта?
    6) Какими словами он называет ее?
    Выпьем, добрая подружка
    Бедной юности моей,
    Выпьем с горя, где же кружка?
    Сердцу будем веселей.
    Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.
    С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.
    7) Какие строки в стихотворении напоминают народную песню?
    8) Как вам кажется , для чего он это сделал?
    Спой мне песню, как синица
    Тихо за морем жила,
    Спой мне песню, как девица
    За водой поутру шла.
    Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню певала Арина Родионовна, няня Пушкина, воспетая поэтом в стихотворении «Зимний вечер». Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря. Хочется сказать спасибо русской крестьянке Арине Родионовне за то , что она умела понять и утешить опального Пушкина.
    5. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
    V. Итог урока.
    Учитель. В стихотворении « Зимний вечер» поэт подчеркивает поэзию обычной жизни. Для него поэтична обычная северная природа, поэтичен крестьянский быт, его привлекают народное творчество, речь простого народа. Поэтому и в стихотворении «Зимний вечер» поэт употребляет простонародные слова и выражения.
    -Сравнить два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»(тему, идею, настроение, героев)
    -Определите, из какого из двух стихотворений эти слова:
    1.    Вчр (вечор и вечер - оба стихотворения)
    2.    Кблк (кобылка - первое стихотворение)
    3.    Крвл (кровля - второе стихотворение)
    4.    Бр (буря, бурая - оба стихотворения)
    5.    Птнк (путник - второе стихотворение)
    6.    Птн (пятно- первое стихотворение)
    Услышим скоро мы звонок,
    Пора заканчивать урок.
    Сегодня на уроке хорошо работали…
    VI. Домашнее задание.
    Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».
    Выучить стихотворение по желанию.
    Спасибо! Урок закончен!


    Гаврилова Нина Ильинична, учитель

    школа с.Малое Микушкино



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4762
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.