Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе
Урок, посвященный творчеству Пушкина, призван прививать детям любовь к поэзии, развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения, учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.
Цели: 1. продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина. 2. прививать детям любовь к поэзии 3. развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения 4. учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя Оборудование: • портрет А.С.Пушкина . Художник В. А Тропинин • портрет Арины Родионовны Я.П.Серяков • картина художника Н.В.Ильина. • рисунки ребят. • толковые словари.
Ход урока
I. Организационный момент Учитель. С добрым утром. Начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и читать. II. Проверка домашнего задания. 1. За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома. - Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение. 2.Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома. III. Изучение нового материала. 1. Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Это одно из самых грустных стихотворений Пушкина. Его А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился 2 года, не имея права выезжать(1824-1826гг,) Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа- Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер». 2. Учитель выразительно читает стихотворение. 3. Выявление первоначального восприятия стихотворения: -Понравилось вам стихотворение? -Какие чувства вызвало у вас? -Какую картину вы представили? -Какие слова вам не понятны? 4. Словарно- лексическая работа: Какие слова были непонятны в тексте? Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом. Кроет- покрывает. Лачужка - небольшая, старенькая избушка. Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша. IV. Физкультминутка. Мы немного отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете- Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли И немножечко устали! 5. Беседа по содержанию стихотворения. 1) Какое настроение у героя-рассказчика? 2) В этом стихотворении нашли отражение обстоятельства жизни самого поэта. В таких случаях говорят, что стихотворение носит автобиографический характер. О каком своем герое говорит поэт? 3) Что усугубляет печаль героя стихотворения? 6. Обучение выразительному чтению. - Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения. 7. Продолжение беседы по содержанию стихотворения. 4) Перечитайте стихотворение выразительно самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра: Буря мглОЮ небо крОет, Вихри снежные крутя, ТО, как зверь она завОЕт, ТО заплАчет , как дитЯ. Как уныло и страшно в этих строчках звуки У,ОЙУ,ОЙЕ,О,А! Создается образ бушующей вьюги, бури. То по кровле обветШалой Вдруг Соломой ЗаШумит, То, как путник ЗапоЗдалый, К нам в окоШко поСтуЧит. Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном. 5) Кто понимает и утешает одинокого поэта? 6) Какими словами он называет ее? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя, где же кружка? Сердцу будем веселей. Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта. С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе. 7) Какие строки в стихотворении напоминают народную песню? 8) Как вам кажется , для чего он это сделал? Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила, Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню певала Арина Родионовна, няня Пушкина, воспетая поэтом в стихотворении «Зимний вечер». Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря. Хочется сказать спасибо русской крестьянке Арине Родионовне за то , что она умела понять и утешить опального Пушкина. 5. Выразительное чтение стихотворения учащимися. V. Итог урока. Учитель. В стихотворении « Зимний вечер» поэт подчеркивает поэзию обычной жизни. Для него поэтична обычная северная природа, поэтичен крестьянский быт, его привлекают народное творчество, речь простого народа. Поэтому и в стихотворении «Зимний вечер» поэт употребляет простонародные слова и выражения. -Сравнить два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»(тему, идею, настроение, героев) -Определите, из какого из двух стихотворений эти слова: 1. Вчр (вечор и вечер - оба стихотворения) 2. Кблк (кобылка - первое стихотворение) 3. Крвл (кровля - второе стихотворение) 4. Бр (буря, бурая - оба стихотворения) 5. Птнк (путник - второе стихотворение) 6. Птн (пятно- первое стихотворение) Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. Сегодня на уроке хорошо работали… VI. Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер». Выучить стихотворение по желанию. Спасибо! Урок закончен!
Гаврилова Нина Ильинична, учитель
школа с.Малое Микушкино
{SL_links}
Вернуться назад
|