Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Части речи в русском языке Части речи в русском языке26 мая 2009. Разместил: lessons |
Урок русского языка, 3-й класс "Школа-2100" Предлагаемый урок русского языка выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Он является вводным ознакомительным уроком по теме "Части речи", где учащиеся знакомятся сразу со всеми частями речи, а в дальнейшем проводится поэтапная работа - усвоение знаний по каждой части речи.
Цели: • Через самостоятельную работу учащихся в группах, провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знаний, а именно: делить на группы слова по их общим признакам, открыть название этих групп слов; • На основании полученных результатов после открытия нового, вывести понятие к какой части речи относится каждая группа слов, т.е. решить учебную задачу; • Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания. Оборудование: таблица о частях речи на печатной основе, карточки для индивидуальной работы в группах. Ход урока Оргмомент: подготовка рабочего места, посадка, нацеливание на урок. - Чему мы учимся на уроках русского языка? ( Ответы детей). - Открыли тетради, посмотрели на оценки, замечания, на слова, которые я вам подготовила для домашней индивидуальной работы. - Записать дату. ( Двадцать седьмое января) Оставить одну строку для темы урока, которую вы сами выведите. Актуализация: - Ребята, а что мы знаем о словах и что мы можем с ними делать? - Как вы думаете, вы все уже знаете о словах? - А сколько их в русском языке? - А во всех языках вместе? • Послушайте, какую сказку я вам расскажу о словах. - Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха. Одним словом – никакого порядка. Попытались слова как-то построиться. По-разному становились, все плохо получается. - Сначала они решили выстроиться по количеству букв. Получилась у них такая группа, на первом месте слово: Молчать, плакать, полка, белка, белая, милый, под, на, в. - Посмотрело слово –в- на всю эту группу и говорит: “Не хочу я в самом конце стоять, давайте, построимся по росту первой буквы и перебежало вперед. - Выстроилась группа слов по-другому: В, белка, белая, плакать, полка, под, на, милый, молчать. - Тут слово –молчать- это возмутило, и так мол всю жизнь молчу, и здесь не имею права голоса, хочу быть первым, ну или хотя бы не последним. И предложило всем выстроиться в другую группу- по алфавиту: Белая, белка, в, милый, молчать, на, под, полка, плакать. -Посмотрело слово – плакать – на такое построение и говорит: “ А почему я оказалось последним?” И заплакало горькими слезами. - В конечном итоге рассорились все слова между собой и разбежались кто куда, так и не навели порядок. Проблема. - Ребята, может быть вы сможете их помирить? -Чтобы вы предложили для этого сделать? ( Навести порядок, найти какие-то признаки, по которым их можно распределить). - Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня будем искать ответ? ( Как разделить слова на группы?) - Я тоже вам предлагаю поработать в группах. - Мы возьмем эти слова из сказки и попробуем по каким - либо признакам разделить их на группы. ( У вас может быть тоже несколько вариантов распределения слов на группы). Самостоятельная работа в группах. ( Каждая группа выписывает свои признаки на лист, вывешивает и рассказывает). Поиск решения.
- Какой же главный признак вы определили( разбиение по вопросу). - Запишите эти слова по вопросам в тетради. Кто? Что? Какая? Какой? Что делать? - А слова, к которым нельзя задать вопрос – в отдельную группу. - Допишите еще по два слова в каждую группу ( прочитали). - Что же объединяет слова первой, второй, третьей группы? ( Вопрос) -Давайте, почитаем слова 1 столбика. Что мы имеем в виду, когда называем эти слова? ( Полка, белка – предмет, белая, милый - признак плакать – действие предмета) Молодцы! Вы учились разбивать слова на группы - Где мы встречаемся со словами? ( В нашей речи) - Дать название этим словам первой, второй, третьей группы. ! – Частью чего они являются? -( Частью нашей речи.) ! – Какова же тема нашего урока? • Части речи. – Запишите в тетради. Физминутка: •Работа с определением и схемой. Учебник, страница 5. - Прочитайте определение в рамочке. -Правильный вывод сделали мы с вами? -Все части речи делятся на две группы, какие? - Каждая часть речи, ребята, имеет свое название. - Рассмотрите схему и скажите, как называется часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? какая, какой? что делать? Вывод: Частей речи, ребята, в русском языке много, мы с вами постепенно со всеми познакомимся и будем учиться их определять в предложении. - А сейчас еще раз повторим название частей речи, я вам буду называть слова, а вы ставить к ним вопрос и определять, к какой части речи оно относится. Окно, рисовать, ученик, прилежный, написать, огромное (небо), тетрадь, школьная (парта). - С этими частями речи мы будем много работать, а сейчас наша задача попробовать найти в предложении эти части речи. ( Таблица - помощник ) Обозначение : Глагол – гл. Существительное – сущ. Прилагательное – прил. - Запишите предложение. (Один ученик работает на доске с обратной стороны маркером) гл. прил. сущ. • Затихла шумная волна. - Определите части речи и надпишите их над словами карандашом. Молодцы! Правильно. - А что помогло определить части речи? - Ребята, как вы думаете, когда вы были маленькими, вы правильно произносили слова? - Вот я недавно от одного мальчика услышала такое предложение, и не могла в нем разобраться, да я думаю что и вы не сможете понять о чем оно? - А вот может быть вы попробуете при помощи вопросов определить хотя бы к какой части речи относятся эти слова? гл. прил. сущ. Присяпала колявая калуша. Итог урока: - Чему учились на уроке? - Что нового открыли? Домашнее задание – Выучить определение о частях речи, учебник русского языка, стр. 5.
Афанасьева Ольга Алексеевна, учитель начальных классов МОУ "Гимназия № 1", г. Нерюнгри, Республика САХА (Якутия)
Вернуться назад |