Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Современный русский литературный язык. Лексика. Современный русский литературный язык. Лексика.1 сентября 2009. Разместил: lessons |
||||
Учебное пособие для учащихся 7-го класса средней школы Лексика является одним из первых разделов науки о языке и как предмет изучения входит в курс “Современный русский литературный язык”. Настоящее пособие призвано помочь учащимся в его самостоятельном, творческом, поставленном по-новому изучении основ и конкретных вопросов лексикологии русского языка. Пособие составлено в соответствии с программой курса “Современный русский литературный язык” и представляет собой сборник краткого изложения, где лексика дана в виде таблиц, схем, идеограмм и практических заданий основных вопросов тематического материала образовательного курса для учащихся 7-х классов средней школы. К каждой теме прилагается библиография основной литературы. Чтобы выполнить задания и ответить на вопросы, учащимся необходимо ознакомиться с литературой, к данной теме, потом внимательно изучить таблицы, которые в сжатом виде передают основную сущность того или иного явления лексики, и записать ответ. Предлагаю Вам ознакомиться со 2-ым разделом учебного пособия “Современный русский литературный язык. Лексика. Учебное пособие для учащихся 7 класса средней школы” ( раздел II “Семасиология”, тема “Омонимия”), в котором изучается смысловая сторона различных единиц языка.
Если в мире есть вещи, достойные названия “чуда”, Л.Успенский Тема. Омонимия. От различных лексических значений многозначного слова следует чётко отграничивать слова, находящиеся между собой в омонимичных отношениях. Семантическими вариантами одного и того же слова являются только такие образования, которые с точки зрения современного языкового сознания выступают перед нами как родственные, тесно и непосредственно друг с другом связанные значения, из которых одно представляет собой основное, исходное, а другое или другие – вторичные, производные (бой часов; бой – битое стекло; слушать музыку, слушать дело в суде…). Слова, одинаково звучащие, но никак не связанные между собой по смыслу, называются омонимами, а само явление совпадения в одном звучании совершенно разных по значению слов носит название омонимии. I. Понятие об омонимах
В каждом случае полисемии сохраняется тождество слова, т.е. слово остаётся самим собой, тем же словом. Говоря о тождестве многозначного слова, мы имеем в виду единство слова при всём его смысловом (семантическом) многообразии. Сколько бы ни было значений у слова, между всеми значениями должно сохраняться что-то общее.
Хотя в первых двух примерах слово клуб употреблено в разных значениях (1) клуб – организация, клуб – здание такой организации, мы всё же понимаем, что в этих случаях мы имеем дело с одним и тем же словом, а в последнем примере – это совсем другое, чужое слово, совершенно не похожее по смыслу на два первых. Итак, клуб (организация, помещение) и клуб (дыма) – омонимы.
– В чём состоит различие многозначности слова от омонимии? Источник: _______________________________________________________________________________________________ – Что такое омонимы? Составьте словосочетания с указанными словами, подтверждающие, что данные слова являются омонимами:
Примеры: __________________________________________________________________________________________________ – Приведите примеры загадок, скороговорок, стихов с омонимами. Источник: _________________________________________________________________________________________________. II. Типы омонимов 1.ОМОФОНЫ. Разные слова могут звучать одинаково, благодаря действию фонетических (звуковых) закономерностей. Омофоны или фонетические омонимы – совпадение звучания слов, благодаря действию фонетических закономерностей. Примеры:
2. ОМОФОРМЫ. Или грамматические омонимы – совпадение звучания в 1-2(3) грамматических формах. Примеры:
3. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ ИЛИ СОБСТВЕННО ОМОНИМЫ. Омонимы – слова совпадающие по звучанию и форме, но не содержащие никаких общих элементов смысла. Омонимы слова – двойники. Примеры:
4. ОМОГРАФЫ. Совпадение только на письме, в звучащей же речи различаются ударением. Примеры:
– Продолжите ряд омографов. Источник: ___________________________________________________________________________________________________. – Чем отличаются омофоны от омоформ? Источник: __________________________________________________________________________________________________. – Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова прим…рять – прим…рять, ст…рожил – ст…рожил, плач(?) – плач(?), с…деть – с…деть? Как называется это явление омонимии? Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Источник: ____________________________________________________________________________________________________ III. Использование омонимов в речи Омонимы, как и разные значения одного слова, используются и обыгрываются в речи. Используются омонимы и поэтами.
Омонимы часто ставятся поэтами в рифмующиеся концы строк, давая абсолютно точную рифму. Иногда омонимы используются в газетных текстах, лозунгах. – Для чего используются омонимы поэтами? Источник:____________________________________________________________________________________. – Приведите примеры омонимов в газетных текстах, лозунгах. Источник:_____________________________________________________________________________________. Примеры:_____________________________________________________________________________________ . – На чём строится речевое обыгрывание омонимов в каламбурах, шутливых диалогах? Приведите примеры на возможные случаи. Источник:_____________________________________________________________________________________ . Рекомендуемая литература.
Яблочкина Юлия Семеновна, учитель русского языка и литературы, Школа-лицей № 698
Вернуться назад |