mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    01
    сен
    Современный русский литературный язык. Лексика.
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Методики
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Учебное пособие для учащихся 7-го класса средней школы

    Лексика является одним из первых разделов науки о языке и как предмет изучения входит в курс “Современный русский литературный язык”. Настоящее пособие призвано помочь учащимся в его самостоятельном, творческом, поставленном по-новому изучении основ и конкретных вопросов лексикологии русского языка. Пособие составлено в соответствии с программой курса “Современный русский литературный язык” и представляет собой сборник краткого изложения, где лексика дана в виде таблиц, схем, идеограмм и практических заданий основных вопросов тематического материала образовательного курса для учащихся 7-х классов средней школы. К каждой теме прилагается библиография основной литературы. Чтобы выполнить задания и ответить на вопросы, учащимся необходимо ознакомиться с литературой, к данной теме, потом внимательно изучить таблицы, которые в сжатом виде передают основную сущность того или иного явления лексики, и записать ответ. Предлагаю Вам ознакомиться со 2-ым разделом учебного пособия “Современный русский литературный язык. Лексика. Учебное пособие для учащихся 7 класса средней школы” ( раздел II “Семасиология”, тема “Омонимия”), в котором изучается смысловая сторона различных единиц языка.


    Если в мире есть вещи, достойные названия “чуда”,
    то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.

    Л.Успенский

    Тема. Омонимия.

    От различных лексических значений многозначного слова следует чётко отграничивать слова, находящиеся между собой в омонимичных отношениях. Семантическими вариантами одного и того же слова являются только такие образования, которые с точки зрения современного языкового сознания выступают перед нами как родственные, тесно и непосредственно друг с другом связанные значения, из которых одно представляет собой основное, исходное, а другое или другие – вторичные, производные (бой часов;  бой – битое стекло; слушать музыку, слушать дело в суде…).

    Слова, одинаково звучащие, но никак не связанные между собой по смыслу, называются омонимами, а само явление совпадения в одном звучании совершенно разных по значению слов носит название омонимии.
    Омонимы, как и разные значения одного слова, используются, обыгрываются в речи.
    Но возможности омонимии в этом отношении гораздо слабее, чем возможности полисемии.

    I. Понятие об омонимах

    Скажи “родник” –
    И вот возник,
    Бежит в зелёной чаще
    Весёлый ключ журчащий.
    Мы и родник зовём ключом
    (ключ от дверей тут ни при чём).

    (А.Л.Барто).

    В каждом случае полисемии сохраняется тождество слова, т.е. слово остаётся самим собой, тем же словом. Говоря о тождестве многозначного слова, мы имеем в виду единство слова при всём его смысловом (семантическом) многообразии. Сколько бы ни было значений у слова, между всеми значениями должно сохраняться что-то общее.
    Однако, в русском языке ( как и в других языках) есть немало одинаково звучащих слов, не имеющих ничего общего в значении.
    Например, один и тот же звуковой комплекс повторяется в трёх предложениях:

    1. Университетский клуб производит набор студентов в хор.
    2. Новый клуб выстроен по проекту молодого архитектора.
    3. Из окна вырвался клуб дыма.

    Хотя в первых двух примерах слово клуб употреблено в разных значениях (1) клуб – организация, клуб – здание такой организации, мы всё же понимаем, что в этих случаях мы имеем дело с одним и тем же словом, а в последнем примере – это совсем другое, чужое слово, совершенно не похожее по смыслу на два первых. Итак, клуб (организация, помещение) и клуб (дыма) – омонимы.

    ЛУК

    1. Огородное растение (У нас в огороде вырос лук.)
    2. Оружие (Мальчик стрелял из лука.)

    КИСТЬ

    1. Деталь предмета туалета (пояс с кистями).
    2. Инструмент художника (акварельная кисть).
    3. Гроздь (кисть рябины).

    – В чём состоит различие многозначности слова от омонимии?

    Источник: _______________________________________________________________________________________________

    – Что такое омонимы? Составьте словосочетания с указанными словами, подтверждающие, что данные слова являются омонимами:

    брак, глава, свет, среда, горы, бродить, настоять, ключевой, правый, худой, залив, уход.

    Примеры: __________________________________________________________________________________________________

    – Приведите примеры загадок, скороговорок, стихов с омонимами.

    Источник: _________________________________________________________________________________________________.

    II. Типы омонимов

    1.ОМОФОНЫ. Разные слова могут звучать одинаково, благодаря действию фонетических (звуковых) закономерностей. Омофоны или фонетические омонимы – совпадение звучания слов, благодаря действию фонетических закономерностей.

    Примеры:

    1. мог-мок;
    2. луг-лук;
    3. поласкать-полоскать;
    4. разредил-разрядил.

    2. ОМОФОРМЫ. Или грамматические омонимы – совпадение звучания в 1-2(3) грамматических формах.

    Примеры:

    1. дуло (пистолета) – дуло (из окна);
    2. печь (в доме) – печь (пироги);
    3. мой (местоимение) – мой руки (повелительное наклонение глагола).

    3. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ ИЛИ СОБСТВЕННО ОМОНИМЫ. Омонимы – слова совпадающие по звучанию и форме, но не содержащие никаких общих элементов смысла. Омонимы слова – двойники.

    Примеры:

    1. ключ (от двери) – ключ (родник);
    2. домино (игра) – домино (костюм)

    4. ОМОГРАФЫ. Совпадение только на письме, в звучащей же речи различаются ударением.

    Примеры:

    1. стрелки' – стре'лки;
    2. атла'с – а'тлас;
    3. виски' – ви'ски;
    4. ______________;
    5. ______________;
    6. ______________ .

    – Продолжите ряд омографов.

    Источник: ___________________________________________________________________________________________________.

    – Чем отличаются омофоны от омоформ?

    Источник: __________________________________________________________________________________________________.

    – Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова прим…рять – прим…рять, ст…рожил – ст…рожил, плач(?) – плач(?), с…деть – с…деть? Как называется это явление омонимии? Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

    Источник: ____________________________________________________________________________________________________

    III. Использование омонимов в речи

    Омонимы, как и разные значения одного слова, используются и обыгрываются в речи. Используются омонимы и поэтами.
    Например, в стихотворении М. Цветаевой “Поэты”, автор использовал два глагола-омонима:

    Поэт – издалека заводит речь.
    Поэта – далеко заводит речь.

    Омонимы часто ставятся поэтами в рифмующиеся концы строк, давая абсолютно точную рифму. Иногда омонимы используются в газетных текстах, лозунгах.

    Современный русский литературный язык. Лексика.

    – Для чего используются омонимы поэтами?

    Источник:____________________________________________________________________________________.

    – Приведите примеры омонимов в газетных текстах, лозунгах.

    Источник:_____________________________________________________________________________________.

    Примеры:_____________________________________________________________________________________ .

    – На чём строится речевое обыгрывание омонимов в каламбурах, шутливых диалогах? Приведите примеры на возможные случаи.

    Источник:_____________________________________________________________________________________ .

    Рекомендуемая литература.

    1. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. -М., 1957.
    2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. -М., 1976.
    3. Будагов Р.А. Многозначность слова. “Научные доклады высшей школы. Филологические науки” - М.,1958, №1.
    4. Виноградов В.В. Об омонимии и смежных явлениях. “Вопросы языкознания,1960, №5”.
    5. Калинин А.В. Лексика русского языка. – М., 1978.
    6. Курилович Е. Заметки о значении слова / В кн. : Курилович Е. Очерки по лингвистике. – М., 1962.
    7. Смирницкий А.И. К вопросу о слове, т.4. – М. , 1954.
    8. Уфимцева А.А. Типы словесных знаков. – М. , 1974.
    9. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. – М. , 1972.
    10. Шмелёв Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. – М. , 1964.
    11. Шмелёв Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., 1977.


    Яблочкина Юлия Семеновна, учитель русского языка и литературы, Школа-лицей № 698



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 7595
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.