Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Учебное пособие для учащихся 7-го класса средней школы
Лексика является одним из первых разделов науки о языке и как предмет изучения входит в курс “Современный русский литературный язык”. Настоящее пособие призвано помочь учащимся в его самостоятельном, творческом, поставленном по-новому изучении основ и конкретных вопросов лексикологии русского языка. Пособие составлено в соответствии с программой курса “Современный русский литературный язык” и представляет собой сборник краткого изложения, где лексика дана в виде таблиц, схем, идеограмм и практических заданий основных вопросов тематического материала образовательного курса для учащихся 7-х классов средней школы. К каждой теме прилагается библиография основной литературы. Чтобы выполнить задания и ответить на вопросы, учащимся необходимо ознакомиться с литературой, к данной теме, потом внимательно изучить таблицы, которые в сжатом виде передают основную сущность того или иного явления лексики, и записать ответ. Предлагаю Вам ознакомиться со 2-ым разделом учебного пособия “Современный русский литературный язык. Лексика. Учебное пособие для учащихся 7 класса средней школы” ( раздел II “Семасиология”, тема “Омонимия”), в котором изучается смысловая сторона различных единиц языка.
Если в мире есть вещи, достойные названия “чуда”,
то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.
Л.Успенский
Тема. Омонимия.
От различных лексических значений многозначного слова следует чётко отграничивать слова, находящиеся между собой в омонимичных отношениях. Семантическими вариантами одного и того же слова являются только такие образования, которые с точки зрения современного языкового сознания выступают перед нами как родственные, тесно и непосредственно друг с другом связанные значения, из которых одно представляет собой основное, исходное, а другое или другие – вторичные, производные (бой часов; бой – битое стекло; слушать музыку, слушать дело в суде…).
Слова, одинаково звучащие, но никак не связанные между собой по смыслу, называются омонимами, а само явление совпадения в одном звучании совершенно разных по значению слов носит название омонимии.
Омонимы, как и разные значения одного слова, используются, обыгрываются в речи.
Но возможности омонимии в этом отношении гораздо слабее, чем возможности полисемии.
I. Понятие об омонимах
Скажи “родник” –
И вот возник,
Бежит в зелёной чаще
Весёлый ключ журчащий.
Мы и родник зовём ключом
(ключ от дверей тут ни при чём).(А.Л.Барто).
В каждом случае полисемии сохраняется тождество слова, т.е. слово остаётся самим собой, тем же словом. Говоря о тождестве многозначного слова, мы имеем в виду единство слова при всём его смысловом (семантическом) многообразии. Сколько бы ни было значений у слова, между всеми значениями должно сохраняться что-то общее.
Однако, в русском языке ( как и в других языках) есть немало одинаково звучащих слов, не имеющих ничего общего в значении.
Например, один и тот же звуковой комплекс повторяется в трёх предложениях:
Хотя в первых двух примерах слово клуб употреблено в разных значениях (1) клуб – организация, клуб – здание такой организации, мы всё же понимаем, что в этих случаях мы имеем дело с одним и тем же словом, а в последнем примере – это совсем другое, чужое слово, совершенно не похожее по смыслу на два первых. Итак, клуб (организация, помещение) и клуб (дыма) – омонимы.
ЛУК
1. Огородное растение (У нас в огороде вырос лук.) |
КИСТЬ
1. Деталь предмета туалета (пояс с кистями). |
– В чём состоит различие многозначности слова от омонимии?
Источник: _______________________________________________________________________________________________
– Что такое омонимы? Составьте словосочетания с указанными словами, подтверждающие, что данные слова являются омонимами:
брак, глава, свет, среда, горы, бродить, настоять, ключевой, правый, худой, залив, уход.
Примеры: __________________________________________________________________________________________________
– Приведите примеры загадок, скороговорок, стихов с омонимами.
Источник: _________________________________________________________________________________________________.
II. Типы омонимов
1.ОМОФОНЫ. Разные слова могут звучать одинаково, благодаря действию фонетических (звуковых) закономерностей. Омофоны или фонетические омонимы – совпадение звучания слов, благодаря действию фонетических закономерностей.
Примеры:
1. мог-мок;
2. луг-лук;
3. поласкать-полоскать;
4. разредил-разрядил.
2. ОМОФОРМЫ. Или грамматические омонимы – совпадение звучания в 1-2(3) грамматических формах.
Примеры:
1. дуло (пистолета) – дуло (из окна);
2. печь (в доме) – печь (пироги);
3. мой (местоимение) – мой руки (повелительное наклонение глагола).
3. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ ИЛИ СОБСТВЕННО ОМОНИМЫ. Омонимы – слова совпадающие по звучанию и форме, но не содержащие никаких общих элементов смысла. Омонимы слова – двойники.
Примеры:
1. ключ (от двери) – ключ (родник);
2. домино (игра) – домино (костюм)
4. ОМОГРАФЫ. Совпадение только на письме, в звучащей же речи различаются ударением.
Примеры:
1. стрелки' – стре'лки; 2. атла'с – а'тлас; 3. виски' – ви'ски; |
4. ______________; 5. ______________; 6. ______________ . |
– Продолжите ряд омографов.
Источник: ___________________________________________________________________________________________________.
– Чем отличаются омофоны от омоформ?
Источник: __________________________________________________________________________________________________.
– Можно ли вне контекста правильно написать следующие слова прим…рять – прим…рять, ст…рожил – ст…рожил, плач(?) – плач(?), с…деть – с…деть? Как называется это явление омонимии? Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Источник: ____________________________________________________________________________________________________
III. Использование омонимов в речи
Омонимы, как и разные значения одного слова, используются и обыгрываются в речи. Используются омонимы и поэтами.
Например, в стихотворении М. Цветаевой “Поэты”, автор использовал два глагола-омонима:
Поэт – издалека заводит речь.
Поэта – далеко заводит речь.
Омонимы часто ставятся поэтами в рифмующиеся концы строк, давая абсолютно точную рифму. Иногда омонимы используются в газетных текстах, лозунгах.
– Для чего используются омонимы поэтами?
Источник:____________________________________________________________________________________.
– Приведите примеры омонимов в газетных текстах, лозунгах.
Источник:_____________________________________________________________________________________.
Примеры:_____________________________________________________________________________________ .
– На чём строится речевое обыгрывание омонимов в каламбурах, шутливых диалогах? Приведите примеры на возможные случаи.
Источник:_____________________________________________________________________________________ .
Рекомендуемая литература.
,