mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2010
    18
    ноя
    Синонимическое богатство русского языка
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок в 10-м классе с углублённым изучением русского языка

    Урок с углубленным изучением русского языка имеет целью углубить знания учащихся о синонимах, выявить роль синонимов в тексте, их выразительно-изобразительную функцию.


    Цель: раскрыть понятие “синонимическое богатство русского языка”.

    Задачи:

    • углубить знания учащихся о синонимах;
    • выявить роль синонимов в тексте, их выразительно-изобразительную функцию;
    • рассмотреть, как используют синонимическое богатство русского языка мастера художественного слова.

    Использован учебник: Бабайцева В.В. Русский язык: Сборник заданий: 10-11 классы: Пособие для школ и классов с углубл. изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой “Русский язык. Теория. 5-11 классы”. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2000.

    Методическое обоснование. Тема “Синонимы” знакома учащимся, они изучали ее в разделе “Лексикология” в 5-ом классе:

    • определение: синонимы (гр. synonymos – одноименный) - слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению;
    • понятие “синонимический ряд”;
    • роль синонимов в речи (делают нашу речь более точной, разнообразной, выразительной);
    • роль синонимов в тексте (помогают связывать части текста, позволяют избегать неоправданные повторы одного и того же слова);
    • контекстуальные (текстовые);
    • лексические и синтаксические синонимы (морской ветер - ветер с моря - синтаксические синонимы; говорить - выражаться - лексические синонимы);
    • синонимы: общеупотребительные, нейтральные в стилистическом отношении слова и стилистически окрашенные, эмоциональные, оценочные.

    На уроках литературы и риторики дети узнали такие стилистические фигуры речи, как градация, амплификация, антитеза; такие тропы, как эпитеты (в т.ч. цветовые), перифраза.

    Все эти знания будут необходимы на данном уроке.

    На уроке учащиеся узнают о делении синонимов на следующие группы:

    • абсолютные;
    • идеографические;
    • контекстуальные;
    • однокоренные;
    • стилистические.

    Также десятиклассникам будет дана краткая информация о морфологических и синтаксических синонимах.

    Анализируя тексты мастеров слова, ученики систематизируют знания о выразительно-изобразительной функции синонимов, что позволит им самостоятельно отобрать тексты, где налицо использование синонимического богатства мастерами слова.

    Дети должны не просто извлечь информацию, но главное – составить связный, убедительный, яркий ответ на тему “Синонимическое богатство русского языка”. Подобные уроки помогают детям грамотно анализировать тексты, составлять собственные.


    Скачать весь материал: http://doc.support.shpors.ru/112010/Синонимическое богатство русского языка_(support.shpors.ru).doc

    Вареева Лариса Львовна, зам. директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы

    МОУ "Гимназия", г. Переславль-Залесский, Ярославская обл.



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 3734
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.