mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2010
    01
    окт
    Омонимы
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок русского языка "Омонимы" в 6-м классе

    Цели: 1. Знать омонимы. Познакомить учащихся с функциональными омонимами. Закрепить знания учащихся о прямом и переносном значении слова, о чередовании гласных а – о, е – и в корнях слов. 2. Развивать познавательный интерес при работе со словарями. 3. Воспитывать у учащихся умения правильно обращаться со словарями.


    Опорные знания и умения:

    Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение. Правописание глаголов.

    Оборудование: Словари:

    1. М.И. Махмутова “Толковый словарь русского языка”,

    2. М.С. Лапатухин “Школьный толковый словарь русского языка”,

    3. Д.Н. Ушаков “Толковый словарь русского языка”.

    Демонстрационный материал: рисунки с изображением кисти, лука, косы, бора, ячменя, очков, крана.

    Раздаточный материал: перфокарты.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    1. Приветствие.

    2. Поздравить учащихся с началом зимы.

    3. Объявление целей урока.

    II. Повторение пройденного материала на предыдущем уроке

    1. Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Устно)

    жар солнца – жар чувства, (жар чувства),

    тяжесть багажа – тяжесть утраты, (тяжесть утраты),

    гибкость ума - гибкость ветки, (гибкость ума),

    строить планы – строить мост, (строить планы),

    зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст).

    2. Как вы понимаете термин “переносное значение”?

    (Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.)

    III. Изучение новой темы

    1. Сейчас мы с вами, ребята, окунемся в страну Лексикологию. Чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять.

    Ребята, вот вам слова (показать на доску, где записаны слова: лук, коса, кран, бор, кисть) - это строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно - безобразный, шаткий сарай. Составьте с данными словами по одному предложению.

    (Я не умею стрелять из лука. Я не люблю жареный лук.

    В музее выставлены кисти, которыми работал художник. На картине мы видим кисть рябины. В народе говорят: “Коса – девичья краса”. Папа мне велел поточить косу. Учитель повел нас на экскурсию в сосновый бор. Вы знаете, что бор – это химический элемент?)

    2. Кто составил предложение с этим словом?

    (Учитель показывает рисунок, где изображен репчатый лук. Так проделывается с остальными словами).

    3. Когда ты читаешь слово лук, то представляешь себе лук репчатый. Однако есть еще предмет, который обозначается словом лук – ручное оружие для метания стрел. Ясно, что это два совершенно разных, не связанных между собой предмета. И называются они двумя разными словами, хотя и похожими друг на друга, как близнецы.

    Такие слова, которые пишутся или произносятся одинаково, но совершенно различные по лексическому значению, называются омонимами.

    4. Учащиеся читают определение “омонимы” в учебнике.

    5. Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими. На доске записаны примеры-предложения, словосочетания. Ребята, перед вами стоит такая задача: прочитайте предложения и попробуйте сами сделать вывод.

    а) У нашей березы красивые сережки. Березы принакрылись снегом.

    б) Больной ребенок заснул. Больной заснул.

    в) Русская печь. Печь пироги.

    (В первой группе предложений различаем разные формы одного и того же слова: березы – существительное., в форме ед. ч., родительного падежа. Во второй группе предложений – одно слово “больной” является определением, другое - подлежащим. В третьей группе словосочетаний – одно слово “печь” является существительным, а другое - глаголом.)

    Итак, ребята, слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по грамматическому значению, называются омонимами.

    IV. Закрепление

    1. Ребята, продолжим игру “Построй предложение”. Я вам показываю рисунки, а вы устно составляете предложения.

    а) Ячмень – хлебный злак.

    (Это поле засеяно ячменем.)

    б) Ячмень – гнойное воспаление сальной железы у волосяного мешочка ресницы.

    (У меня выскочил ячмень.)

    в) Очки – единица счета при игре.

    (Мы набрали на три очка больше.)

    г) Очки - оптический прибор.

    (Ему в очках лучше.)

    д) Кран – водопроводный кран.

    (Не забудьте закрыть кран.)

    е) Кран – подъемный кран.

    (Мой папа работает на кране.)

    2. Определите, в каком значении употребляются выделенные омонимы. В тетрадях записываете только ответы. За справками обращайтесь к толковым словарям. (Самостоятельная работа учащихся).

    а) Лисичка легка на спину и играет, словно собачка.

    (Животное).

    б) Жареные лисички вкусны.

    (Грибы).

    в) В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.

    (Лунный свет).

    г) Я по свету немало хаживал.

    (Земной шар, по миру хаживал).

    д) В целом мире нет, нет красивее Уфы моей.

    (Земной шар).

    е) Мир победит войну.

    (Спокойствие, отсутствие войны).

    3. Ребята, попробуйте отгадать лингвистические загадки. (Устно)

    а) Вот слово. Для решенья в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке?

    (Ключ).

    б) В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают?

    (Шашки).

    в) Каким словом называют и птицу, и шест у колодца?

    (Журавль).

    г) Каким ключом замок не откроешь?

    (Родником).

    4. Ребята, следует различать многозначные слова и омонимы. Для этого найдите в словаре толкование слова “ключ”. Сравните.

    Ключ – металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.

    Ключ – система нотного изображения музыкальных звуков.

    Ключ – бьющий из земли источник, родник.

    Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений.

    5. Выпишите из второй словарной статьи пример на употребление слова ключ в переносном значении. Обозначьте орфограммы.

    изнь бьет ключом.)

    V. Обобщение. Итог урока

    1. Вопрос к учащимся: “Что нового узнали сегодня на уроке?”
    2. Выставление оценок.
    3. Домашнее задание. (Объяснить).

    Определите, какие одушевленные и неодушевленные предметы называются следующими одинаковыми словами. Обращайтесь к толковым словарям.

    Такса, норка, испанка, пеночка, клуб, петрушка, шах, свинка, патрон, лавка.

     


    Скачать приложение: http://doc.support.shpors.ru/102010/Омонимы_приложение_(support.shpors.ru).doc

    Валиуллина Зульфия Рауфовна, учитель русского языка и литературы

    МБОУ башкирский лицей им. М. Бурангулова с. Раевский Альшеевского района Республики Башкортостан



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 9492
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.