Vlivkor.Com > Сценарии, Разное, Открытые уроки, Русский язык > Омонимы Омонимы1 октября 2010. Разместил: lessons |
Урок русского языка "Омонимы" в 6-м классеЦели: 1. Знать омонимы. Познакомить учащихся с функциональными омонимами. Закрепить знания учащихся о прямом и переносном значении слова, о чередовании гласных а – о, е – и в корнях слов. 2. Развивать познавательный интерес при работе со словарями. 3. Воспитывать у учащихся умения правильно обращаться со словарями. Опорные знания и умения: Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение. Правописание глаголов. Оборудование: Словари: 1. М.И. Махмутова “Толковый словарь русского языка”, 2. М.С. Лапатухин “Школьный толковый словарь русского языка”, 3. Д.Н. Ушаков “Толковый словарь русского языка”. Демонстрационный материал: рисунки с изображением кисти, лука, косы, бора, ячменя, очков, крана. Раздаточный материал: перфокарты. Ход урока I. Организационный момент 1. Приветствие. 2. Поздравить учащихся с началом зимы. 3. Объявление целей урока. II. Повторение пройденного материала на предыдущем уроке 1. Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Устно) жар солнца – жар чувства, (жар чувства), тяжесть багажа – тяжесть утраты, (тяжесть утраты), гибкость ума - гибкость ветки, (гибкость ума), строить планы – строить мост, (строить планы), зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст). 2. Как вы понимаете термин “переносное значение”? (Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.) III. Изучение новой темы 1. Сейчас мы с вами, ребята, окунемся в страну Лексикологию. Чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять. Ребята, вот вам слова (показать на доску, где записаны слова: лук, коса, кран, бор, кисть) - это строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно - безобразный, шаткий сарай. Составьте с данными словами по одному предложению. (Я не умею стрелять из лука. Я не люблю жареный лук. В музее выставлены кисти, которыми работал художник. На картине мы видим кисть рябины. В народе говорят: “Коса – девичья краса”. Папа мне велел поточить косу. Учитель повел нас на экскурсию в сосновый бор. Вы знаете, что бор – это химический элемент?) 2. Кто составил предложение с этим словом? (Учитель показывает рисунок, где изображен репчатый лук. Так проделывается с остальными словами). 3. Когда ты читаешь слово лук, то представляешь себе лук репчатый. Однако есть еще предмет, который обозначается словом лук – ручное оружие для метания стрел. Ясно, что это два совершенно разных, не связанных между собой предмета. И называются они двумя разными словами, хотя и похожими друг на друга, как близнецы. Такие слова, которые пишутся или произносятся одинаково, но совершенно различные по лексическому значению, называются омонимами. 4. Учащиеся читают определение “омонимы” в учебнике. 5. Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими. На доске записаны примеры-предложения, словосочетания. Ребята, перед вами стоит такая задача: прочитайте предложения и попробуйте сами сделать вывод. а) У нашей березы красивые сережки. Березы принакрылись снегом. б) Больной ребенок заснул. Больной заснул. в) Русская печь. Печь пироги. (В первой группе предложений различаем разные формы одного и того же слова: березы – существительное., в форме ед. ч., родительного падежа. Во второй группе предложений – одно слово “больной” является определением, другое - подлежащим. В третьей группе словосочетаний – одно слово “печь” является существительным, а другое - глаголом.) Итак, ребята, слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по грамматическому значению, называются омонимами. IV. Закрепление 1. Ребята, продолжим игру “Построй предложение”. Я вам показываю рисунки, а вы устно составляете предложения. а) Ячмень – хлебный злак. (Это поле засеяно ячменем.) б) Ячмень – гнойное воспаление сальной железы у волосяного мешочка ресницы. (У меня выскочил ячмень.) в) Очки – единица счета при игре. (Мы набрали на три очка больше.) г) Очки - оптический прибор. (Ему в очках лучше.) д) Кран – водопроводный кран. (Не забудьте закрыть кран.) е) Кран – подъемный кран. (Мой папа работает на кране.) 2. Определите, в каком значении употребляются выделенные омонимы. В тетрадях записываете только ответы. За справками обращайтесь к толковым словарям. (Самостоятельная работа учащихся). а) Лисичка легка на спину и играет, словно собачка. (Животное). б) Жареные лисички вкусны. (Грибы). в) В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна. (Лунный свет). г) Я по свету немало хаживал. (Земной шар, по миру хаживал). д) В целом мире нет, нет красивее Уфы моей. (Земной шар). е) Мир победит войну. (Спокойствие, отсутствие войны). 3. Ребята, попробуйте отгадать лингвистические загадки. (Устно) а) Вот слово. Для решенья в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке? (Ключ). б) В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают? (Шашки). в) Каким словом называют и птицу, и шест у колодца? (Журавль). г) Каким ключом замок не откроешь? (Родником). 4. Ребята, следует различать многозначные слова и омонимы. Для этого найдите в словаре толкование слова “ключ”. Сравните. Ключ – металлическое приспособление для отпирания и запирания замка. Ключ – система нотного изображения музыкальных звуков. Ключ – бьющий из земли источник, родник. Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений. 5. Выпишите из второй словарной статьи пример на употребление слова ключ в переносном значении. Обозначьте орфограммы. (Жизнь бьет ключом.) V. Обобщение. Итог урока
Определите, какие одушевленные и неодушевленные предметы называются следующими одинаковыми словами. Обращайтесь к толковым словарям. Такса, норка, испанка, пеночка, клуб, петрушка, шах, свинка, патрон, лавка.
Скачать приложение: http://doc.support.shpors.ru/102010/Омонимы_приложение_(support.shpors.ru).doc
Валиуллина Зульфия Рауфовна, учитель русского языка и литературы МБОУ башкирский лицей им. М. Бурангулова с. Раевский Альшеевского района Республики Башкортостан Вернуться назад |