{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Разное, Открытые уроки, Русский язык > Омонимы
{LF_links}

Омонимы


1 октября 2010. Разместил: lessons

Урок русского языка "Омонимы" в 6-м классе

Цели: 1. Знать омонимы. Познакомить учащихся с функциональными омонимами. Закрепить знания учащихся о прямом и переносном значении слова, о чередовании гласных а – о, е – и в корнях слов. 2. Развивать познавательный интерес при работе со словарями. 3. Воспитывать у учащихся умения правильно обращаться со словарями.


Опорные знания и умения:

Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение. Правописание глаголов.

Оборудование: Словари:

1. М.И. Махмутова “Толковый словарь русского языка”,

2. М.С. Лапатухин “Школьный толковый словарь русского языка”,

3. Д.Н. Ушаков “Толковый словарь русского языка”.

Демонстрационный материал: рисунки с изображением кисти, лука, косы, бора, ячменя, очков, крана.

Раздаточный материал: перфокарты.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Приветствие.

2. Поздравить учащихся с началом зимы.

3. Объявление целей урока.

II. Повторение пройденного материала на предыдущем уроке

1. Найдите слова, употребленные в переносном значении. (Устно)

жар солнца – жар чувства, (жар чувства),

тяжесть багажа – тяжесть утраты, (тяжесть утраты),

гибкость ума - гибкость ветки, (гибкость ума),

строить планы – строить мост, (строить планы),

зрелый возраст – зрелый плод, (зрелый возраст).

2. Как вы понимаете термин “переносное значение”?

(Мы переносим названия с одного предмета на другой, а новые значения называем переносными.)

III. Изучение новой темы

1. Сейчас мы с вами, ребята, окунемся в страну Лексикологию. Чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять.

Ребята, вот вам слова (показать на доску, где записаны слова: лук, коса, кран, бор, кисть) - это строительный материал, кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно - безобразный, шаткий сарай. Составьте с данными словами по одному предложению.

(Я не умею стрелять из лука. Я не люблю жареный лук.

В музее выставлены кисти, которыми работал художник. На картине мы видим кисть рябины. В народе говорят: “Коса – девичья краса”. Папа мне велел поточить косу. Учитель повел нас на экскурсию в сосновый бор. Вы знаете, что бор – это химический элемент?)

2. Кто составил предложение с этим словом?

(Учитель показывает рисунок, где изображен репчатый лук. Так проделывается с остальными словами).

3. Когда ты читаешь слово лук, то представляешь себе лук репчатый. Однако есть еще предмет, который обозначается словом лук – ручное оружие для метания стрел. Ясно, что это два совершенно разных, не связанных между собой предмета. И называются они двумя разными словами, хотя и похожими друг на друга, как близнецы.

Такие слова, которые пишутся или произносятся одинаково, но совершенно различные по лексическому значению, называются омонимами.

4. Учащиеся читают определение “омонимы” в учебнике.

5. Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими. На доске записаны примеры-предложения, словосочетания. Ребята, перед вами стоит такая задача: прочитайте предложения и попробуйте сами сделать вывод.

а) У нашей березы красивые сережки. Березы принакрылись снегом.

б) Больной ребенок заснул. Больной заснул.

в) Русская печь. Печь пироги.

(В первой группе предложений различаем разные формы одного и того же слова: березы – существительное., в форме ед. ч., родительного падежа. Во второй группе предложений – одно слово “больной” является определением, другое - подлежащим. В третьей группе словосочетаний – одно слово “печь” является существительным, а другое - глаголом.)

Итак, ребята, слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по грамматическому значению, называются омонимами.

IV. Закрепление

1. Ребята, продолжим игру “Построй предложение”. Я вам показываю рисунки, а вы устно составляете предложения.

а) Ячмень – хлебный злак.

(Это поле засеяно ячменем.)

б) Ячмень – гнойное воспаление сальной железы у волосяного мешочка ресницы.

(У меня выскочил ячмень.)

в) Очки – единица счета при игре.

(Мы набрали на три очка больше.)

г) Очки - оптический прибор.

(Ему в очках лучше.)

д) Кран – водопроводный кран.

(Не забудьте закрыть кран.)

е) Кран – подъемный кран.

(Мой папа работает на кране.)

2. Определите, в каком значении употребляются выделенные омонимы. В тетрадях записываете только ответы. За справками обращайтесь к толковым словарям. (Самостоятельная работа учащихся).

а) Лисичка легка на спину и играет, словно собачка.

(Животное).

б) Жареные лисички вкусны.

(Грибы).

в) В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.

(Лунный свет).

г) Я по свету немало хаживал.

(Земной шар, по миру хаживал).

д) В целом мире нет, нет красивее Уфы моей.

(Земной шар).

е) Мир победит войну.

(Спокойствие, отсутствие войны).

3. Ребята, попробуйте отгадать лингвистические загадки. (Устно)

а) Вот слово. Для решенья в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке?

(Ключ).

б) В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают?

(Шашки).

в) Каким словом называют и птицу, и шест у колодца?

(Журавль).

г) Каким ключом замок не откроешь?

(Родником).

4. Ребята, следует различать многозначные слова и омонимы. Для этого найдите в словаре толкование слова “ключ”. Сравните.

Ключ – металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.

Ключ – система нотного изображения музыкальных звуков.

Ключ – бьющий из земли источник, родник.

Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений.

5. Выпишите из второй словарной статьи пример на употребление слова ключ в переносном значении. Обозначьте орфограммы.

изнь бьет ключом.)

V. Обобщение. Итог урока

  1. Вопрос к учащимся: “Что нового узнали сегодня на уроке?”
  2. Выставление оценок.
  3. Домашнее задание. (Объяснить).

Определите, какие одушевленные и неодушевленные предметы называются следующими одинаковыми словами. Обращайтесь к толковым словарям.

Такса, норка, испанка, пеночка, клуб, петрушка, шах, свинка, патрон, лавка.

 


Скачать приложение: http://doc.support.shpors.ru/102010/Омонимы_приложение_(support.shpors.ru).doc

Валиуллина Зульфия Рауфовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ башкирский лицей им. М. Бурангулова с. Раевский Альшеевского района Республики Башкортостан




{SL_links}

Вернуться назад