Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Давление твердых тел, жидкостей и газов. Сила Архимеда Давление твердых тел, жидкостей и газов. Сила Архимеда3 сентября 2009. Разместил: lessons |
Вашему вниманию предлагается натрадиционная форма проведения итогового урока. Показаны его преимущества перед обычным уроком. Форма урока выбрана не случайно. По мнению С.А.Шмакова, ведущего исследователя игр, “Игра - одно из интереснейших явлений культуры. Игра, как тень, родилась вместе с ребенком, стала его спутником, верным другом. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за те колоссальные воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные”.
Во время игры раскрываются скрытые способности ребенка: кто-то, оказывается, хорошо рисует и может подготовить плакаты и рисунки для проведения конкурса, кто-то пишет стихи, а кто-то будет страстным болельщиком. Я не первый год провожу этот урок. Из года в год вносятся изменения, меняется урок, меняются дети, но постоянно то, что после проведения его долго остается состояние праздника, блеск в глазах детей. Когда начинаем изучать тему “давление”, я спрашиваю ребят: “Как вы относитесь к тому, чтобы провести урок в форме КВН?”. Объясняю, что это игровой урок, но к нему придется готовиться не только мне, но и им, что надо будет прочитать дополнительную литературу, самостоятельно выбрать вопросы для соперников. И всегда в ответ получаю согласие. Самое главное то, что принять участие в подготовке к уроку, согласны все ребята. Они рисуют плакаты, часами сидят в библиотеке. Игра рассчитана на 45 минут. Класс делится пополам. Заранее идет распределение обязанностей: 7 человек команда вместе с капитаном, художники, болельщики. Команды сами выбирают себе название. Например: “Веселые ребята” и “Мушкетеры”. Ход урока. Звучит музыкальная заставка:
Учитель: Мы начинаем наш необычный урок. Он, действительно, никого не оставит в стороне. Учитель представляет членов жюри (это свободные от уроков учителя), команды и их капитанов. Состязание состоит из 6 конкурсов: [2]
После жеребьевки команды по очереди представляют свое “Приветствие”, в котором они обосновывают свое название и говорят свой девиз. Команда “Мушкетеров” объясняет свое название тем, что они “как мушкетеры” очень смелые, находчивые. Они могут найти выход из любой ситуации и, потому, их девиз: “Вперед! Только вперед, к победе!”. Вторая команда объясняет свое название тем, что они очень веселые, остроумные. Им это очень помогает в учебе и поможет в игре. Их девиз: “Дайте нам точку опоры, и мы победим!”, а также поют свою песенку:
После каждого конкурса жюри объявляет результат. Следующий конкурс “Разминка”. Команды подготовили по 5 вопросов, которые поочередно задают друг другу.[3,4] На обсуждение вопроса дается по 20 секунд. Вопросы:
Следующий конкурс – “Путешествие”. Одной команде предстоит путешествие в горы (на высоту до двух километров). Второй - на дно озера (на глубину не более 40 метров). Команда, отправляющаяся в горы, должна объяснить: как они будут определять высоту подъема, имея барометр; какой рюкзак они выберут; что они будут чувствовать, поднимаясь в гору. Команда, отправляющаяся под воду, рассказывает о своем снаряжении, в которое входят баллоны со сжатым воздухом, маски, ласты. Желательно назвать фамилии изобретателей акваланга (Ж. Кусто и Э. Гальяна). На рассказ им дается 3 минуты, на подготовку 10 минут. Пока “путешественники” готовятся, мы приступаем к конкурсу – болельщиков. Его еще можно назвать “Отгадай!”. Поочередно выходят по одному болельщику от каждой команды, берут карточку, читают ее. Затем мимикой и жестами показывают своей команде, что в ней написано.[2] Болельщики в течение одной минуты должны отгадать, что они изображают. Задания заключаются в следующем: надо изобразить воздушный шар, шар Паскаля, сообщающиеся сосуды, опыт Торричелли, фонтан, барометр. За это время “путешественники” подготовили свой рассказ и представляют его. Следующий конкурс – “Эрудитов”. Приглашаются по 3 участника из каждой команды. Получают кроссворд с заданием. За 5 минут они должны его разгадать. Вопросы к кроссворду:
За это время жюри проводит оценку плакатов, которые готовили команды. (На конкурс представляются плакаты в поддержку своей команды и рисунки по тематике КВН). Эрудиты сдают кроссворд. Ключевое слово – АРХИМЕД. Последний конкурс – конкурс капитанов. Он состоит из двух частей. Первая часть – это конкурс блиц. Учитель называет слова, а капитаны по очереди (быстро) должны ответить, что это: физическая величина, фамилия ученого или единица измерения.
Вторая часть – капитанам предлагается провести свой первый урок по физике так, чтобы ученики заинтересовались и полюбили предмет. Жюри подводит общий итог и объявляет результат. Литература.
Бабенко Светлана Анатольевна, учитель физики ГОУ "СОШ № 791", Москва
Вернуться назад |