mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    03
    сен
    Давление твердых тел, жидкостей и газов. Сила Архимеда
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Вашему вниманию предлагается натрадиционная форма проведения итогового урока. Показаны его преимущества перед обычным уроком. Форма урока выбрана не случайно. По мнению С.А.Шмакова, ведущего исследователя игр, “Игра - одно из интереснейших явлений культуры. Игра, как тень, родилась вместе с ребенком, стала его спутником, верным другом. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за те колоссальные воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные”.


    Во время игры раскрываются скрытые способности ребенка: кто-то, оказывается, хорошо рисует и может подготовить плакаты и рисунки для проведения конкурса, кто-то пишет стихи, а кто-то будет страстным болельщиком. Я не первый год провожу этот урок. Из года в год вносятся изменения, меняется урок, меняются дети, но постоянно то, что после проведения его долго остается состояние праздника, блеск в глазах детей.

    Когда начинаем изучать тему “давление”, я спрашиваю ребят: “Как вы относитесь к тому, чтобы провести урок в форме КВН?”. Объясняю, что это игровой урок, но к нему придется готовиться не только мне, но и им, что надо будет прочитать дополнительную литературу, самостоятельно выбрать вопросы для соперников. И всегда в ответ получаю согласие. Самое главное то, что принять участие в подготовке к уроку, согласны все ребята. Они рисуют плакаты, часами сидят в библиотеке.

    Игра рассчитана на 45 минут. Класс делится пополам. Заранее идет распределение обязанностей: 7 человек команда вместе с капитаном, художники, болельщики.

    Команды сами выбирают себе название. Например: “Веселые ребята” и “Мушкетеры”.

    Ход урока.

    Звучит музыкальная заставка:

    “Мы начинаем КВН.
    Для чего? Для чего?
    Чтоб не осталось в стороне
    Никого, никого…”

    Учитель:

    Мы начинаем наш необычный урок. Он, действительно, никого не оставит в стороне.

    Учитель представляет членов жюри (это свободные от уроков учителя), команды и их капитанов. Состязание состоит из 6 конкурсов: [2]

    1. Конкурс “Приветствие”. Это визитная карточка команды – максимальная оценка 3 балла.
    2. Конкурс “Разминка” – 5 баллов.
    3. Конкурс “Путешествие” – 5 баллов.
    4. Конкурс болельщиков. 3 балла.
    5. Конкурс “Эрудитов” - 7 баллов.
    6. Конкурс капитанов. – 5 баллов.

    После жеребьевки команды по очереди представляют свое “Приветствие”, в котором они обосновывают свое название и говорят свой девиз.

    Команда “Мушкетеров” объясняет свое название тем, что они “как мушкетеры” очень смелые, находчивые. Они могут найти выход из любой ситуации и, потому, их девиз: “Вперед! Только вперед, к победе!”.

    Вторая команда объясняет свое название тем, что они очень веселые, остроумные. Им это очень помогает в учебе и поможет в игре. Их девиз: “Дайте нам точку опоры, и мы победим!”, а также поют свою песенку:

    Дорогого Архимеда не забудем никогда.
    Свойства жидкости и газа
    Будем помнить мы всегда.
    Будем в ванне мы купаться,
    Слово “Эврика!” кричать,
    Если опыт нам удастся,
    Можем Землю мы сдвигать.

    После каждого конкурса жюри объявляет результат.

    Следующий конкурс “Разминка”.

    Команды подготовили по 5 вопросов, которые поочередно задают друг другу.[3,4] На обсуждение вопроса дается по 20 секунд.

    Вопросы:

    1. В два одинаковых сосуда налили одинаковые объемы воды и керосина. В каком сосуде давление на дно будет больше?
      (В сосуде с водой, так как плотность воды больше).
    2. Зачем у лопаты верхний край, на который наступают, изгибают, а лезвие лопаты заостряют?
      (В первом случае – чтобы уменьшить давление на стопу, во втором – чтобы увеличить давление на землю).
    3. Какой ученый первый указал на существование атмосферного давления?
      (Отто фон Герике)
    4. Кто первый придумал воздушный шар, и кто первый совершил кратковременный полет?
      (Братья Монгольфье. Путешественники – овца, петух, утка).
    5. Почему водным животным не нужен прочный скелет?
      (Средняя плотность живых организмов населяющих водную среду мало отличается от плотности воды, поэтому их вес почти полностью уравновешивается Архимедовой силой).
    6. От сжатия легких объем кита уменьшается, что уменьшается вместе с ним?
      (Выталкивающая сила).
    7. Почему на земле гусь тяжелый, а на воде легкий?
      (Особенности поведения тел на воде связаны с малым трением и наличием выталкивающей силы).
    8. Почему Торричелли для опыта выбрал ртуть?
      (У ртути плотность больше, чем у остальных жидкостей).
    9. От чего зависит сила Архимеда?
      (Сила Архимеда зависит от плотности жидкости, от объема погруженной части тела).
    10. Где легче плавать: в пресном озере или море?
      (Плотность морской воды больше, чем плотность обычной воды).

    Следующий конкурс – “Путешествие”.

    Одной команде предстоит путешествие в горы (на высоту до двух километров). Второй - на дно озера (на глубину не более 40 метров).

    Команда, отправляющаяся в горы, должна объяснить: как они будут определять высоту подъема, имея барометр; какой рюкзак они выберут; что они будут чувствовать, поднимаясь в гору.

    Команда, отправляющаяся под воду, рассказывает о своем снаряжении, в которое входят баллоны со сжатым воздухом, маски, ласты. Желательно назвать фамилии изобретателей акваланга (Ж. Кусто и Э. Гальяна). На рассказ им дается 3 минуты, на подготовку 10 минут.

    Пока “путешественники” готовятся, мы приступаем к конкурсу – болельщиков.

    Его еще можно назвать “Отгадай!”. Поочередно выходят по одному болельщику от каждой команды, берут карточку, читают ее. Затем мимикой и жестами показывают своей команде, что в ней написано.[2] Болельщики в течение одной минуты должны отгадать, что они изображают. Задания заключаются в следующем: надо изобразить воздушный шар, шар Паскаля, сообщающиеся сосуды, опыт Торричелли, фонтан, барометр.

    За это время “путешественники” подготовили свой рассказ и представляют его.

    Следующий конкурс – “Эрудитов”.

    Приглашаются по 3 участника из каждой команды. Получают кроссворд с заданием. За 5 минут они должны его разгадать.

    Давление твердых тел, жидкостей и газов. Сила Архимеда

    Вопросы к кроссворду:

    1. Единица давления. (Паскаль)
    2. Итальянский ученый, впервые измеривший атмосферное давление. (Торричелли)
    3. Прибор, применяемый для определения глубины морей, действие которого основано на явлении отражения ультразвука. (Эхолот)
    4. Аппарат, предназначенный для изучения морских глубин. (Батискаф)
    5. Прибор для измерения атмосферного давления. (Барометр)
    6. Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)
    7. Глубина, на которую судно погружается в воду. (Осадка)

    За это время жюри проводит оценку плакатов, которые готовили команды. (На конкурс представляются плакаты в поддержку своей команды и рисунки по тематике КВН).

    Эрудиты сдают кроссворд. Ключевое слово – АРХИМЕД.

    Последний конкурс – конкурс капитанов. Он состоит из двух частей. Первая часть – это конкурс блиц. Учитель называет слова, а капитаны по очереди (быстро) должны ответить, что это: физическая величина, фамилия ученого или единица измерения.

    1. Давление (физическая величина).
    2. Манометр (прибор для измерения давления).
    3. Сила (физическая величина).
    4. Торричелли (итальянский ученый).
    5. Барометр (прибор для измерения атмосферного давления)
    6. Паскаль (единица измерения и фамилия ученого).
    7. Ареометр (прибор).
    8. мм. ртутного столба (единица измерения).

    Вторая часть – капитанам предлагается провести свой первый урок по физике так, чтобы ученики заинтересовались и полюбили предмет.

    Жюри подводит общий итог и объявляет результат.

    Литература.

    1. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры, - М.: Новая школа, 1994 г.
    2. И.Я.Ланина. Внеклассная работа по физике, - М.: Просвещение, 1977 г.
    3. Г.Н.Степанова. Сборник вопросов и задач по физике (для 7-8 классов),- Санкт-Петербург.: Специальная литература, 1995 г.
    4. А.И. Сёмке. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, - М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.


    Бабенко Светлана Анатольевна, учитель физики

    ГОУ "СОШ № 791", Москва



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5983
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.