{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Сложение и вычитание". Свойства сложения и вычитания
{LF_links}

Сложение и вычитание". Свойства сложения и вычитания


8 сентября 2009. Разместил: lessons

Обобщение знаний, 2-й класс

В виде игры дети закрепляют переместительные и сочетательные свойства сложения, применяют их для рационализации вычислений, выражают числа в различных единицах измерения.


Цели:

  • Закрепить свойства сложения и вычитания, вырабатывать способность использования этих свойств для рационализации вычислений, вычитанию трехзначных чисел и соответственных единиц длины.
  • Развивать вычислительные навыки.
  • Воспитывать организованность, внимание, любовь к сказкам.

I. Вступление

– Сегодня мы отправимся в сказку “Кощей Бессмертный” для того, чтобы помочь Ивану-Царевичу уничтожить злого Кощея и освободить Василису Прекрасную. Из сказки вы помните, где спрятана смерть Кощея Бессмертного. Кто сможет еще раз это воспроизвести?

Сложение и вычитание". Свойства сложения и вычитания

– Итак, чтобы победить Кощея, надо, действуя по заданной схеме, преодолеть все препятствия на пути.

– Победим Кощея? Тогда в путь!

– Чтобы добраться до дуба, надо вставить недостающее число в чердак 2 домика, а для этого:

– Найдите правило нахождения числа, помещенного в окошке чердака первого домика, и по такому же правилу вставьте число в свободное окошко (на дощечках посчитали и показали число).

– Как получили 20?

(28 + 63) – 71 = 20

– Как считали?

– Какое свойство применили? А можно ли другими способами найти значение?

 

alt

– Увеличьте полученный результат на 458.

– Расскажите, что вы знаете о числе 482

– Выразите число 482 в различных единицах счета (в тетрадях, самостоятельно). Проверка (вслух читает). Просигнальте, у кого так.

– Выразите 482 см в различных единицах измерения.

Проверка:

482 = 4с. 8д. 2ед.= 48д. 2ед. = 4с. 82ед.
482 см = 4 м 8д. 2 см = 48 дм 2 см = 4 м 82 см

Один у доски

– Сравним 25 дм 7 см и 3 м 1 м 3 дм и 1 м 7 см

– В таком виде сможем ли мы сравнить?

– А что вначале надо сделать?

II.

– Молодцы! Мы вместе с Иваном-Царевичем добрались до дуба! А теперь надо открыть ящик. Но смотрите, замок заколдован, прежде чем открыть его, мы должны узнать, что приготовил нам Кощей и исполнить его желание.

“Математическая загадка”

Кощей загадал Ивану-Царевичу загадку:

“Я задумал число, + к нему 19, – 27, + 52, – 40 после этого у меня получилось 16. – Какое число я задумал?"

Иван-Царевич составил схему:

alt

16 + 40 – 52 + 27 – 19 = 12,

а потом быстро нашел ответ. Как он догадался? (Выполнил обратную операцию.)

– На дощечках найдите число.

– Какое число задумал Кощей?

– Кто воспроизведет обратную операцию на доске.

III. Физминутка

Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем
Раз-два, раз-два
Позади уже вода,
Раз-два, раз-два
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно глубоко.

IV.

– Открыли ящик, а из него выскакивает заяц и убегает. Давайте догоним его.

V.

– Решим задачу: У Кощея на столе лежало в одной тарелке 15 персиков, а в другой 17 персиков. Он за обедом съел 9 персиков. Сколько у него осталось? Назовите условие, вопрос?

– Составим схему.

– Что будет целым? Какие части?

– Начертите отрезок, заполните схему.

– Сколько действий надо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?

– Но эту задачу можно решить тремя способами.

– Кто решит всеми способами – умнички, они помогут догнать зайца.

(15 + 17) – 9 = 23
(15 – 9) + 17 = 23
(17 – 9) + 15 = 23

– Мы поймали зайца, но из него вылетела утка. Кто быстрее из ружья собьет утку?

– Назовите свойства сложения.

(а + в = в + а,
(а + в) + с = а + (в + с)

– Что обозначают переменные?

– Пользуясь свойствами сложения, вычислить удобным способом и записать в тетрадях только полученные результаты в строчку ( на доске).

(48 + 6) + 24
32 + (56 + 8)
45 + 27 + 10 + 5
7 + (63 + 5) + 30

78 96 87 105, просигнальте у кого такие ответы.

Расскажите, как удобно считали?

– Расставьте полученные числа в порядке убывания 105 96 87 78

– Какое число по вашему мнению лишнее?

– Почему? (96 – перевернуть и т.д.)

– Установите закономерность, найдите следующее число

78 – 9 = 69 (Десятки уменьшаются, единицы увеличиваются)

– Кто быстро сосчитает это выражение?

Прочитать:

(916 + 75) – 516 = 475
(159 – 189) + 59 = 11

– Какое это свойство?

– А теперь вычислите удобным способом это выражение: 21 + 22 + 23 + 24 + 25 + 26 + 27 + 28 + 29

VI.

– Сбили утку, а яйцо упало в море. Чтобы достать яйцо из моря, надо подобрать схему и решить задачу.
В первый день Щука исполнила 19 желаний Ивана-Царевича, это на 13 желаний меньше, чем она исполнила во 2 день. Сколько желаний Ивана-Царевича Щука исполнила за 2 день?

alt

– Какую схему выбрали?

– Почему 3 схему?

– Можем сразу ответить на вопрос задачи?

– Каким действием?

– Почему сложением, ведь в условии говорится на 13 меньше? (Меньше говорится про то, что нам известно, а значит – неизвестное будет больше)

– Какой еще вопрос можно поставить?

– Запишите вопрос и решение.

VII. Физминутка

Раз присядка,
Два прыжок –
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостикам вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый –
Широко расставить лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.

VIII.

– Яйцо в руках. Надо сломать иглу. Но это не так просто, игла толстая, в одиночку не справиться. Поработаем в группах.

На доске нарисована таблица

74

106

80

06

88

120

66

М

О

Л

О

Д

Ц

Ы

– Посмотрим на эти выражения:

Ц (5 + 95) – (7 – 7) + (16 + 4) = 120
М (5 + 195 – 7) – (7 + 16) = 4 = 74
О (5 + 95 – 7) – 7 + (16 + 4) = 106
Д 5 + 95 – (7 – 7 + 16) + 4 = 88
Ы 5 + (95 – 7) – (7 + 16 + 4) = 66
Л 5 + 95 – (7 – 7 + 16 + 4) = 80

– Что интересного заметили?

– Будут ли значения этих выражений одинаковыми?

Каждая группа вычисляет значение одного выражения и размещает в таблице свою букву.

– Улыбнитесь, пожелайте успехов. Выполните действия и расшифруйте слово.

– Прочитайте слово. Итак, ответы одинаковые, при изменении порядка действия?

– Вы сегодня молодцы. Помогли Ивану-Царевичу уничтожить Кощея Бессмертного и освободить Василису Прекрасную из плена.

IX. Итог урока

– Давайте, вспомним нашу программу действий.

– Чем помогла нам эта программа действий? (Последовательно решали, чтобы не сбиться с пути, добрались до цели.)

– Что мы повторили, выручая Василису Прекрасную?

– Последнее препятствие: чтобы вернуться домой, надо выполнить № 8 стр. 92.

– Спасибо за урок, дети!


Бабошко Людмила Петровна, преподаватель в начальной школе

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11", г. Искитим, Новосибирская обл.




{SL_links}

Вернуться назад