Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Орфограммы слабых позиций гласных и согласных звуков Орфограммы слабых позиций гласных и согласных звуков8 сентября 2009. Разместил: lessons |
На уроке русского языка во 2-м классе учащиеся отрабатывают умения выделять орфограммы в процессе письма.
Цели: 1. Продолжить работу над каллиграфическим письмом 2. Создать ситуацию, при которой дети принимают учебное действие и используют его как инструмент для решения поставленной учебной задачи. 3. Воспитывать орфографическое чутьё, отрабатывать умения выделять орфограммы слабых позиций в процессе письма, развивать речь учащихся. Ход урока 1. Физминутка для кистей рук. 2. Чистописание. - Пропишем по две буквы х, в, ш, п, с. - Рассмотрите их, назовите лишнюю. -Запишем слияния с буквами: Звук [п'] встретился со звуком [а]. Что получилось? Звук [п] встретился со звуком [а]. Что получилось? Звук [с'] встретился со звуком [у]. Что получилось? Звук [с] встретился со звуком [у]. Что получилось? 3. Сообщение темы и цели урока. - Ребята, Незнайка писал слова. Прочитайте их: гниздо, дериво, - Что заметили? - Я говорю ему: Вслове гниздо ты написал букву и. а ведь я говорила, когда сомневаешься, надо проверить гласную, а потом писать. - Почему же ты так не сделал? - “А я не знал, что именно здесь надо сомневаться” – ответил Незнайка. - Каких знаний не хватает Незнайке? (видеть опасные места) - Это и будет задачей нашего урока: мы будем учиться находить опасные места у гласных и согласных звуков. - А зачем нам это надо? (Нельзя доверять звукам в слабой позиции, можем ошибиться, звук обозначить не той буквой.) - Спасибо, убедили меня. (стираю ошибки) - Объясним Незнайке как правильно написать) 4. Физминутка. 5. Наблюдение над слабыми позициями. А). Какое сейчас время года? - Вспомним начало весны. По каким признакам определяем приход весны? - Весной всё чаще можно увидеть, как оживает природа: появляются насекомые, прилетают из тёплых краёв птицы, распускаются листочки на деревьях. Мы наблюдаем.как стволы деревьев белят. - Для чего это делают? - В коре деревьев поселяются жуки-короеды, они наносят стволам большой вред. - Но есть ещё жук-буквоед. Он обитает в тетрадях некоторых учеников. - Угадайте, какие буквы обглодал жук-буквоед?
-Ч тобы буквы жили дружно, нужно постараться составить слово. (весна) - Одна буква лишняя, почему? (слабая позиция безударной гласной – хочет занять место и та, и другая буква.) - Вы увидели опасное место. - Поработаем со словом: - Скажем по слогам. Сколько слогов? - Найдём ударный слог. Назовём безударный слог: вис Сколько звуков? Назовите их. - Можем сразу написать слог? Почему? (есть слабая позиция, можем обозначить буквами е и, нельзя доверять безударным гласным). - Напишем первый слог, на месте гласного поставим точку. - Назовём второй слог: на - Можем ли мы доверять этим звукам? Почему? (ударным гласным можно доверять, обозначаются одной буквой). - Запишите. Б) Прочитайте слова: скворцы, дрозды, сова. - Сколько букв о в этих словах? Сколько звуков о? - Куда они подевались? (в безударном положении буква о чаще обозначает звук а.) - Будьте внимательны при письме таких слов. - Запишем эти слова, обозначим опасные места. В) А сейчас прочитайте и назовите слова, которые можно сразу записать. -А как думаете, какие слова можно сразу записать? (где нет опасных мест) Грач, снегирь, синица. - Запишите: грач - Назовите слова, в которых есть опасные места. - Чтобы найти это место, что должны сделать? (поставить ударение, найти безударный) - А безударный звук чаще является опасным местом. - Запишите слова, выделяя опасное место. - Итак, ошибки возможны, где имеется выбор букв. Если имеется выбор букв, значит это орфограмма. (орфо - правильно, грамма – запись). Г). В русском языке есть слова, которые пишутся по правилам. Вам нужно знать эти правила, чтобы писать без ошибок. Над одним правилом мы поработали – над безударными гласными. - Вспомним другие правила: я буду читать слова, а вы выводите правила правописания. Дуб, ландыши, чаща, берёзка, птичьи (голоса) - Какое слово может быть лишним? Д). А теперь будем учиться находить опасные места в предложении. - Прочитайте предложение: С земли сошёл последний снег. - Что в начале делаем? (ставим ударение) 1 у доски - Найдите слабые позиции и зажгите огоньки под ними. - Запись с комментированием. 6. Физминутка. Е). А теперь будем учиться находить опасные места в тексте. - У вас на столах листочки, на них записан текст. Прочитайте его. (на доске текст закрыт) Пришла весна. Растаял снег. Ожили леса. Птицы вьют гнёзда. - Выделите все опасные места, которые вы увидели и зажгите под ними огоньки. - Проверка: Сколько орфограмм в первом предложении? Сравните с моим текстом и т.д. - Мы сегодня говорили о весне, о птицах. Какую помощь можно оказать птицам весной? - А какую пользу приносят птицы? 7. Итог. - А теперь подведём итог нашей работы. - Какую учебную задачу мы с вами решали? - А как думаете , решили ли мы эту орфографическую задачу? (нет, пока очень трудно при письме отыскивать опасные места). - Какая же учебная задача у нас будет на следующих уроках? (продолжать отыскивать опасные места)
Бабошко Людмила Петровна, преподаватель в начальной школе МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11", г. Искитим, Новосибирская обл.
Вернуться назад |