mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    08
    сен
    Орфограммы слабых позиций гласных и согласных звуков
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    На уроке русского языка во 2-м классе учащиеся отрабатывают умения выделять орфограммы в процессе письма.


    Цели:

    1. Продолжить работу над каллиграфическим письмом

    2. Создать ситуацию, при которой дети принимают учебное действие и используют его как инструмент для решения поставленной учебной задачи.

    3. Воспитывать орфографическое чутьё, отрабатывать умения выделять орфограммы слабых позиций в процессе письма, развивать речь учащихся.

    Ход урока

    1. Физминутка для кистей рук.

    2. Чистописание.

    - Пропишем по две буквы х, в, ш, п, с.

    - Рассмотрите их, назовите лишнюю.

    -Запишем слияния с буквами:

    Звук [п'] встретился со звуком [а]. Что получилось?

    Звук [п] встретился со звуком [а]. Что получилось?

    Звук [с'] встретился со звуком [у]. Что получилось?

    Звук [с] встретился со звуком [у]. Что получилось?

    3. Сообщение темы и цели урока.

    - Ребята, Незнайка писал слова. Прочитайте их:

    гниздо, дериво,

    - Что заметили?

    - Я говорю ему: Вслове гниздо ты написал букву и. а ведь я говорила, когда

    сомневаешься, надо проверить гласную, а потом писать.

    - Почему же ты так не сделал?

    - “А я не знал, что именно здесь надо сомневаться” – ответил Незнайка.

    - Каких знаний не хватает Незнайке? (видеть опасные места)

    - Это и будет задачей нашего урока: мы будем учиться находить опасные места у гласных и согласных звуков.

    - А зачем нам это надо? (Нельзя доверять звукам в слабой позиции, можем ошибиться, звук обозначить не той буквой.)

    - Спасибо, убедили меня. (стираю ошибки)

    - Объясним Незнайке как правильно написать)

    4. Физминутка.

    5. Наблюдение над слабыми позициями.

    А). Какое сейчас время года?

    - Вспомним начало весны. По каким признакам определяем приход весны?

    - Весной всё чаще можно увидеть, как оживает природа: появляются насекомые, прилетают из тёплых краёв птицы, распускаются листочки на деревьях. Мы наблюдаем.как стволы деревьев белят.

    - Для чего это делают?

    - В коре деревьев поселяются жуки-короеды, они наносят стволам большой вред.

    - Но есть ещё жук-буквоед. Он обитает в тетрадях некоторых учеников.

    - Угадайте, какие буквы обглодал жук-буквоед?

    alt

    -Ч тобы буквы жили дружно, нужно постараться составить слово. (весна)

    - Одна буква лишняя, почему? (слабая позиция безударной гласной – хочет занять место и та, и другая буква.)

    - Вы увидели опасное место.

    - Поработаем со словом:

    - Скажем по слогам. Сколько слогов?

    - Найдём ударный слог. Назовём безударный слог: вис Сколько звуков? Назовите их.

    - Можем сразу написать слог? Почему? (есть слабая позиция, можем обозначить буквами е и, нельзя доверять безударным гласным).

    - Напишем первый слог, на месте гласного поставим точку.

    - Назовём второй слог: на

    - Можем ли мы доверять этим звукам? Почему? (ударным гласным можно доверять, обозначаются одной буквой).

    - Запишите.

    Б) Прочитайте слова: скворцы, дрозды, сова.

    - Сколько букв о в этих словах? Сколько звуков о?

    - Куда они подевались? (в безударном положении буква о чаще обозначает звук а.)

    - Будьте внимательны при письме таких слов.

    - Запишем эти слова, обозначим опасные места.

    В) А сейчас прочитайте и назовите слова, которые можно сразу записать.

    -А как думаете, какие слова можно сразу записать? (где нет опасных мест)

    Грач, снегирь, синица.

    - Запишите: грач

    - Назовите слова, в которых есть опасные места.

    - Чтобы найти это место, что должны сделать? (поставить ударение, найти безударный)

    - А безударный звук чаще является опасным местом.

    - Запишите слова, выделяя опасное место.

    - Итак, ошибки возможны, где имеется выбор букв. Если имеется выбор букв, значит это орфограмма. (орфо - правильно, грамма – запись).

    Г). В русском языке есть слова, которые пишутся по правилам. Вам нужно знать эти правила, чтобы писать без ошибок. Над одним правилом мы поработали – над безударными гласными.

    - Вспомним другие правила: я буду читать слова, а вы выводите правила правописания.

    Дуб, ландыши, чаща, берёзка, птичьи (голоса)

    - Какое слово может быть лишним?

    Д). А теперь будем учиться находить опасные места в предложении.

    - Прочитайте предложение: С земли сошёл последний снег.

    - Что в начале делаем? (ставим ударение) 1 у доски

    - Найдите слабые позиции и зажгите огоньки под ними.

    - Запись с комментированием.

    6. Физминутка.

    Е). А теперь будем учиться находить опасные места в тексте.

    - У вас на столах листочки, на них записан текст. Прочитайте его. (на доске текст закрыт)

    Пришла весна. Растаял снег. Ожили леса. Птицы вьют гнёзда.

    - Выделите все опасные места, которые вы увидели и зажгите под ними огоньки.

    - Проверка: Сколько орфограмм в первом предложении? Сравните с моим текстом и т.д.

    - Мы сегодня говорили о весне, о птицах. Какую помощь можно оказать птицам весной?

    - А какую пользу приносят птицы?

    7. Итог.

    - А теперь подведём итог нашей работы.

    - Какую учебную задачу мы с вами решали?

    - А как думаете , решили ли мы эту орфографическую задачу? (нет, пока очень трудно при письме отыскивать опасные места).

    - Какая же учебная задача у нас будет на следующих уроках? (продолжать отыскивать опасные места)


    Бабошко Людмила Петровна, преподаватель в начальной школе

    МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11", г. Искитим, Новосибирская обл.



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 14890
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.