mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2012
    27
    янв
    Мягкий разделительный знак
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок русского языка во 2-м классе

    Урок помогает сформировать представление о правописании разделительного мягкого знака; сформировать понятие о разделительном мягком знаке; тренировать способность к правописанию слов с разделительным мягким знаком.


    Цель урока:

        сформировать представление о правописании разделительного мягкого знака;
        сформировать понятие о разделительном мягком знаке;
        тренировать способность к правописанию слов с разделительным мягким знаком;

    Демонстрационные материалы: таблицы с опорными схемами, образцы и эталоны для самопроверки, рисунки для этапа рефлексии.

    Ход урока

    I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 - 3 минуты)

    Здравствуйте!

    (на доске пословица "Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать".)

        Прочитайте.
        Что вы прочитали? (пословицу)
        Как вы понимаете эту пословицу?
        А вы хотите больше знать?
        Что вам поможет в этом? (ранее изученный материал и внимание)

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 - 7 минут)

    1. Чистописание.

    я е ё ь ю

        Что общего в этой записи? (все буквы обозначают мягкость согласного)
        На какие две группы можно их разделить? (гласные второго ряда и ь)
        Какая буква лишняя? (ь - так как не обозначает звука)
        Что общего у гласных второго ряда? (они обозначают два звука)
        В каких случаях? (в начале слова и после гласной слышим й)
        Прочитайте вновь пословицу и найдите слова, в которых ь не обозначает звука. (больше, знать, меньше, спать)
        Разделите эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделали? (ь на конце слова и между согласными)
        Выпишите эти слова в два столбика в зависимости от позиции ь.

    2. Работа с загадками. Запись отгадок на отдельных файлах каждым ребёнком.

        Назовите-ка, ребятки,
        Месяц в этой вот загадке:
        Дни его - всех дней короче,
        Всех ночей длиннее ночи,
        На поля и на луга
        До весны легли снега.
        Только месяц наш пройдёт,
        Мы встречаем Новый год! (декабрь)

        Мчусь, как пуля, я вперёд,
        Лишь поскрипывает лёд,
        Да мелькают огоньки!
        Кто несёт меня? (коньки)

        Кручу, верчу, заморожу, замету! (вьюга)

    Поднимите, пожалуйста, ваши файлы (учитель выбирает несколько вариантов с правильными и неправильными записями и вывешивает их на доску).

    III. Постановка проблемы. (3-4 минуты)

        Что вы заметили? (слова: "декабрь", "коньки" записаны у всех ребят одинаково с ь, а слово "вьюга" у всех - по-разному)
        А почему это произошло? (потому что позиция ь разная: мы умеем с помощью ь обозначать мягкость согласных на конце слова и между согласными)
        А чем отличается позиция ь в последнем слове? (в слове "вьюга" ь стоит не между согласными)
        Так почему же у нас возникло затруднение? (мы не знакомы с такой позицией ь)

    IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

    (3 - 4 минуты)

        Какова цель урока? (правописание слов с ь)
        Как вы думаете, как мы сумеем достичь этой цели? (мы должны вслушаться в эти слова, как они звучат)
        Что нам поможет? (звукобуквенный разбор, то есть наши звуковички)
        Какие знания о ь мы должны использовать? (ь не обозначает звука)
        Что вы можете предложить для решения этой проблемы? (попробуем составить алгоритм правописания слов с ь)

    V. Реализация построенного проекта. (4 - 5 минут)

        Теперь, зная алгоритм, хотите поработать в группах над построением звуковых схем к словам: варенье, жильё, воробьи, осенью, крылья (1 минута на работу)
        С чего вы начнёте свою работу? (произнесём слово вслух, послушаем, как оно звучит)
        Посмотрите на те слова, с которыми вы работали в группах. (по одному человеку от группы комментируют звуковой состав слов)
        Что вы услышали? ([й'])
        Где вы услышали этот звук? (перед буквами я е ё и ю) (учитель подчёркивает гласные второго ряда на карточках на доске)
        Что вы заметили? (во всех словах ь стоит перед гласными второго ряда)
        Какова функция гласных второго ряда? (обозначают мягкость согласного)
        Какова роль ь в этих словах? (он нужен для того, чтобы мы не прочитали слияние согласного с гласным)
        Как бы вы предложили назвать ь, выполняющий такую функцию в словах? (предложения детей) Он называется разделительным.
        Сделайте вывод.

    Вывод: Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными я е ё и ю, если в этих словах слышится [й']. (Учитель вывешивает эталон на доску)

        Проверим ваш вывод по учебнику.
        Вернёмся к слову "вьюга". Объясните правописание ь с помощью алгоритма.
        Что помогало написать эти слова грамотно? (алгоритм правописания слов с разделительным ь)

    Физкультминутка.

        Раз, два - ручей нашли,
        Три, четыре - его перешли
        И дальше пошли.
        До пригорка дошли,
        Землянику нашли.
        Пять, шесть - тихо сесть,
        Землянику съесть.

    (Дети шагают, наклоняются, садятся, показывают, что едят землянику).

    VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5-6 минут)

    1. Комментирование по алгоритму.

    Определите, в каких из этих слов надо писать разделительный ь.

    (Учитель диктует слова: полёт - польёт, семя - семья.)

    2. Комментирование в парах с проговариванием друг другу по вариантам:

    солю - солью, тюлени - тюленьи.

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 - 6 минут)

    Теперь вы самостоятельно сможете выполнить задание и проверить его с помощью эталона? Желаю успеха! Вам даётся 2 минуты.

    1 вариант: Я пол.ю грядки. Я пол.ю грядки.

    2 вариант: Олен.и живут на севере. Олен.и рога красивые.

    Кто уже выполнил задание, может придумать свои примеры на новое правило.

    Проведите самопроверку по эталонам на доске.

    Эталон для самопроверки

    1 вариант: Я полю ([пал'у]) грядки. Я полью ([пал'й'у]) грядки.

    2 вариант: Олени ([ал'эн'и]) живут на севере. Оленьи ([ал'эн'й'и]) рога красивые.

    Кто допустил ошибки при выполнении задания?

    Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (запомнить правило правописания разделительного ь, пользоваться алгоритмом)

    Молодцы и те, кто нашёл и исправил свои ошибки. Поставьте на полях знак "+".

    У кого ошибок нет? Молодцы!

    VIII. Включение в систему знаний и повторение (5 - 8 минут)

    Как мы можем применить новое знание? (использовать слова на новое правило в предложениях и в текстах)

    Перед вами листочки с напечатанным стихотворением:

        Осен., осен.ю, ден.ки,
        Мал.чик, окун., окун.ки,
        Кол.я, стул.я и скам.я,
        Крыл.я, брат.я и сем.я.
        Расскажи, зачем и как
        Служит в речи мягкий знак. (Н.М. Бетенькова)

    Предлагаю вам выбрать задание себе по силам:

    Первый уровень: спишите слова, вставляя буквы.

    Второй уровень: разделите слова на две группы: с ь - показателем мягкости согласного и с разделительным ь) и запишите в тетрадь.

    Третий уровень: придумайте ещё по три слова к каждой из групп.

    (По одному ученику от каждого уровня работают у доски).

    Проверим. Какие вставили буквы?

    IX. Рефлексия учебной деятельности. (2 - 4 минуты)

    Рефлексия

        Какую цель ставим перед собой? (узнать правило правописания ь)
        Достигли мы цели?
        Как пишутся слова, в которых перед гласной второго ряда слышится звук [й']? (с разделительным ь)
        С какой пословицы мы начинали урок? ("Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать")
        Вы узнали что-нибудь новое? Почему? (узнали, потому что много работали)
        Оцените каждый свою деятельность. Прочитайте данные высказывания:

    Я всё понял, но у меня остались вопросы.

    Я всё понял, могу работать по алгоритму.

    Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

    Если вы согласны с первым утверждением, нарисуйте снежинку, со вторым - ёлочку, с третьим - снеговика.

    Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? (высказывания детей)

    Как работал на уроке наш класс? (высказывания детей)

    На следующих уроках мы будем применять и использовать новое правило.

    Домашнее задание.

    Повторите правило и запишите по пять слов с разделительным ь. А тот, кто нарисовал снеговика, попробует придумать грамматическую сказку на новое правило.


    Гайнуллина Гульнара Рашитовна, учитель начальных классов
    Маранцева Наиля Фазыловна, учитель начальных классов

    ЧОУ "Елена-Сервис", г.Казань, Республика Татарстан



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 17724
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.