Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Педагогика > Особенности моделирования целостного педагогического процесса в условиях современных частных школ Особенности моделирования целостного педагогического процесса в условиях современных частных школ8 сентября 2009. Разместил: lessons |
Существенным побудительным мотивом возрождения частных школ является наличие спроса на услуги, в условиях современных частных учебных учреждений особой образовательной ситуации, компенсирующей дефицит общения и социального доверия, в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Предусматривается многопрофильная, адаптационная образовательная среда для каждого ученика. Для осуществления индивидуального подхода разрабатываются индивидуальные планы учебной и воспитательной работы с учащимися. Как альтернативные учебные заведения частные учебные заведения вполне могут поддержать среднюю общеобразовательную школу в решении вопросов воспитания и образования подрастающего поколения.
Вопреки кризисам и тяжелому экономическому положению страны количество негосударственных (частных) школ не только не сокращается, но и постоянно растет. Данный процесс происходит, несмотря на отсутствие комплексной концептуальной системы становления и развития образовательных учреждений нового типа. Существенным побудительным мотивом возрождения частных школ является наличие спроса на услуги, предоставляемые сегодня этими учреждениями. Увеличение числа детей и молодежи, желающих приобретать общеобразовательные специальные знания и социальный опыт, прибегая к рассматриваемому виду образовательных услуг, обусловлено в значительной степени наличием в условиях современных частных учебных учреждений особой социокультурной образовательной ситуации, компенсирующей дефицит общения и социального доверия, в муниципальных общеобразовательных учреждениях, так необходимых для развития личности, способной к максимальной самореализации в современных условиях. Анализ сложившейся ситуации свидетельствует о том, что в основе управления новыми типами учебных заведений руководители видят создание условий для удовлетворения изменяющихся образовательных потребностей населения. Поэтому в их деятельности важную роль играет анализ социального заказа на образовательные услуги, что безусловно меняет сами основы управленческой деятельности. В связи с этим важное место в системе работы многих современных частных школ отводится моделированию целостного педагогического процесса, одного из основополагающих условий эффективного решения проблем воспитания и обучения подрастающего поколения. В ходе моделирования для всех компонентов целостного педагогического процесса (целевого, мотивационного, содержательного, операционно-деятельного, оценочно-результативного) предусматривается чрезвычайная структурная и функциональная гибкость, мобильность, способность прогнозировать и адекватно реагировать на изменения конъюнктуры рынка образовательных услуг. Заслуживают внимания разрабатываемые в процессе моделирования критерии эффективности деятельности, как самого учителя, так и ученика в условиях целостного педагогического процесса. Предусматривается многопрофильная, адаптационная образовательная среда для каждого ученика, позволяющая реально обеспечить условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка, становление у него таких необходимых умений, как а) самостоятельно организовать себя на поиск и приобретение новых знаний, б) принимать ответственные решения, в) диагностировать и прогнозировать собственные дела и поступки, г) своевременно приходить на помощь близким и окружающим людям, д) выстраивать взаимоотношения с другими людьми и др. В ряде частных школ г. Новороссийска для осуществления индивидуального подхода разрабатываются индивидуальные планы учебной и воспитательной работы с учащимися. Предварительно составленные индивидуальные программы в процессе самой работы в дальнейшем непрерывно контролируются и корректируются по особой технологии. Помимо одинакового для многих частных школ набора услуг с обязательным изучением иностранного языка, обучением и пользованием, компьютера с первого класса, множества кружков и факультативов, каждая школа имеет свои особенности. Определяя профили каждого учебного заведения, можно выделить физико-математический (гимназия № 1), проектно-исследовательский (“Личность”), правовой, экономический (гимназия “Гармония”), информационный (“Школьник”). Наличие огромного, безграничного информационного пространства (интернет) в условиях частных школ и постепенное включение в него детей позволяет научить их оперировать информационными потоками и использовать для достижения поставленных целей. Очень интересен опыт ННОУ гимназии “Гармония” по обучению экономике с первого класса по специальной программе “Достижения молодых”, предусматривающий интерактивный, практический курс по предпринимательству. Учащиеся получают знания о том, как организовывать собственное дело, оформлять и вести соответствующую документацию, как вести маркетинговую работу для продвижения своей продукции, как выгодно и правильно предложить свои услуги на рынке труда. Важным является и тот факт, что целый ряд частных школ сегодня в ходе реализации всех компонентов целостного педагогического процесса ориентирует своих воспитанников на приобщение к общечеловеческим ценностям, поскольку в опоре на прочный фундамент культурных и нравственных ценностей черпаются силы и уверенность в стабильном развитии общества. Возникнув как альтернативные учебные заведения в конце XX века, в начале нового столетия частные учебные заведения вполне могут поддержать среднюю общеобразовательную школу в решении актуальных вопросов воспитания и образования подрастающего поколения.
Бабунь Людмила Борисовна, зам. директора по научно-методической работе ННОУ Гимназия "Гармония", г. Новороссийск
Вернуться назад |