Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Смутное время. Подвиг И.О. Сусанина Смутное время. Подвиг И.О. Сусанина9 сентября 2009. Разместил: lessons |
Урок истории в 4-м классе Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне.
Цели Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование:
План: I. Введение. Повторение пройденного материала. 1. Историческая разминка по датам и понятиям. 2. Опрос учащихся по теме “Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы от польских захватчиков”. а) взаимовопросы по данной теме; б) рассказы учащихся о подготовке народного ополчения и об освобождении Москвы; в) обобщение учителя. II. Основная часть. Смутное время. Подвиг И. О. Сусанина. Рассказ учителя. Работа по учебнику, Чтение отрывка о приходе польского отряда в село Домнино (стр. 154 -156) Стихи К.Ф. Рылеева “Иван Сусанин” (читают наизусть 2 ученицы) Отрывок из оперы М.И. Глинки “Иван Сусанин” (сцена в дремучем лесу) Беседа по содержанию прослушанного музыкального отрывка. Увековечение памяти героев отдавших жизнь за Родину и связь времен. Хор из оперы “Славься!” (колокольный звон). III. Заключение. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Ход урока 1. Введение. - Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о героическом прошлом нашей Родины, о людях живших тогда и не жалевших своих жизней ради спасения своей страны от иноземных врагов. - Как назван историками этот период жизни нашей Родины? (Смутное время). - Но начнём с исторической разминки. Вспомним историю Руси до Смутного времени в датах. 1 задание. Распределить даты, написанные на карточках в 2 группы - тревожные события и мирные события: Тревожные события: 1242 год – битва на Чудском озере; 1380 год – Куликовская битва; 1612 год – изгнание из Москвы иноземных захватчиков. Мирные события: 862 год – первая славянская азбука; 988 год – крещение Руси; 1147 год – основание Москвы; 1703 год – Основание Санкт-Петербурга. 2 задание. Вспомните значение понятий: ополчение, патриотизм, барельеф Барельеф – изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью. Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Ополчение – войско, создаваемое в помощь регулярной армии, в основном на добровольных началах. 3 задание. Укажите, чем прославились великие люди Русского государства:
- Проверяем работу с карточками. Вы заметили, что многие даты говорят о том, что нашей Отчизне часто угрожала смертельная опасность, но каждый раз на её защиту поднимался простой люд. - Задайте друг другу вопросы по теме: “Ополчение К. Минина и Д. Пожарского”. (Подхожу к стенду с изображением памятника Минину и Пожарскому на Красной площади). - Чье изображение вы видите? Как вы думаете, почему этим людям на главной площади страны, спустя 200 лет (1818 г.) поставлен памятник со словами: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”? (автор Мартос) 2. Тема урока. - А вот изображение ещё одного памятника. Он поставлен в честь простого крестьянина из села Домнино И. Сусанина. Скульптор В. Иванов. 1851 г. - В конце урока постарайтесь ответить на вопрос: Почему обычному крестьянину поставили памятник в городе Костроме посреди красивого сквера? В начале XVII века князь Пожарский, освободивший Москву от поляков, трон Российский не взял, и бояре, собрав совет, единодушно “проголосовали” за нового претендента Михаила Романова, отрока 16 лет. (показываю портрет М. Романова). В это время отец его был в польском плену и сам он с матерью сбежал в родовую вотчину, село Домнино Костромского уезда. Шляхтичи, узнав, что Михаила выбрали царем, решили погубить его, чтобы троном завладеть. После долгого петляния они вышли к населенному пункту Деревеньки и там решили взять себе провожатого. Это произошло в марте 1613 года. Работа со словарём:
Шлях – на Украине и на юге России, в Польше: наезженная дорога, путь. Рейтер – кавалерист в польской армии в XVI – XVII веках. Сотник – офицерский чин казачьих войсках русской армии. Онучи – портянка, обмотка для ноги под сапог или лапоть. Работа с учебником - (отрывок) стр. 154 – 156.
<…>
- Многие поэты и композиторы посвятили этому историческому событию свои произведения. Например, М.И. Глинка передал этот эпизод в своей опере “Иван Сусанин”. - Какие чувства и мысли охватили вас при прослушивании этой увертюры? - Так погиб И.О. Сусанин. Вернёмся к вопросу, записанному на доске. (Ответы детей). - Вы правы, ребята. (Показываю памятник 1851 года.). Минуло Смутное время, но не порвалась живая нить времён. И каждый раз, когда Отчизне угрожала опасность, новые тысячи борцов вспоминали имена Минина и Пожарского, Сусанина. Так было во все времена. Имена великих предков всегда вдохновляли на творчество и подвиги. (Обращаю внимание на портреты Рылеева и Глинки и книгу о героях, повторивших подвиг Сусанина). - Теперь прослушаем заключительную часть оперы. Главная мысль её заключается вот в этих словах: (Читаем с доски отрывок из песни “Славься”). Звучат колокола. (Из оперы). 3. Заключение. - Подвиг Сусанина являлся ярким примером патриотизма русского народа в борьбе с иноземными захватчиками. - Урок закончен. 4. Домашнее задание: прочитать по учебнику о подвиге И.О. Сусанина стр. 152 – 158. Литература
Бабушкина Ангелина Александровна, учитель начальных классов МОУ "Медведевская средняя общеобразовательная школа №3 имени 50-летия Медведевского района" п. Медведево, Республика Марий Эл
Вернуться назад |