mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    09
    сен
    Смутное время. Подвиг И.О. Сусанина
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок истории в 4-м классе

    Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне.


    Цели

    Образовательные:

    1. Продолжить знакомство с историческим прошлым нашей Родины.
    2. Показать борьбу русского народа за свою независимость.
    3. Работать над понятиями: патриотизм, ополчение, барельеф и др.

    Развивающие:

    1. Развивать речь учащихся, умение логически мыслить, умение высказывать свои мысли.
    2. Приобщить к литературе, искусству, связывать исторические факты с современностью.
    3. Закрепить навыки работы с учебником.

    Воспитательные:

    1. Воспитание патриотизма и любви к истории своей Родины.

    Оборудование:

    1. Изображение памятника И. Сусанину, 1851 год, автор В. Иванов.
    2. Карточки с памятными датами и фамилиями известных исторических личностей.
    3. Стихотворение К.Ф.Рылеева “Иван Сусанин”.
    4. Увертюра из оперы М.И.Глинки “Иван Сусанин”.

    План:

    I. Введение. Повторение пройденного материала.

    1. Историческая разминка по датам и понятиям.

    2. Опрос учащихся по теме “Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы от польских захватчиков”.

    а) взаимовопросы по данной теме;

    б) рассказы учащихся о подготовке народного ополчения и об освобождении Москвы;

    в) обобщение учителя.

    II. Основная часть. Смутное время. Подвиг И. О. Сусанина.

    Рассказ учителя.

    Работа по учебнику, Чтение отрывка о приходе польского отряда в село Домнино (стр. 154 -156)

    Стихи К.Ф. Рылеева “Иван Сусанин” (читают наизусть 2 ученицы)

    Отрывок из оперы М.И. Глинки “Иван Сусанин” (сцена в дремучем лесу)

    Беседа по содержанию прослушанного музыкального отрывка.

    Увековечение памяти героев отдавших жизнь за Родину и связь времен.

    Хор из оперы “Славься!” (колокольный звон).

    III. Заключение. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

    Ход урока

    1. Введение.

    - Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о героическом прошлом нашей Родины, о людях живших тогда и не жалевших своих жизней ради спасения своей страны от иноземных врагов.

    - Как назван историками этот период жизни нашей Родины? (Смутное время).

    - Но начнём с исторической разминки. Вспомним историю Руси до Смутного времени в датах.

    1 задание. Распределить даты, написанные на карточках в 2 группы - тревожные события и мирные события:

    Смутное время. Подвиг И.О. Сусанина

    Тревожные события:

    1242 год – битва на Чудском озере;

    1380 год – Куликовская битва;

    1612 год – изгнание из Москвы иноземных захватчиков.

    Мирные события:

    862 год – первая славянская азбука;

    988 год – крещение Руси;

    1147 год – основание Москвы;

    1703 год – Основание Санкт-Петербурга.

    2 задание. Вспомните значение понятий: ополчение, патриотизм, барельеф

    Барельеф – изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.

    Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

    Ополчение – войско, создаваемое в помощь регулярной армии, в основном на добровольных началах.

    3 задание. Укажите, чем прославились великие люди Русского государства:

    • Князь Владимир
    • Дмитрий Донской
    • Первопечатник Федоров

    - Проверяем работу с карточками.

    Вы заметили, что многие даты говорят о том, что нашей Отчизне часто угрожала смертельная опасность, но каждый раз на её защиту поднимался простой люд.

    - Задайте друг другу вопросы по теме: “Ополчение К. Минина и Д. Пожарского”.

    (Подхожу к стенду с изображением памятника Минину и Пожарскому на Красной площади).

    - Чье изображение вы видите? Как вы думаете, почему этим людям на главной площади страны, спустя 200 лет (1818 г.) поставлен памятник со словами: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”? (автор Мартос)

    Смутное время. Подвиг И.О. Сусанина

    2. Тема урока.

    - А вот изображение ещё одного памятника. Он поставлен в честь простого крестьянина из села Домнино И. Сусанина. Скульптор В. Иванов. 1851 г.

    - В конце урока постарайтесь ответить на вопрос:

    Почему обычному крестьянину поставили памятник в городе Костроме посреди красивого сквера?

    В начале XVII века князь Пожарский, освободивший Москву от поляков, трон Российский не взял, и бояре, собрав совет, единодушно “проголосовали” за нового претендента Михаила Романова, отрока 16 лет. (показываю портрет М. Романова).

    Смутное время. Подвиг И.О. Сусанина

    В это время отец его был в польском плену и сам он с матерью сбежал в родовую вотчину, село Домнино Костромского уезда. Шляхтичи, узнав, что Михаила выбрали царем, решили погубить его, чтобы троном завладеть. После долгого петляния они вышли к населенному пункту Деревеньки и там решили взять себе провожатого. Это произошло в марте 1613 года.

    Работа со словарём:

    • шлях,
    • рейтер,
    • сотник,
    • онучи.

    Шлях – на Украине и на юге России, в Польше: наезженная дорога, путь.

    Рейтер – кавалерист в польской армии в XVI – XVII веках.

    Сотник – офицерский чин казачьих войсках русской армии.

    Онучи – портянка, обмотка для ноги под сапог или лапоть.

    Работа с учебником - (отрывок) стр. 154 – 156.

    • Дальше события развивались так (чтение стихотворения К.Ф. Рылеева “Иван Сусанин”):

    - Куда ты ведешь нас?... не видно ни зги! -
    Сусанину с сердцем вскричали враги, -
    Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
    Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега,
    Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
    Но тем Михаила тебе не спасти!

    <…>

    Убейте, замучьте! - моя здесь могила!
    Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
    Предателя, мнили, во мне вы нашли:
    Их нет и не будет на Русской земли!
    В ней каждый отчизну с младенчества любит
    И душу изменой свою не погубит”.

    - Многие поэты и композиторы посвятили этому историческому событию свои произведения. Например, М.И. Глинка передал этот эпизод в своей опере “Иван Сусанин”.

    - Какие чувства и мысли охватили вас при прослушивании этой увертюры?

    - Так погиб И.О. Сусанин. Вернёмся к вопросу, записанному на доске. (Ответы детей).

    - Вы правы, ребята. (Показываю памятник 1851 года.). Минуло Смутное время, но не порвалась живая нить времён. И каждый раз, когда Отчизне угрожала опасность, новые тысячи борцов вспоминали имена Минина и Пожарского, Сусанина. Так было во все времена. Имена великих предков всегда вдохновляли на творчество и подвиги.

    (Обращаю внимание на портреты Рылеева и Глинки и книгу о героях, повторивших подвиг Сусанина).

    - Теперь прослушаем заключительную часть оперы. Главная мысль её заключается вот в этих словах: (Читаем с доски отрывок из песни “Славься”).

    Звучат колокола. (Из оперы).

    3. Заключение.

    - Подвиг Сусанина являлся ярким примером патриотизма русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

    - Урок закончен.

    4. Домашнее задание: прочитать по учебнику о подвиге И.О. Сусанина стр. 152 – 158.

    Литература

    1. В.О. Ключевский, Русская история. 800 редчайших иллюстраций. М. ЭКСМО, 2005.
    2. Детская энциклопедия. Русская историческая живопись. Автор Нонна Яковлева, М.: “Белый город”.


    Бабушкина Ангелина Александровна, учитель начальных классов

    МОУ "Медведевская средняя общеобразовательная школа №3 имени 50-летия Медведевского района"

    п. Медведево, Республика Марий Эл



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5746
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.