{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Воспитание > Воспитание экологической культуры младшего школьника как части общей культуры личности
{LF_links}

Воспитание экологической культуры младшего школьника как части общей культуры личности


21 сентября 2009. Разместил: lessons

В последние годы во всём мире и в нашей стране появилась тенденция рассмотрения экологического воспитания как одного из важнейших аспектов социализации личности, т.е. активного приспособления к среде обитания, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе. Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося ныне эколого – информационного общества.

 


 

Под экологическим образованием я понимаю непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде.

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. По моему мнению, человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Поэтому каждому, особенно будущим поколениям, необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценности ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.

Поэтому для меня как для учителя, главная цель экологического воспитания – формирование высокой экологической морали человека, несущего ответственность за судьбу своего и будущих поколений, живущих в одном единственном доме – Земля.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Под этим понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад, - школа – вуз (колледж, техникум, училище) – послевузовское образование. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет школа, а в школе начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов.

Уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

По моему глубочайшему убеждению, экологическое воспитание нельзя заключить в рамки, какого – то предмета (традиционного или нового), тогда как экологические отношения являются, нервами, всей системы начального образования. Это и математика с задачами экологического направления и познавательного характера.

Изложения и сочинения о природе на уроках русского языка, проводимые 1 раз в неделю. Научно – познавательные тексты на уроках чтения по учебникам «Живое слово» Романовской З.И. И конечно же, уроки естествознания по учебникам Дмитриевой Н.Я., Товпинец И.П.

В результате моей работы по экологическому воспитанию, проводимой на протяжении 10 лет, были определены методические и теоретические основы экологического воспитания в соответствии с возможностями младшего школьного возраста, отобрано содержание, методы, приемы, формы ознакомления с природой, в особой мере способствующие экологическому Мною создан УМК в кабинете, имеющий экологическую направленность, в который входят учебники по естествознанию Дмитриевой Н.Я., Товпинец И.П. Для 1 – 3 классов собраны гербарии, картины и таблицы, диагностические материалы, циклы занятий, подборки тем сочинений и изложений, атласы по природе Новосибирской области, задачи экологического характера по математике, уголок природы, ведётся дневник наблюдений за природой, аудиокассеты с записями голосов птиц и зверей, песни о природе, слайды, программы по экологическому воспитанию Шипуновой Т.Я , Плешакова, подборка детских книг о природе. В программу включено значительное число понятий и представлений по экологии, определены умения и навыки экологического характера, которыми должен овладеть школьник. Обновление и расширение экологического содержания в программах вызвало необходимость пересмотра методики работы. Создать условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями помогают мне такие формы и методы, как наблюдение, моделирование. При изучении нового материала на занятиях использую метод моделирования. Создаем графические и динамические схемы (модели) и таблицы, отражающие те или иные явления. Моделирование помогает формировать у детей экологические связи. Этот метод хорош особенно при изучении тем, когда решались вопросы влияния человека на природу и значение природы для человека.

Для усвоения правил поведения на природе использую природоохранные знаки, которые делаем с детьми на уроках труда. Нравятся детям наблюдения объектов в природе и классе, беседы на уроках, где они могут высказать свою точку зрения, решение экологических задач, анализ экологический ситуаций, работа на «Экологической тропе», игры. Все это вызывает у них живейший отклик. В 3 – 4 классах – полевой практикум. Его цель - закрепление теоретических знаний об окружающей среде, оценка её состояния, формирование практических умений и навыков работы в природе по улучшению её состояния. Интересны дидактические игры, игры с правилами, «Кто где живёт?», ролевые «Что произойдёт?», «Экологическая экспертиза», имитационные эко игры – моделирование экологической реальности. Соревнования, конкурсы: кроссвордов, проектов, загадок, путешествий и т.д., творческие работы по развитию речи: написание их по материалам художественных произведений, наблюдениям на уроках русского языка, естествознания. Самостоятельные работы, сценки – пантомимы, написание диктантов, связных текстов природоведческого содержания на русском языке (с повторением орфограмм (выразительное чтение пейзажных зарисовок на естествознании, словесное рисование на чтении. И, конечно, во внеклассной работе праздники: «День птиц», «Праздник Цветов», «В гости к весне» и т.д. В них включаются выставки детских рисунков, фотографий, конкурсы стенгазет, викторины, сообщения, КВНы. Благодаря систематическому использованию таких методов создаются условия для формирования познавательных потребностей и творческого развития личности.

Как форма обучения - урок, то стараюсь проводить их разнообразно. Уроки провожу в классе, на природе, уроки –экскурсии, заочных путешествий, практические уроки. Главная задача всех уроков – формирование экологической культуры. Так при изучении темы: «Что такое природа» большинство уроков провожу на природе, используя ведущий метод – наблюдения, когда дети знакомятся с объектами живой природы в естественном виде, в естественной обстановке, дети видели большие и маленькие раны природы (сломанные ветки, срубленные деревья, загрязненные водоёмы (практически старались помочь природе) убирали мусор, подвязывали веточки, сажали кустарники и цветы, собирали корм для птиц, делали кормушки и скворечники. Во время экскурсии знакомлю детей с красотой родного края, обращаю внимание на краски, звуки, запахи природы. Уроки часто начинаю с красивой музыки, стиха, рассказа или беседы, использую ТСО. Всё это рождает у детей интерес и постепенно воспитывает любовь к природе, они осознают важность сохранения природы. Часть уроков провожу в виде заочных путешествий. Дети выступают в роли путешественников, врачей, геологов. Класс делится на команды: «Травоядные», «Хищники», «Светлячки», «Солнышко». Во время путешествий провожу игры: «Что? Где? Когда?», «Почемучка», «Зов джунглей» и др. Важным направлением в экологическом воспитании считаю поиск и самостоятельное изучение дополнительной литературы. Дети делают сообщения о животных, растениях, временах года, подбирая интересные факты из их жизни, загадки, пословицы, стихи. Умеют самостоятельно отбирать из дополнительной литературы необходимые сведения и готовить простейшие сообщения.

Эти работы выполняют дети, имеющие как высокий, так и более низкий уровень интеллектуальных способностей. Работы творческого характера помогают создать на уроке среду духовного общения исходя из психологических особенностей детей данного возраста. Научить детей тонко ощущать изменения в окружающем мире помогает приём визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились до размеров муравья, и ползут по камню. Ощущая себя маленьким, беззащитным муравьишкой, ребёнок пытается поделиться своими впечатлениями. Младшие школьники тонко воспринимают, что всё живое нуждается в защите, а значит, и любви. Окружающая природа требует сочувствия, тепла и помощи.

Интересен, по моему мнению, и прием драматизации, который я использую. Он упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Ведь каждому ребёнку присущ «театральный» инстинкт, стремление посредством игры побывать в роли другого, тем самым расширив границы своего бытия. Это помогает острее воспринимать окружающий мир. Например русский язык, письменная драматизация по теме: «Я превратился в …». Ребята предложили разнообразные варианты видения себя животными, растениями. Размышления учащихся от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. Дети почувствовали экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая чёрствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Материал по развитию речи также способствует формированию экокультуры, нравственного опыта школьников. Программа по русскому языку Поляковой А.В. предусматривает обучение детей письменным изложениям и сочинениям с 1 класса. При выборе тем учитываю жизненный опыт, интересы детей, доступность, экологическую направленность. Темы подбираю с учётом конкретных наблюдений или впечатлений от эмоционально – нравственных ситуаций, проявление милосердия, эгоизма, равнодушия, по отношению к окружающему нас миру. Например «Опиши утро», «Первый снег», «Весна в нашем городе», «Может ли белка жить в воде», «Почему нужно охранять природу?», «Дружба и помощь в зелёном мире», «Моя встреча с…(кузнечиком, мухомором»…) и др.

Анализируя содержание текста или картины, дети обогащаются конкретными знаниями о природе, вырабатывают активную жизненную позицию, в отношениях человека и природы. Речевая культура является частью общей культуры и должна основываться как на интеллектуальном, так и на духовном развитии ребёнка.

У моих учащихся сформирован интерес к природе, они знают о взаимосвязи между природой и человеком, её значении, о влиянии людей на природу, учащиеся знают и выполняют правила поведения в природе, умеют обосновать их необходимость. Умеют объяснить (в пределах программы) взаимосвязи в природе и между природой и человеком, умеют подготовить рассказ природоведческого содержания на основе дополнительной литературы, проводить самостоятельные наблюдения в природе, выполнять простейшие опыты, умеют в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы.


Бабченко Татьяна Викторовна, учитель начальных классов

МОУ СОШ № 4 г.Татарска, Новосибирской обл.




{SL_links}

Вернуться назад