mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    21
    сен
    Воспитание экологической культуры младшего школьника как части общей культуры личности
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Воспитание
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    В последние годы во всём мире и в нашей стране появилась тенденция рассмотрения экологического воспитания как одного из важнейших аспектов социализации личности, т.е. активного приспособления к среде обитания, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе. Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося ныне эколого – информационного общества.

     


     

    Под экологическим образованием я понимаю непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде.

    Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. По моему мнению, человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Поэтому каждому, особенно будущим поколениям, необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценности ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.

    Поэтому для меня как для учителя, главная цель экологического воспитания – формирование высокой экологической морали человека, несущего ответственность за судьбу своего и будущих поколений, живущих в одном единственном доме – Земля.

    Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Под этим понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад, - школа – вуз (колледж, техникум, училище) – послевузовское образование. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет школа, а в школе начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов.

    Уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становится всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

    По моему глубочайшему убеждению, экологическое воспитание нельзя заключить в рамки, какого – то предмета (традиционного или нового), тогда как экологические отношения являются, нервами, всей системы начального образования. Это и математика с задачами экологического направления и познавательного характера.

    Изложения и сочинения о природе на уроках русского языка, проводимые 1 раз в неделю. Научно – познавательные тексты на уроках чтения по учебникам «Живое слово» Романовской З.И. И конечно же, уроки естествознания по учебникам Дмитриевой Н.Я., Товпинец И.П.

    В результате моей работы по экологическому воспитанию, проводимой на протяжении 10 лет, были определены методические и теоретические основы экологического воспитания в соответствии с возможностями младшего школьного возраста, отобрано содержание, методы, приемы, формы ознакомления с природой, в особой мере способствующие экологическому Мною создан УМК в кабинете, имеющий экологическую направленность, в который входят учебники по естествознанию Дмитриевой Н.Я., Товпинец И.П. Для 1 – 3 классов собраны гербарии, картины и таблицы, диагностические материалы, циклы занятий, подборки тем сочинений и изложений, атласы по природе Новосибирской области, задачи экологического характера по математике, уголок природы, ведётся дневник наблюдений за природой, аудиокассеты с записями голосов птиц и зверей, песни о природе, слайды, программы по экологическому воспитанию Шипуновой Т.Я , Плешакова, подборка детских книг о природе. В программу включено значительное число понятий и представлений по экологии, определены умения и навыки экологического характера, которыми должен овладеть школьник. Обновление и расширение экологического содержания в программах вызвало необходимость пересмотра методики работы. Создать условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями помогают мне такие формы и методы, как наблюдение, моделирование. При изучении нового материала на занятиях использую метод моделирования. Создаем графические и динамические схемы (модели) и таблицы, отражающие те или иные явления. Моделирование помогает формировать у детей экологические связи. Этот метод хорош особенно при изучении тем, когда решались вопросы влияния человека на природу и значение природы для человека.

    Для усвоения правил поведения на природе использую природоохранные знаки, которые делаем с детьми на уроках труда. Нравятся детям наблюдения объектов в природе и классе, беседы на уроках, где они могут высказать свою точку зрения, решение экологических задач, анализ экологический ситуаций, работа на «Экологической тропе», игры. Все это вызывает у них живейший отклик. В 3 – 4 классах – полевой практикум. Его цель - закрепление теоретических знаний об окружающей среде, оценка её состояния, формирование практических умений и навыков работы в природе по улучшению её состояния. Интересны дидактические игры, игры с правилами, «Кто где живёт?», ролевые «Что произойдёт?», «Экологическая экспертиза», имитационные эко игры – моделирование экологической реальности. Соревнования, конкурсы: кроссвордов, проектов, загадок, путешествий и т.д., творческие работы по развитию речи: написание их по материалам художественных произведений, наблюдениям на уроках русского языка, естествознания. Самостоятельные работы, сценки – пантомимы, написание диктантов, связных текстов природоведческого содержания на русском языке (с повторением орфограмм (выразительное чтение пейзажных зарисовок на естествознании, словесное рисование на чтении. И, конечно, во внеклассной работе праздники: «День птиц», «Праздник Цветов», «В гости к весне» и т.д. В них включаются выставки детских рисунков, фотографий, конкурсы стенгазет, викторины, сообщения, КВНы. Благодаря систематическому использованию таких методов создаются условия для формирования познавательных потребностей и творческого развития личности.

    Как форма обучения - урок, то стараюсь проводить их разнообразно. Уроки провожу в классе, на природе, уроки –экскурсии, заочных путешествий, практические уроки. Главная задача всех уроков – формирование экологической культуры. Так при изучении темы: «Что такое природа» большинство уроков провожу на природе, используя ведущий метод – наблюдения, когда дети знакомятся с объектами живой природы в естественном виде, в естественной обстановке, дети видели большие и маленькие раны природы (сломанные ветки, срубленные деревья, загрязненные водоёмы (практически старались помочь природе) убирали мусор, подвязывали веточки, сажали кустарники и цветы, собирали корм для птиц, делали кормушки и скворечники. Во время экскурсии знакомлю детей с красотой родного края, обращаю внимание на краски, звуки, запахи природы. Уроки часто начинаю с красивой музыки, стиха, рассказа или беседы, использую ТСО. Всё это рождает у детей интерес и постепенно воспитывает любовь к природе, они осознают важность сохранения природы. Часть уроков провожу в виде заочных путешествий. Дети выступают в роли путешественников, врачей, геологов. Класс делится на команды: «Травоядные», «Хищники», «Светлячки», «Солнышко». Во время путешествий провожу игры: «Что? Где? Когда?», «Почемучка», «Зов джунглей» и др. Важным направлением в экологическом воспитании считаю поиск и самостоятельное изучение дополнительной литературы. Дети делают сообщения о животных, растениях, временах года, подбирая интересные факты из их жизни, загадки, пословицы, стихи. Умеют самостоятельно отбирать из дополнительной литературы необходимые сведения и готовить простейшие сообщения.

    Эти работы выполняют дети, имеющие как высокий, так и более низкий уровень интеллектуальных способностей. Работы творческого характера помогают создать на уроке среду духовного общения исходя из психологических особенностей детей данного возраста. Научить детей тонко ощущать изменения в окружающем мире помогает приём визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились до размеров муравья, и ползут по камню. Ощущая себя маленьким, беззащитным муравьишкой, ребёнок пытается поделиться своими впечатлениями. Младшие школьники тонко воспринимают, что всё живое нуждается в защите, а значит, и любви. Окружающая природа требует сочувствия, тепла и помощи.

    Интересен, по моему мнению, и прием драматизации, который я использую. Он упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Ведь каждому ребёнку присущ «театральный» инстинкт, стремление посредством игры побывать в роли другого, тем самым расширив границы своего бытия. Это помогает острее воспринимать окружающий мир. Например русский язык, письменная драматизация по теме: «Я превратился в …». Ребята предложили разнообразные варианты видения себя животными, растениями. Размышления учащихся от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. Дети почувствовали экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая чёрствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Материал по развитию речи также способствует формированию экокультуры, нравственного опыта школьников. Программа по русскому языку Поляковой А.В. предусматривает обучение детей письменным изложениям и сочинениям с 1 класса. При выборе тем учитываю жизненный опыт, интересы детей, доступность, экологическую направленность. Темы подбираю с учётом конкретных наблюдений или впечатлений от эмоционально – нравственных ситуаций, проявление милосердия, эгоизма, равнодушия, по отношению к окружающему нас миру. Например «Опиши утро», «Первый снег», «Весна в нашем городе», «Может ли белка жить в воде», «Почему нужно охранять природу?», «Дружба и помощь в зелёном мире», «Моя встреча с…(кузнечиком, мухомором»…) и др.

    Анализируя содержание текста или картины, дети обогащаются конкретными знаниями о природе, вырабатывают активную жизненную позицию, в отношениях человека и природы. Речевая культура является частью общей культуры и должна основываться как на интеллектуальном, так и на духовном развитии ребёнка.

    У моих учащихся сформирован интерес к природе, они знают о взаимосвязи между природой и человеком, её значении, о влиянии людей на природу, учащиеся знают и выполняют правила поведения в природе, умеют обосновать их необходимость. Умеют объяснить (в пределах программы) взаимосвязи в природе и между природой и человеком, умеют подготовить рассказ природоведческого содержания на основе дополнительной литературы, проводить самостоятельные наблюдения в природе, выполнять простейшие опыты, умеют в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы.


    Бабченко Татьяна Викторовна, учитель начальных классов

    МОУ СОШ № 4 г.Татарска, Новосибирской обл.



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 6820
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.