Vlivkor.Com > Статьи, Психология > Карта самопознания Карта самопознания21 сентября 2009. Разместил: lessons |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Карта представляет собой небольшой сборник методик по изучению и развитию психологических особенностей детей.
Зачем необходимо познать самого себя? Расскажем немного об этом. Знать себя не только интересно, но и весьма важно. По многим причинам, которые у каждого могут быть свои. Но есть и некоторые общие, если не для всех, то для многих. - Не зная себя, трудно разбираться в том, что с тобой происходит. Почему так, а не иначе складывается твоя жизнь, чем вызвано то иное отношение к тебе окружающих и твое отношение к ним. - Не зная себя, нельзя определить, что ты можешь, а чего нет, на что ты способен, на что можешь претендовать в можешь, а чего нет; - Не зная себя, довольно сложно определить свои сильные и слабые стороны, т. е. целенаправленно развивать первые и компенсировать вторые. - Не зная себя очень трудно строить самого себя, а в конечном итоге влиять на свою собственную жизнь. - Не зная себя можно оказаться слепым орудием своих неосознанных вредных для тебя и окружающих и общества в целом желаний. - Не зная себя, можно стать слепым орудием в руках другого человека, потерять возможность сознательно управлять собой, своей жизнью. А это страшно. Так что же значит “познай себя”. Ответить на этот вопрос и трудно и легко. Легко потому, что можно перечислить то, что человеку надо знать о самом себе. Этот перечень будет довольно большим, включая физические свойства - рост, вес, силу, внешность, здоровье. Затем перечислить различные качества - доброту, честность и многие другие. После этого можно назвать многочисленные интересы, стремления, отношения, которые есть у каждого. Но и это не исчерпывает того, что человек может познать в самом себе потому, что каждый человек не может познать себя в таком объеме. Поэтому в этой карте самопознания предлагается познать в себе то, что требуется для сегодняшней жизни и для принятия решений своего будущего. То есть, о каком-то минимуме знаний о самом себе. Тех, которые необходимы для регулировки своего поведения сегодня. Знаний, помогающих строить свои отношения с окружающими и с самим собой. Таких знаний о себе, без которых невозможно реально планировать свою будущую жизнь и уже сегодня что-то делать для реализации этих планов. 1. “Кто Я ?, Какой Я ?” Самопознание начинается с вопроса " Кто Я?, Какой Я?". Попробуй в этом задании ответить самому себе разными ответами, начиная с каждой строки: “ Я -. . . . . . . . . . ”. Эти ответы могут отражать твои чувства, взаимоотношения разными людьми, черты характера привычки и т. д. Укажи те характеристики, которые являются действительно важными для тебя, и потеря которых превратит тебя совсем в другого человека. Отвечай на вопрос быстро, записывай характеристики в той форме, в какой они приходят в голову. Я_________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ А теперь посмотри, удалось ли тебе с помощью данных характеристик дать описание своей личности. 2. ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Место жительства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. Адрес. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. Моя школа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Моя учеба в школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Любимые уроки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мои занятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мои друзья. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мои достоинства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мои недостатки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мои качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 3. "Качества: "
Отметь крестиком (х) справа недостатки, от которых ты хотел (а) бы избавиться. 4. "Каким мне хотелось бы быть?". Для того, чтобы ответить на этот вопрос, подумай, чем тебе хочется заняться в разных сферах жизни, к каким группам людей принадлежать, какие иметь человеческие качества и чувства. Подумай, какие из указанных качеств достижимы для тебя при условии, что ты будешь целенаправленно их развивать. Каждое такое качество отметь крестиком на короткой строке. Но задумайся над восточной мудростью: " Не будь слишком сладким - чтобы тебя не съели, не будь слишком горьким - как бы тебя не выплюнули". 5. "Ассоциации." Выполняя это задание ,надо проявить творчество. Представь себе: а) если бы ты был животным, то каким -. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . б) если бы ты был растением, то каким -. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . в) предметом мебели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6. "Ты умеешь?" Для того, чтобы результаты твоей деятельности были успешными и приносили тебе удовольствие, ты должен обладать определенными умениями. Ты их найдешь в предложенном ниже списке. Под списком указаны баллы, по которым необходимо работать с этим списком. Самооценка - выделить в информации главное и существенное ----------------------- - определить признаки главного;---------------------------------------- - выражать информацию в схеме и таблице -------------------------------------- - делать сравнения, сопоставления ------------------------------------------ выводы при ответе------------------------------------------------------------ - пользоваться справочной, дополнительной литературой;------------------------------------ - строить связанный рассказ по учебному материалу ------------------ - высказывать свое отношение к фактам и событиям ------------------------------ - самостоятельно ставить вопросы и отвечать на них;----------------------------------------- - выполнять задания творческого характера ------------------------------- - работать на уроке за единицу времени ------------------------------------ - находить способы демонстрации знаний на практике--------------------------------------------------. Баллы: 1. - не умеешь 2. - умею иногда - умею с чьей-то помощью 4. - умею, но в зависимости от сложности материала 5. – всегда 7. "3ачем Я? Чего я хочу?" Стремление найти смысл жизни - это духовная потребность человека, этим он отличается от животных, без этого человек чувствует себя как в вакууме. А теперь определи, что для тебя важнее всего в жизни. Для этого предоставляются 10 перечисленных в случайном порядке. Расположи их по степени значимости. Сначала выбери самую важную для тебя жизненную ценность и поставь передней цифру 1. затем 2 и т. д. Но сначала прочитай весь список и подумай о разных ценностях. Нет хороших и плохих ценностей, порядок ценностей должен отражать то, что ты сам (а) думаешь.
8. Что во мне выросло? " 1) Поразмысли и ответь честно, что в тебе за этот год “выросло” (и тогда поставь рядом с цифрой знак “+”), а что стало хуже (поставь знак “-”) 1. физическая сила и выносливость 2. умственная работоспособность 3. - сила воли 4. - выдержка, терпение и упорство 5. - ум, сообразительность 6. - память 7. - объем знаний 8. - внимание и наблюдательность 9. - критичность и доказательность мышления 10. - умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность) 11. - умение планировать работу 12. - умение организовать свое время. 13. - умение беречь время 14. - умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки; 15. - умение при необходимости работать без посторонней помощи 16. - чуткость и отзывчивость к людям 17. - умение работать вместе с товарищем, видеть кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других 18. - умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива. 19. - умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве; 20. - умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т. д. 2) Над каким из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли цифры из предыдущего вопроса)?_______________________________________________________________ 3) Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т. д.)? _______________________________________ 4) Над каким из них ты сейчас работаешь? _______________________________________ 5) Что бы ты хотел себе пожелать на будущее? ________________________________________ “Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой.” СЕНЕКА. “Ни один человек не должен считать себя нулем.” БАРУХ БЕРНАРД. Ты получил знания о самом себе, теперь зависит от тебя как ты этим воспользуешься стремление к цели есть путь к счастью. Наступил новый учебный год. Каким он: будет для тебя, успешным, значимым, полезным, интересным. Зависит от того, какие, цели ты себе поставишь. Твоя цель учебной работы в этом учебном году. __________________________________________________________________ Что тебе нужно сделать, чтобы твоя жизнь была результативной.
Бабынина Елена Вячеславовна, учитель русского языка, психолог ГОУ "Средняя общеобразовательная школа № 263", Москва
Вернуться назад |