{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Речь. Ритм. Музыка.
{LF_links}

Речь. Ритм. Музыка.


22 сентября 2009. Разместил: lessons

Авторами статьи представлен опыт работы с детьми, имеющими различные нарушения речи и страдающими интеллектуальной недостаточностью. В статье рассматривается тесная межпредметная связь специальных коррекционных занятий - логопедии, ритмики, музыки, их общепедагогическое влияние на развитие и коррекцию недостатков детей, страдающих интеллектуальной недостаточностью. Описываются формы и методы, применяемые на занятиях, а также основные принципы их планирования. В качестве примера представлен конспект логопедического занятия " Сказка о веселом язычке ".


В итоге многолетней педагогической практики в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида сложилось концептуальное представление о той помощи, которая необходима ребенку с проблемами в развитии.

Одним из наиболее эффективных направлений работы, связанной с коррекцией недостатков развития детей страдающих интеллектуальной недостаточностью, является включение в учебный процесс специальных коррекционных занятий – логопедии, ритмики, музыки, а так же их тесная межпредметная связь.

Одной из основных задач в комплексном логопедическом, педагогическом, оздоровительном воздействии на детей с речевыми и интеллектуальными расстройствами является формирование, развитие и коррекция речевой деятельности.

Педагоги-дефектологи в своей работе встречаются с детьми, имеющими различные нарушения речи, обусловленные разными причинами. Зная особенности развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с речевой патологией, можно развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, оптико-пространственные представления и навыки, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица, воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевые нарушения.

О значении логопедической ритмики для коррекции речи писали многие ученые. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека, а также о воздействии на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Четкая организация логопедических и музыкально- двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, а также устранению речевых нарушений.

Основу занятий составляет синтез слов, музыки движений. Здесь можно выделить два основных направления.

Первое-развитие неречевых процессов: слухового внимания , слуховой памяти, пространственных представлений, координации движений, чувства ритма и темпа.

Второе-развитие речи и коррекция речевых нарушений: фонематического восприятия, силы голоса, подвижности артикуляционного аппарата, автоматизации и дифференциации звуков.

Особое внимание отводится музыке. Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания ребёнка, оказывает положительное влияние на психическое состояние. Пение коррегирует темп речи, нормализует дыхание, а в ходе работы над текстом песни, проводится коррекция устной речи. Музыка активизирует умственные способности, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения.

Музыка тесно связана с движением. Музыка и движение – основные средства формирования двигательных навыков. Средствами ритмики является ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания; упражнения, активизирующие внимание, формирующие чувство темпа.

Основной принцип всех перечисленных работ – синтез музыки и движения с включением речевого материала.

Взаимосвязь логопедических, музыкальных и ритмических занятий можно рассматривать как один из коррекционно–педагогических методов, применяемых в развитии двигательной и речевой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и речевыми нарушениями.

Различные приемы, формы, методы позволяют сделать логопедические, музыкальные и ритмические занятия более интересными и содержательными.

Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. В нее входят

- элементы логоритмики,

- пальчиковая гимнастика с широким применением игрушек и мелких пособий: палочек, колечек, цилиндров, маленьких мячей. Кроме того, подобран перечень различных движений для тренировки пальцев и кистей рук с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

- артикуляционная гимнастика стимулирует функции речедвигательного аппарата,

- дидактические игры на развитие сенсомоторики.

Релаксация позволяет использовать особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи.

Оздоровительный дозированный бег предназначен для тренировки всех функциональных систем организма, для развития выносливости и формирования волевых качеств.

Тренирующая игровая дорожка обеспечивает качественное обучение детей основным видам движений (дети с нарушением речи и интеллекта усваивают движения в течение 5-8 занятий и без регулярного повторения утрачивают приобретенный опыт).

Оздоровительные мероприятия:

- массаж,
- самомассаж,
- дыхательная гимнастика.

Психогимнастика проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, пластические упражнения.

Музыкально-подвижные игры с речевым сопровождением делают занятия эмоционально привлекательным, легко доступным для усваивания дидактического материала, служат одной из форм смены вида деятельности с включением в работу разных видов анализаторов.

Пропевание вокализов помогает развивать силу голоса, способствует автоматизации звуков.

Специальные коррекционные упражнения, направленные на развитие высших психических функций, помогают достичь основной цели нашего образовательного учреждения-коррекции недостатков развития детей с речевой и интеллектуальной недостаточностью. А также развить у них механизмы компенсации.

Для достижения наибольшей эффективности педагог опирается на определенные принципы при планировании своих занятий.

Принцип систематичности предопределяет последовательность изложения материала, он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, систематическое выполнение логоритмических упражнений приучает детей к установленному щадящее-оздоровительному режиму.

Повторение позволяет сложиться здоровым двигательным, динамичным стереотипам. Вариативный характер упражнений в сочетании с новыми движениями создает условия для развития познавательного интереса и внимания.

Принцип наглядности осуществляется путем практического показа движений педагогом и отработки их с ребенком, а также использование различных наглядных материалов и индивидуальных карточек.

Принцип доступности предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Принцип постепенного повышения требований определяет постановку более трудных заданий двигательных, музыкальных, логопедических.

Принцип развития обуславливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.

Принцип всестороннего воздействия обеспечивает общее влияние на организм. Ритмические и логопедические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие механизмы регуляции, создавая новые отношения между функциональными системами организма.

Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности(слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных и шумовых инструментах).

С учетом всех особенностей построения коррекционных занятий, их организацией и планированием, анализ логопедических исследований показывает результативность межпредметной связи коррекционных занятий – музыки, ритмики и логопедии.

Приложение№1

Музыкально-логопедическое занятие

“Сказка о весёлом язычке”

Цель: Развитие речи и коррекция речевых нарушений с применением элементов ритмики и музыки.

Задачи:

1.Разучивание основных упражнений для языка.
2.Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
3.Воспитание чувства ритма.

Оборудование:

Наглядные пособия, карточки для пропевания вокализов, карточки с мимическими упражнениями, зеркало, игрушка-лягушка с подвижным язычком (язычок одевается на руку преподавателя), музыкальное оформление.

Ход занятия. 1.Вход детей 2.Приветствие 3.Введение в тему

Артикуляционная гимнастика:

Губы улыбаются, язычок лежит на нижней губе, верхние зубы видны.

-За алыми губами, за белыми зубами в глубине рта жил-был веселый язычок. Он крепко спал в своем домике, укрывшись белым одеялом-зубками.
Зевнуть, руки развести в стороны. -Каждое утро он просыпался.
Раскрыть рот, верхние и нижние зубы хорошо видны. -Широко открывал окошко.
Вытянуть язык к подбородку. -И выглядывал посмотреть, какая погода на улице. Язычок посмотрел на землю.
Кисть руки делает волнообразные движения. -И увидел что, вся земля покрыта белым снегом.
  Язычок посмотрел на небо, на землю, налево, направо и захотел узнать; “А который сейчас час?”
  Упражнение_”Часы”
Артикуляционная гимнастика: Улыбнуться, зубки хорошо видны. Вытянуть узкий язычок (он будет часовой стрелкой, а зубки-цифрами) и четко, не спеша передвигать кончик языка из одного уголка рта в другой, слева – направо.
  -Тик-так, часики идут,

тик-так, песенку поют.

Упражнение для развития силы голоса и автоматизации звуков. Пропевание вокализов.

БИ-И-И-И-ИМ, БО-о-Оо-Оом

БИ-И-ИМ, БО-О-ОМ.

  -Пора делать утреннюю гимнастику
Симуляция речедвигательного аппарата. Мимические упражнения.

Повторить мимические упражнения на индивидуальных карточках (приложение №2)

  -Надо, надо заниматься

По утрам и вечерам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам!

  -Лёг язычок на нижнюю губку и поднимает свой кончик вверх, опускает вниз, вверх-вниз, вверх-вниз. Молодец очень хорошо занимался! Пора умываться!
  Дыхательная гимнастика.

Улыбнуться, зубки видны, вдох и “открыть водичку” - выпустит воздух целенаправленной струёй сквозь зубы, подставив под струю сомкнутые ладони.

Слышится песенка водички.

С-с-с-с-с-с-с-с.

Выполняется поглаживающий самомассаж лица и шеи. -Водичка, водичка

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Артикуляционная гимнастика:

Кончиком языка чистим зубки сначала с наружи потом внутри.

Упражнение “Чистим зубки”

-Чисти зубы, чисти зубы

И с наружи и внутри

Чисти зубы, чисти зубы

Не болели, чтоб они.

-Ну что зубки мы почистили, а теперь надо привести себя в порядок.

Физкультминутка

Игровой самомассаж выполняется стоя.

Хлопают в ладоши. Топают ногами. -Я в ладоши хлопаю

И ногами топаю.

Растирание ладоней. Ручки разотру, тепло сохраню.
Ладонью противоположной руки поглаживают предплечья и плечи. Ладошки, ладошки,

Утюжки-недотрожки.

Вы погладьте ручки,

Чтоб играли лучше.

Поглаживание голени и бедра ладонями обеих рук. Вы погладьте ножки,

Чтобы бегали по дорожке.

  -Ну, вот пора завтракать.

Самовар кипит, просит чай пить.

Дыхательная гимнастика с использованием тактильно вибрационного контроля. Упражнение “Подуем на чай”

-Подуть на широкий кончик языка, просунутый между губами, что способствует выработке сильной воздушной струи и формированию по середине языка желобка, необходимого для произношения свистящих звуков. Параллельно осуществляется постановка речевого дыхания.

Произнести на выдохе. -Ах, какой душистый чай.
Широкий кончик языка лежит спокойно на нижней губе. -А к чаю у язычка были блины с вареньем.
Широким языком закрыть верхнюю губу и облизнуть её с верху вниз. Упражнение “Оближи варенье”

-Наелся язычок блинов, напился чаю, посмотрел на себя в зеркало и увидел, что его губы выпачканы вареньем.

Имитируется ходьба двух человечков с помощью указательного и средних пальцев, остальные пальцы прижаты к ладони. -После завтрака язычок пошел гулять.

Раз, два, три, четыре, пять-

Язычок пошел гулять

Маленькие ножки

Пошли по дорожке

Шли, шли, шли, шли

И к ладошке подошли.

  Пальчиковая гимнастика
Пальцами одной руки проводят по другой. По дорожке белой гладкой
Пальчики скачут по руке. Скачут пальцы как лошадки
Поменять руки. Цок, цок, цок

Цок, цок, цок-

Скачет резвый табунок.

Ехали, ехали, и домой приехали.

Подуть сквозь сомкнутые губы, вызывая их вибрацию. Язычок остановил лошадку.

“Тп-р-р-ру”

4.Подведение итогов. Вот и закончилась утренняя прогулка язычка, а с ней и наше занятие.

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что вам понравилось?

-Что не понравилось?


Багавова Светлана Егоровна, учитель - логопед
Зубарева Инна Яковлевна
Шелкунова Ирина Эдуардовна




{SL_links}

Вернуться назад