Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Речь. Ритм. Музыка. Речь. Ритм. Музыка.22 сентября 2009. Разместил: lessons |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Авторами статьи представлен опыт работы с детьми, имеющими различные нарушения речи и страдающими интеллектуальной недостаточностью. В статье рассматривается тесная межпредметная связь специальных коррекционных занятий - логопедии, ритмики, музыки, их общепедагогическое влияние на развитие и коррекцию недостатков детей, страдающих интеллектуальной недостаточностью. Описываются формы и методы, применяемые на занятиях, а также основные принципы их планирования. В качестве примера представлен конспект логопедического занятия " Сказка о веселом язычке ".
В итоге многолетней педагогической практики в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида сложилось концептуальное представление о той помощи, которая необходима ребенку с проблемами в развитии. Одним из наиболее эффективных направлений работы, связанной с коррекцией недостатков развития детей страдающих интеллектуальной недостаточностью, является включение в учебный процесс специальных коррекционных занятий – логопедии, ритмики, музыки, а так же их тесная межпредметная связь. Одной из основных задач в комплексном логопедическом, педагогическом, оздоровительном воздействии на детей с речевыми и интеллектуальными расстройствами является формирование, развитие и коррекция речевой деятельности. Педагоги-дефектологи в своей работе встречаются с детьми, имеющими различные нарушения речи, обусловленные разными причинами. Зная особенности развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с речевой патологией, можно развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, оптико-пространственные представления и навыки, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица, воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевые нарушения. О значении логопедической ритмики для коррекции речи писали многие ученые. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека, а также о воздействии на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. Четкая организация логопедических и музыкально- двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, а также устранению речевых нарушений. Основу занятий составляет синтез слов, музыки движений. Здесь можно выделить два основных направления. Первое-развитие неречевых процессов: слухового внимания , слуховой памяти, пространственных представлений, координации движений, чувства ритма и темпа. Второе-развитие речи и коррекция речевых нарушений: фонематического восприятия, силы голоса, подвижности артикуляционного аппарата, автоматизации и дифференциации звуков. Особое внимание отводится музыке. Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания ребёнка, оказывает положительное влияние на психическое состояние. Пение коррегирует темп речи, нормализует дыхание, а в ходе работы над текстом песни, проводится коррекция устной речи. Музыка активизирует умственные способности, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения. Музыка тесно связана с движением. Музыка и движение – основные средства формирования двигательных навыков. Средствами ритмики является ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания; упражнения, активизирующие внимание, формирующие чувство темпа. Основной принцип всех перечисленных работ – синтез музыки и движения с включением речевого материала. Взаимосвязь логопедических, музыкальных и ритмических занятий можно рассматривать как один из коррекционно–педагогических методов, применяемых в развитии двигательной и речевой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и речевыми нарушениями. Различные приемы, формы, методы позволяют сделать логопедические, музыкальные и ритмические занятия более интересными и содержательными. Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. В нее входят - элементы логоритмики, - пальчиковая гимнастика с широким применением игрушек и мелких пособий: палочек, колечек, цилиндров, маленьких мячей. Кроме того, подобран перечень различных движений для тренировки пальцев и кистей рук с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. - артикуляционная гимнастика стимулирует функции речедвигательного аппарата, - дидактические игры на развитие сенсомоторики. Релаксация позволяет использовать особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи. Оздоровительный дозированный бег предназначен для тренировки всех функциональных систем организма, для развития выносливости и формирования волевых качеств. Тренирующая игровая дорожка обеспечивает качественное обучение детей основным видам движений (дети с нарушением речи и интеллекта усваивают движения в течение 5-8 занятий и без регулярного повторения утрачивают приобретенный опыт). Оздоровительные мероприятия: - массаж, Психогимнастика проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, пластические упражнения. Музыкально-подвижные игры с речевым сопровождением делают занятия эмоционально привлекательным, легко доступным для усваивания дидактического материала, служат одной из форм смены вида деятельности с включением в работу разных видов анализаторов. Пропевание вокализов помогает развивать силу голоса, способствует автоматизации звуков. Специальные коррекционные упражнения, направленные на развитие высших психических функций, помогают достичь основной цели нашего образовательного учреждения-коррекции недостатков развития детей с речевой и интеллектуальной недостаточностью. А также развить у них механизмы компенсации. Для достижения наибольшей эффективности педагог опирается на определенные принципы при планировании своих занятий. Принцип систематичности предопределяет последовательность изложения материала, он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, систематическое выполнение логоритмических упражнений приучает детей к установленному щадящее-оздоровительному режиму. Повторение позволяет сложиться здоровым двигательным, динамичным стереотипам. Вариативный характер упражнений в сочетании с новыми движениями создает условия для развития познавательного интереса и внимания. Принцип наглядности осуществляется путем практического показа движений педагогом и отработки их с ребенком, а также использование различных наглядных материалов и индивидуальных карточек. Принцип доступности предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Принцип постепенного повышения требований определяет постановку более трудных заданий двигательных, музыкальных, логопедических. Принцип развития обуславливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания. Принцип всестороннего воздействия обеспечивает общее влияние на организм. Ритмические и логопедические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие механизмы регуляции, создавая новые отношения между функциональными системами организма. Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности(слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных и шумовых инструментах). С учетом всех особенностей построения коррекционных занятий, их организацией и планированием, анализ логопедических исследований показывает результативность межпредметной связи коррекционных занятий – музыки, ритмики и логопедии. Приложение№1 Музыкально-логопедическое занятие “Сказка о весёлом язычке” Цель: Развитие речи и коррекция речевых нарушений с применением элементов ритмики и музыки. Задачи: 1.Разучивание основных упражнений для языка. Оборудование: Наглядные пособия, карточки для пропевания вокализов, карточки с мимическими упражнениями, зеркало, игрушка-лягушка с подвижным язычком (язычок одевается на руку преподавателя), музыкальное оформление. Ход занятия. 1.Вход детей 2.Приветствие 3.Введение в тему
Багавова Светлана Егоровна, учитель - логопед
Вернуться назад |