mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    22
    сен
    Речь. Ритм. Музыка.
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Методики
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Авторами статьи представлен опыт работы с детьми, имеющими различные нарушения речи и страдающими интеллектуальной недостаточностью. В статье рассматривается тесная межпредметная связь специальных коррекционных занятий - логопедии, ритмики, музыки, их общепедагогическое влияние на развитие и коррекцию недостатков детей, страдающих интеллектуальной недостаточностью. Описываются формы и методы, применяемые на занятиях, а также основные принципы их планирования. В качестве примера представлен конспект логопедического занятия " Сказка о веселом язычке ".


    В итоге многолетней педагогической практики в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида сложилось концептуальное представление о той помощи, которая необходима ребенку с проблемами в развитии.

    Одним из наиболее эффективных направлений работы, связанной с коррекцией недостатков развития детей страдающих интеллектуальной недостаточностью, является включение в учебный процесс специальных коррекционных занятий – логопедии, ритмики, музыки, а так же их тесная межпредметная связь.

    Одной из основных задач в комплексном логопедическом, педагогическом, оздоровительном воздействии на детей с речевыми и интеллектуальными расстройствами является формирование, развитие и коррекция речевой деятельности.

    Педагоги-дефектологи в своей работе встречаются с детьми, имеющими различные нарушения речи, обусловленные разными причинами. Зная особенности развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с речевой патологией, можно развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, оптико-пространственные представления и навыки, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица, воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевые нарушения.

    О значении логопедической ритмики для коррекции речи писали многие ученые. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека, а также о воздействии на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

    Четкая организация логопедических и музыкально- двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, а также устранению речевых нарушений.

    Основу занятий составляет синтез слов, музыки движений. Здесь можно выделить два основных направления.

    Первое-развитие неречевых процессов: слухового внимания , слуховой памяти, пространственных представлений, координации движений, чувства ритма и темпа.

    Второе-развитие речи и коррекция речевых нарушений: фонематического восприятия, силы голоса, подвижности артикуляционного аппарата, автоматизации и дифференциации звуков.

    Особое внимание отводится музыке. Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания ребёнка, оказывает положительное влияние на психическое состояние. Пение коррегирует темп речи, нормализует дыхание, а в ходе работы над текстом песни, проводится коррекция устной речи. Музыка активизирует умственные способности, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения.

    Музыка тесно связана с движением. Музыка и движение – основные средства формирования двигательных навыков. Средствами ритмики является ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания; упражнения, активизирующие внимание, формирующие чувство темпа.

    Основной принцип всех перечисленных работ – синтез музыки и движения с включением речевого материала.

    Взаимосвязь логопедических, музыкальных и ритмических занятий можно рассматривать как один из коррекционно–педагогических методов, применяемых в развитии двигательной и речевой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и речевыми нарушениями.

    Различные приемы, формы, методы позволяют сделать логопедические, музыкальные и ритмические занятия более интересными и содержательными.

    Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. В нее входят

    - элементы логоритмики,

    - пальчиковая гимнастика с широким применением игрушек и мелких пособий: палочек, колечек, цилиндров, маленьких мячей. Кроме того, подобран перечень различных движений для тренировки пальцев и кистей рук с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

    - артикуляционная гимнастика стимулирует функции речедвигательного аппарата,

    - дидактические игры на развитие сенсомоторики.

    Релаксация позволяет использовать особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи.

    Оздоровительный дозированный бег предназначен для тренировки всех функциональных систем организма, для развития выносливости и формирования волевых качеств.

    Тренирующая игровая дорожка обеспечивает качественное обучение детей основным видам движений (дети с нарушением речи и интеллекта усваивают движения в течение 5-8 занятий и без регулярного повторения утрачивают приобретенный опыт).

    Оздоровительные мероприятия:

    - массаж,
    - самомассаж,
    - дыхательная гимнастика.

    Психогимнастика проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, пластические упражнения.

    Музыкально-подвижные игры с речевым сопровождением делают занятия эмоционально привлекательным, легко доступным для усваивания дидактического материала, служат одной из форм смены вида деятельности с включением в работу разных видов анализаторов.

    Пропевание вокализов помогает развивать силу голоса, способствует автоматизации звуков.

    Специальные коррекционные упражнения, направленные на развитие высших психических функций, помогают достичь основной цели нашего образовательного учреждения-коррекции недостатков развития детей с речевой и интеллектуальной недостаточностью. А также развить у них механизмы компенсации.

    Для достижения наибольшей эффективности педагог опирается на определенные принципы при планировании своих занятий.

    Принцип систематичности предопределяет последовательность изложения материала, он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, систематическое выполнение логоритмических упражнений приучает детей к установленному щадящее-оздоровительному режиму.

    Повторение позволяет сложиться здоровым двигательным, динамичным стереотипам. Вариативный характер упражнений в сочетании с новыми движениями создает условия для развития познавательного интереса и внимания.

    Принцип наглядности осуществляется путем практического показа движений педагогом и отработки их с ребенком, а также использование различных наглядных материалов и индивидуальных карточек.

    Принцип доступности предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    Принцип постепенного повышения требований определяет постановку более трудных заданий двигательных, музыкальных, логопедических.

    Принцип развития обуславливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.

    Принцип всестороннего воздействия обеспечивает общее влияние на организм. Ритмические и логопедические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие механизмы регуляции, создавая новые отношения между функциональными системами организма.

    Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности(слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных и шумовых инструментах).

    С учетом всех особенностей построения коррекционных занятий, их организацией и планированием, анализ логопедических исследований показывает результативность межпредметной связи коррекционных занятий – музыки, ритмики и логопедии.

    Приложение№1

    Музыкально-логопедическое занятие

    “Сказка о весёлом язычке”

    Цель: Развитие речи и коррекция речевых нарушений с применением элементов ритмики и музыки.

    Задачи:

    1.Разучивание основных упражнений для языка.
    2.Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
    3.Воспитание чувства ритма.

    Оборудование:

    Наглядные пособия, карточки для пропевания вокализов, карточки с мимическими упражнениями, зеркало, игрушка-лягушка с подвижным язычком (язычок одевается на руку преподавателя), музыкальное оформление.

    Ход занятия. 1.Вход детей 2.Приветствие 3.Введение в тему

    Артикуляционная гимнастика:

    Губы улыбаются, язычок лежит на нижней губе, верхние зубы видны.

    -За алыми губами, за белыми зубами в глубине рта жил-был веселый язычок. Он крепко спал в своем домике, укрывшись белым одеялом-зубками.
    Зевнуть, руки развести в стороны. -Каждое утро он просыпался.
    Раскрыть рот, верхние и нижние зубы хорошо видны. -Широко открывал окошко.
    Вытянуть язык к подбородку. -И выглядывал посмотреть, какая погода на улице. Язычок посмотрел на землю.
    Кисть руки делает волнообразные движения. -И увидел что, вся земля покрыта белым снегом.
      Язычок посмотрел на небо, на землю, налево, направо и захотел узнать; “А который сейчас час?”
      Упражнение_”Часы”
    Артикуляционная гимнастика: Улыбнуться, зубки хорошо видны. Вытянуть узкий язычок (он будет часовой стрелкой, а зубки-цифрами) и четко, не спеша передвигать кончик языка из одного уголка рта в другой, слева – направо.
      -Тик-так, часики идут,

    тик-так, песенку поют.

    Упражнение для развития силы голоса и автоматизации звуков. Пропевание вокализов.

    БИ-И-И-И-ИМ, БО-о-Оо-Оом

    БИ-И-ИМ, БО-О-ОМ.

      -Пора делать утреннюю гимнастику
    Симуляция речедвигательного аппарата. Мимические упражнения.

    Повторить мимические упражнения на индивидуальных карточках (приложение №2)

      -Надо, надо заниматься

    По утрам и вечерам.

    Пусть болезни нас боятся,

    Пусть они не ходят к нам!

      -Лёг язычок на нижнюю губку и поднимает свой кончик вверх, опускает вниз, вверх-вниз, вверх-вниз. Молодец очень хорошо занимался! Пора умываться!
      Дыхательная гимнастика.

    Улыбнуться, зубки видны, вдох и “открыть водичку” - выпустит воздух целенаправленной струёй сквозь зубы, подставив под струю сомкнутые ладони.

    Слышится песенка водички.

    С-с-с-с-с-с-с-с.

    Выполняется поглаживающий самомассаж лица и шеи. -Водичка, водичка

    Умой моё личико,

    Чтобы глазки блестели,

    Чтобы щёчки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

    Артикуляционная гимнастика:

    Кончиком языка чистим зубки сначала с наружи потом внутри.

    Упражнение “Чистим зубки”

    -Чисти зубы, чисти зубы

    И с наружи и внутри

    Чисти зубы, чисти зубы

    Не болели, чтоб они.

    -Ну что зубки мы почистили, а теперь надо привести себя в порядок.

    Физкультминутка

    Игровой самомассаж выполняется стоя.

    Хлопают в ладоши. Топают ногами. -Я в ладоши хлопаю

    И ногами топаю.

    Растирание ладоней. Ручки разотру, тепло сохраню.
    Ладонью противоположной руки поглаживают предплечья и плечи. Ладошки, ладошки,

    Утюжки-недотрожки.

    Вы погладьте ручки,

    Чтоб играли лучше.

    Поглаживание голени и бедра ладонями обеих рук. Вы погладьте ножки,

    Чтобы бегали по дорожке.

      -Ну, вот пора завтракать.

    Самовар кипит, просит чай пить.

    Дыхательная гимнастика с использованием тактильно вибрационного контроля. Упражнение “Подуем на чай”

    -Подуть на широкий кончик языка, просунутый между губами, что способствует выработке сильной воздушной струи и формированию по середине языка желобка, необходимого для произношения свистящих звуков. Параллельно осуществляется постановка речевого дыхания.

    Произнести на выдохе. -Ах, какой душистый чай.
    Широкий кончик языка лежит спокойно на нижней губе. -А к чаю у язычка были блины с вареньем.
    Широким языком закрыть верхнюю губу и облизнуть её с верху вниз. Упражнение “Оближи варенье”

    -Наелся язычок блинов, напился чаю, посмотрел на себя в зеркало и увидел, что его губы выпачканы вареньем.

    Имитируется ходьба двух человечков с помощью указательного и средних пальцев, остальные пальцы прижаты к ладони. -После завтрака язычок пошел гулять.

    Раз, два, три, четыре, пять-

    Язычок пошел гулять

    Маленькие ножки

    Пошли по дорожке

    Шли, шли, шли, шли

    И к ладошке подошли.

      Пальчиковая гимнастика
    Пальцами одной руки проводят по другой. По дорожке белой гладкой
    Пальчики скачут по руке. Скачут пальцы как лошадки
    Поменять руки. Цок, цок, цок

    Цок, цок, цок-

    Скачет резвый табунок.

    Ехали, ехали, и домой приехали.

    Подуть сквозь сомкнутые губы, вызывая их вибрацию. Язычок остановил лошадку.

    “Тп-р-р-ру”

    4.Подведение итогов. Вот и закончилась утренняя прогулка язычка, а с ней и наше занятие.

    -Что нового вы сегодня узнали?

    -Что вам понравилось?

    -Что не понравилось?


    Багавова Светлана Егоровна, учитель - логопед
    Зубарева Инна Яковлевна
    Шелкунова Ирина Эдуардовна



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5385
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.