mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    04
    сен
    Развитие музыкально-ритмических способностей младших школьников
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Методики
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Данная статья представляет собой сообщение о ходе работы по экспериментальной развивающей программе “Музыка и движение”, которая направлена на усовершенствование музыкально-ритмических способностей детей младшего возраста. Последовательная систематическая работа по программе развивает воображение детей, их творческую активность, эмоциональное восприятие музыки и движений. Программа разработана для школ инновационного типа и предусматривает создание ансамбля русской песни и танца.
    Велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, и важно переживать её в движении. Необходимо помнить, что именно в дружественном союзе музы танца Терпсихоры и покровительницы музыки Эвтерпы зарождаются творческие способности.

    Программное содержание “Музыки и движения” подводит учащихся к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует активному развитию творческого воображения. Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка.

    Невозможно переоценить значение занятий “Музыка и движение” для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения. Чувства и настроение, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов. Музыкально-двигательные упражнения дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков.

    Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкально-ритмического воспитания развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению музыки и движений.

    Сочетание музыки и движения открывает для ребёнка богатый мир добра, света, красоты. Вместе с тем, до сего времени очень мало внимания уделяется музыкальной стимуляции умственной и двигательной активности учащихся. Проблема эта очень актуальна.

    Особенностью программы “Музыка и движение” является её интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса “проживания” фольклора, его “прорастания” в жизнь ребёнка. Кроме того, фольклорные занятия естественно переплетаются с развитием речи (частушки, прибаутки, песни, поговорки, потешки, скороговорки), ознакомлением с окружающим миром (календарные народные праздники), физкультурой (укрепление мышц, формирование культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения), изобразительной деятельностью (изучение орнаментальной особенности костюмов различных регионов России, разработка детьми костюмных эскизов), историей (развитие русской культуры).

    Занимаясь по программе Музыка и движение”, которая направлена на приобщение ребенка к миру музыки и танца, воспитание любви и интереса к русскому фольклору, формирование пластики, культуры движений, их выразительности, развитие музыкально-ритмических способностей, артистизма, умение исполнять музыкальные произведения сольно и в ансамбле, можно решать следующие задачи:

    • Развивать музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления).
    • Способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать музыку, переживая ее в движении.
    • Воспитывать музыкальный вкус; способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования, формированию музыкально-культурного кругозора личности.
    • Воспитывать, развивать и совершенствовать художественно-творческие способности, инициативу, самостоятельность при составлении танцевальных композиций, вариантов музыкальных игр и упражнений, инсценировании песен.

    Оригинальность данной программы заключается в том, что она направлена на формирование определенной среды:

    • создание ансамбля русской песни и танца,
    • наличие национальных костюмов для детей,
    • отбор репертуара,
    • знакомство с русским народным искусством: танцем, песней, фольклором (частушки, игра на ложках, свистульках, хороводные танцы).

    Желательно, чтобы занятия вели два педагога, один из которых – преподаватель музыки и концертмейстер, другой - хореограф. В программу включены как теоретическая, так и практическая часть вопросов с преобладанием практических занятий. Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание ребенка, его интерес, возможности, способности, психологические особенности.

    В программе “Музыка и движение” заложен большой воспитательный потенциал. Во время занятий дети могут познакомиться с лучшими образцами народного творчества, иметь возможность творческого самовыражения, осознать свою значимость в коллективе.

    Основу работы по программе составляет развитие музыкально-ритмических способностей, овладение народными инструментами с параллельным изучением музыкальной грамоты, развитием вокальных данных, поэтому работа в ансамбле включает в себя общие занятия: музыкально-хореографические, ансамбль народных инструментов, постановка концертных выступлений; индивидуальные занятия: вокал, хореография.

    Планируя работу по программе, необходимо учитывать концертную деятельность, участие в городских и областных смотрах и праздниках, работу с родителями. Занятия будут более успешными при наличии в зале хореографии станков, аудио-, видеоаппаратуры, фортепиано, народных инструментов, концертных костюмов.

    Основной формой занятий музыкально-ритмическим воспитанием является урок, планируя который, следует обязательно продумывать различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, используя формы, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для занятий. Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность учащихся на занятии музыкально-ритмическим воспитанием, тем эффективнее происходящий процесс музыкального воспитания, и, следовательно, успешнее достигается его цель. Занятия должны включать в себя следующие виды музыкальной деятельности:

    1. Восприятие музыки (дает информацию о произведении в его целостности)
    2. Исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах, ритмические движения, танец)
    3. Музыкально-творческая деятельность (музыкальное, поэтическое творчество, импровизация на детских музыкальных инструментах, танцевально-игровое творчество)

    Главным требованием для всех видов деятельности является выразительность, способность непосредственно и искренне передать эмоциональное содержание музыки.

    Занимаясь по программе, учащиеся имеют возможность глубже изучить нотную грамоту, длительности, простейшие музыкальные размеры, регистры, основы правильного интонирования, названия танцевальных движений, народных инструментов, жанры музыки и танца, отличие классического танца от народного, основы сценического искусства.

    Для отслеживания динамики развития музыкально-ритмических способностей предлагается диагностика, в которой выделены следующие параметры:

    • Интонирование – правильное воспроизведение звуков, различных по высоте, точность воспроизведения интервалов.
    • Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок произведений, чередование сильных и слабых долей такта, акценты в требуемом темпе.
    • Дикция – ясность, разборчивость произнесения текста (с правильным ударением), позволяющая без напряжения понимать смысл слов, тем самым облегчающая восприятие музыки.
    • Артистизм – исполнение любого произведения красиво, свободно, в соответствии с характером произведения.
    • Гибкость – показатель пластичности тела, придаёт танцу выразительность, способствует тем самым созданию сценического образа.
    • Координация – умение согласовывать движения различными частями тела под музыку.
    • Растяжка – эластичность мышц, что обеспечивает широту и свободу движений.
    • Ориентация в пространстве – умение ощущать своё тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене.
    • Сольное исполнение – умение исполнять произведение сольно в музыкальном сопровождении или без него.
    • Исполнение в ансамбле – исполнение одного произведения совместно, согласовано, соразмеряя свою художественную индивидуальность с индивидуальностью остальных членов ансамбля.

    Данную диагностику желательно провести на первых этапах занятий.

    Для определения уровня развития музыкально-ритмических способностей можно использовать трехбалльную систему, где

    3 – это показатель высокого уровня развития;
    2 – средний уровень развития;
    1 – низкий уровень.

    В процессе диагностирования можно выявить группы ребят с низким уровнем развития музыкально-ритмических способностей, высоким уровнем того или иного аспекта диагностирования. Знание способностей ребят поможет определить основные проблемы детей и составить в соответствии с ними развивающие комплексы упражнений. Ребятам с высоким уровнем развития музыкально-ритмических данных необходима соответствующая корректировка, закрепление результатов и добавление к ним более сложных развивающих упражнений.

    Для отслеживания роста в развитии можно использовать специально составленные контрольные упражнения. Правильно подобранные задания (с учетом индивидуальных особенностей ребят) играют огромную роль в достижении результатов.

    Работа по созданию программы была начата в 2001 году. Тогда творческий союз учителей музыки, хореографии и начальных классов вышел с предложением создать на базе первого класса вокально-хореографический ансамбль. Была проведена входная диагностика учеников 1 А класса, разработана интегрированная программа на первый год обучения, а ансамбль получил название “Ладушки”.

    За время существования ансамбля дети показали хорошие результаты, ежегодно становятся лауреатами городских и областных конкурсов “Звездная палитра” и “Весенние премьеры”. Ансамбль принимает активное участие в праздничных мероприятиях, благотворительных акциях, отчетных концертах города и Лицея.

    В мае 2004 года ансамбль принял участие в Международном конкурсе детского творчества “Бозторгай”, где представили танцы и песни. Ребята выглядели на должном уровне и были отмечены дипломами участников.

    Работа с участниками ансамбля продолжается. Планируется новая концертная программа, которая позволит проследить динамику развития музыкально-ритмических способностей детей, показать результаты работы по программе “Музыка и движение” и сделать выводы о целесообразности и практической значимости данной программы.
    Изюмка Татьяна Александровна, учитель музыки
    Колова Наталья Вячеславовна, учитель хореографии


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 12213
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.