Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Развитие музыкально-ритмических способностей младших школьников Развитие музыкально-ритмических способностей младших школьников4 сентября 2007. Разместил: lessons |
Данная статья представляет собой сообщение о ходе работы по экспериментальной развивающей программе “Музыка и движение”, которая направлена на усовершенствование музыкально-ритмических способностей детей младшего возраста. Последовательная систематическая работа по программе развивает воображение детей, их творческую активность, эмоциональное восприятие музыки и движений. Программа разработана для школ инновационного типа и предусматривает создание ансамбля русской песни и танца. Велика сила эмоционального и нравственного воздействия музыки, и важно переживать её в движении. Необходимо помнить, что именно в дружественном союзе музы танца Терпсихоры и покровительницы музыки Эвтерпы зарождаются творческие способности. Программное содержание “Музыки и движения” подводит учащихся к ощущению гармонической слитности своих движений с музыкой, что способствует активному развитию творческого воображения. Именно благодаря тесной взаимосвязи слуховых ощущений с мышечными значительно ярче и эмоциональнее воспринимается музыка. Невозможно переоценить значение занятий “Музыка и движение” для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения. Чувства и настроение, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов. Музыкально-двигательные упражнения дают возможность совершенствовать качества вокальных и хоровых навыков. Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкально-ритмического воспитания развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению музыки и движений. Сочетание музыки и движения открывает для ребёнка богатый мир добра, света, красоты. Вместе с тем, до сего времени очень мало внимания уделяется музыкальной стимуляции умственной и двигательной активности учащихся. Проблема эта очень актуальна. Особенностью программы “Музыка и движение” является её интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса “проживания” фольклора, его “прорастания” в жизнь ребёнка. Кроме того, фольклорные занятия естественно переплетаются с развитием речи (частушки, прибаутки, песни, поговорки, потешки, скороговорки), ознакомлением с окружающим миром (календарные народные праздники), физкультурой (укрепление мышц, формирование культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения), изобразительной деятельностью (изучение орнаментальной особенности костюмов различных регионов России, разработка детьми костюмных эскизов), историей (развитие русской культуры). Занимаясь по программе “Музыка и движение”, которая направлена на приобщение ребенка к миру музыки и танца, воспитание любви и интереса к русскому фольклору, формирование пластики, культуры движений, их выразительности, развитие музыкально-ритмических способностей, артистизма, умение исполнять музыкальные произведения сольно и в ансамбле, можно решать следующие задачи:
Оригинальность данной программы заключается в том, что она направлена на формирование определенной среды:
Желательно, чтобы занятия вели два педагога, один из которых – преподаватель музыки и концертмейстер, другой - хореограф. В программу включены как теоретическая, так и практическая часть вопросов с преобладанием практических занятий. Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание ребенка, его интерес, возможности, способности, психологические особенности. В программе “Музыка и движение” заложен большой воспитательный потенциал. Во время занятий дети могут познакомиться с лучшими образцами народного творчества, иметь возможность творческого самовыражения, осознать свою значимость в коллективе. Основу работы по программе составляет развитие музыкально-ритмических способностей, овладение народными инструментами с параллельным изучением музыкальной грамоты, развитием вокальных данных, поэтому работа в ансамбле включает в себя общие занятия: музыкально-хореографические, ансамбль народных инструментов, постановка концертных выступлений; индивидуальные занятия: вокал, хореография. Планируя работу по программе, необходимо учитывать концертную деятельность, участие в городских и областных смотрах и праздниках, работу с родителями. Занятия будут более успешными при наличии в зале хореографии станков, аудио-, видеоаппаратуры, фортепиано, народных инструментов, концертных костюмов. Основной формой занятий музыкально-ритмическим воспитанием является урок, планируя который, следует обязательно продумывать различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, используя формы, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для занятий. Чем активнее и разнообразнее музыкальная деятельность учащихся на занятии музыкально-ритмическим воспитанием, тем эффективнее происходящий процесс музыкального воспитания, и, следовательно, успешнее достигается его цель. Занятия должны включать в себя следующие виды музыкальной деятельности:
Главным требованием для всех видов деятельности является выразительность, способность непосредственно и искренне передать эмоциональное содержание музыки. Занимаясь по программе, учащиеся имеют возможность глубже изучить нотную грамоту, длительности, простейшие музыкальные размеры, регистры, основы правильного интонирования, названия танцевальных движений, народных инструментов, жанры музыки и танца, отличие классического танца от народного, основы сценического искусства. Для отслеживания динамики развития музыкально-ритмических способностей предлагается диагностика, в которой выделены следующие параметры:
Данную диагностику желательно провести на первых этапах занятий. Для определения уровня развития музыкально-ритмических способностей можно использовать трехбалльную систему, где 3 – это показатель высокого уровня развития; В процессе диагностирования можно выявить группы ребят с низким уровнем развития музыкально-ритмических способностей, высоким уровнем того или иного аспекта диагностирования. Знание способностей ребят поможет определить основные проблемы детей и составить в соответствии с ними развивающие комплексы упражнений. Ребятам с высоким уровнем развития музыкально-ритмических данных необходима соответствующая корректировка, закрепление результатов и добавление к ним более сложных развивающих упражнений. Для отслеживания роста в развитии можно использовать специально составленные контрольные упражнения. Правильно подобранные задания (с учетом индивидуальных особенностей ребят) играют огромную роль в достижении результатов. Работа по созданию программы была начата в 2001 году. Тогда творческий союз учителей музыки, хореографии и начальных классов вышел с предложением создать на базе первого класса вокально-хореографический ансамбль. Была проведена входная диагностика учеников 1 А класса, разработана интегрированная программа на первый год обучения, а ансамбль получил название “Ладушки”. За время существования ансамбля дети показали хорошие результаты, ежегодно становятся лауреатами городских и областных конкурсов “Звездная палитра” и “Весенние премьеры”. Ансамбль принимает активное участие в праздничных мероприятиях, благотворительных акциях, отчетных концертах города и Лицея. В мае 2004 года ансамбль принял участие в Международном конкурсе детского творчества “Бозторгай”, где представили танцы и песни. Ребята выглядели на должном уровне и были отмечены дипломами участников. Работа с участниками ансамбля продолжается. Планируется новая концертная программа, которая позволит проследить динамику развития музыкально-ритмических способностей детей, показать результаты работы по программе “Музыка и движение” и сделать выводы о целесообразности и практической значимости данной программы.
Изюмка Татьяна Александровна, учитель музыки Колова Наталья Вячеславовна, учитель хореографии Вернуться назад |