Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Смех – дело серьезное? Смех – дело серьезное?22 сентября 2009. Разместил: lessons |
Урок литературы в 11-м классе. Современное прочтение рассказов М. Зощенко Урок литературы в 11-м классе по творчеству М.Зощенко "Смех – дело серьезное?" На уроке решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко. Проблемный метод, материалы, отражающие эпоху, преломляют творчество писателя, позволяют по-новому анализировать его рассказы. Языковой анализ выявляет особенности стиля. Интерактивные формы работы убеждают учащихся: творчество Зощенко актуально, а смех – дело серьезное.
Цели урока:
Оборудование:
Ход урока. I. Определение проблемы: “Смех – дело серьезное..?” Эту проблему нам предстоит решить на уроке, кроме того, мы выясним, современны ли рассказы Зощенко? А наша цель:
II. Слово учителя: Музыка. (“Широка страна моя родная…”) В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. Эта выставка отражает все стороны жизни Советского Союза эпохи строительства социализма. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени. - А все ли было так гладко? - Обратимся к материалам, отражающим эпоху. Они перед вами. Внимательно прочтите. - Что бросается в глаза? (Несоответствие) - Приведите примеры. Сделайте вывод. Итак, мы с вами обозначили глубокие несоответствия эпохи. Эти же противоречия обнаружил и М. Зощенко. Перед вами два шаржа на портрет писателя. Вы знаете, что Зощенко – автор юмористических рассказов. Его представляли так, но на самом деле он был другим. - Почему? (Внешне, как страна, могучий и сильный, на самом деле – больной, опустошенный). III. Эпоха М.Зощенко. Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что, в конце концов, ему предъявили обвинение. Историческая справка 1. “…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира?” И в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором многие не подозревали. Историческая справка 2. В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”. А ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов Зощенко. Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими. - Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю. Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает. Сатира - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности. IV. Предметы из рассказов писателя. Вот предметы, которые как бы сошли со страниц рассказов М. Зощенко и стали центром комических ситуаций. - Из каких они рассказов, если можете, назовите эти рассказы? (Учитель показывает предметы). - Почему эти предметы стали причиной смеха? ( Неожиданность, несоответствие: театр – еда, поминки – ссора из-за стакана, нам смешно, так как рассказ юмористический, но это только на первый взгляд). V. Анализ рассказов М.Зощенко. А теперь анализируем рассказ “Аристократка”. Наша задача определить, над чем смеется Зощенко и с помощью чего он этого добивается? В тетрадях разделите страницу так же, как на доске. Итак, рассказ небольшой, около 150 строк. - Играет ли это роль? Почему? Записываем – краткость. Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко. Небогатый человек приглашает даму в театр. Заходят в буфет. Денег в обрез. На этой почве его переживания. Это тоже прием Зощенко. Записываем – несложность сюжета. - “Я, братцы мои, не люблю баб…” От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе? Вы можете обратиться к словарю. Записываем – сказовая манера. - Далее следует доверительное признание: “… не люблю баб, которые в шляпках”. А почему в шляпках? (Классовый признак – аристократка). Герой, конечно, понятия не имеет, какие бывают аристократки, но поясняет: “Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место”. - Что можно сказать о таком герое? (Глупый, темный, необразованный, невежа, невежда). Невежа – грубый, невоспитанный человек. Невежда – малообразованный человек. Одним словом, мещанин – человек с мелкими интересами, узким кругозором. Мещанин из рассказа Зощенко, как и положено, мыслить не может. Может быть, именно таких дам в шляпках и чулках он видел на плакатах и с тех пор воспринимает их как врагов. - Но, почему вдруг зуб золотой? О чем он может говорить? (Шпанская мода, показатель материального благосостояния). - Что это за прием? (Деталь). - Для чего такое обилие деталей? (Нагнетание, усиление). Записываем – нагнетание деталей. - Что еще бросается в глаза? Какова речь героя? (Примеры). Просторечия, стилистически приниженная лексика, иногда жаргон. Записываем – речь героя. - Итак, намечена экспозиция. Что это такое? - Далее герой доказывает, что он пострадал: “…в театре она и показала свою идеологию во всем объеме”. Какое слово явно неуместно? Почему? Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию. - О чем говорит неуместное употребление слов? Записываем – неуместное употребление слов. - Герой вспоминает о своем неудавшемся романе. Как он ухаживает за героиней? (Заходит к не как “лицо официальное” с вопросом об исправности водопровода и уборной, то есть ухаживание происходит “на фоне производства”). - Почему? Кто же он? (Сантехник, а мы помним, что представитель рабочего класса выше всякого стоит). - Смешно? Грустно! - Кто же эта аристократка? Можно ли сказать, что она и герой – одного поля ягоды? Почему? -Чем нравится ей герой? Докажите. - Почему ей хочется в театр? - Герой получает билет, как? - Идут в театр. Интересует ли он героев? Докажите. Прервемся. Я задаю вам настроение (две картинки), прочитайте отрывок, отмеченный в тексте, с этим настроением. - Какой вывод можно сделать? - Почему нам смешно? - В чем особенность стиля Зощенко? (Простота, ясность, яркость, живость). Записываем – стиль автора. Прозвучало предупреждение: “Ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу” (Герой волнуется) - Что отвечает она? (Мерси). - Что это за слово? - Герой снова дает спутнице оценку. Как она идет? Что это за походка? - “…цоп с кремом и жрет…”, герой волнуется. Докажите. - Наступает кульминация. Что это такое? Герой кричит, скандал. Прочтите эту сцену в лицах. Все становится ясно. Героиня видит подлинное лицо кавалера. Он бедняк, никакая не власть, еще и дурак. - А что думает герой о ней? Докажите. - Наступила развязка. Что это такое? - Запишите во втором столбике таблицы, над чем смеялся Зощенко в этом рассказе? Что у вас получилось? Вывод: пороки в рассказе изображаются зримо, ситуация перерастает из смешной в сатирическую, обнажается суть мещанства. - А вот другая ситуация. Рассказ “Стакан”. Напомните сюжет. - Прочитайте первый абзац, убирая специфические для Зощенко выражения. Есть ли повод для смеха? Убедились, что без особых языковых приемов автора нет эффекта. (Зачитывается текст автора). - Это сатирический рассказ. Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе? Дополните таблицу. VI. Слово учителя. Вот они герои эпохи. Могли ли эти “винтики” быть олицетворением силы и мощи государства, как это им предопределяли? Значит, нужен другой герой. Я предоставляю право вам сделать выбор. У каждого из вас два листа бумаги. На первом вы обозначите то качество, без которого вам не обойтись в будущем, а на другом – то качество, которое вы с удовольствием выбросите в мусорную корзину, чтобы никогда с ним не встретиться в жизни. (Учащиеся выходят, голосуют, обосновывая свой выбор). Вы не берете с собой то, над чем смеялся еще Зощенко. Следовательно, его рассказы актуальны. - А смех – дело серьезное? Мы убираем вопрос? Еще Гоголь, традициям которого следовал Зощенко, сказал: “О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила”. VII. Домашнее задание (по выбору):
Багаева Галина Кимовна, учитель русского языка и литературы МОУ "Средняя (полная) общеобразовательная школа № 5", г. Зея, Амурская обл.
Вернуться назад |