Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Урок литературы в 11-м классе. Современное прочтение рассказов М. Зощенко
Урок литературы в 11-м классе по творчеству М.Зощенко "Смех – дело серьезное?" На уроке решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко. Проблемный метод, материалы, отражающие эпоху, преломляют творчество писателя, позволяют по-новому анализировать его рассказы. Языковой анализ выявляет особенности стиля. Интерактивные формы работы убеждают учащихся: творчество Зощенко актуально, а смех – дело серьезное.
Цели урока:
Оборудование:
Ход урока.
I. Определение проблемы:
“Смех – дело серьезное..?” Эту проблему нам предстоит решить на уроке, кроме того, мы выясним, современны ли рассказы Зощенко?
А наша цель:
Постараться рассмеяться
(Ведь смеяться не грешно)
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно?
II. Слово учителя:
Музыка. (“Широка страна моя родная…”)
В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. Эта выставка отражает все стороны жизни Советского Союза эпохи строительства социализма. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени.
- А все ли было так гладко?
- Обратимся к материалам, отражающим эпоху. Они перед вами. Внимательно прочтите.
- Что бросается в глаза? (Несоответствие)
- Приведите примеры. Сделайте вывод.
Итак, мы с вами обозначили глубокие несоответствия эпохи. Эти же противоречия обнаружил и М. Зощенко. Перед вами два шаржа на портрет писателя. Вы знаете, что Зощенко – автор юмористических рассказов. Его представляли так, но на самом деле он был другим.
- Почему? (Внешне, как страна, могучий и сильный, на самом деле – больной, опустошенный).
III. Эпоха М.Зощенко.
Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что, в конце концов, ему предъявили обвинение.
Историческая справка 1.
“…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира?”
И в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором многие не подозревали.
Историческая справка 2.
В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”.
А ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов Зощенко. Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими.
- Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю.
Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.
Сатира - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
IV. Предметы из рассказов писателя.
Вот предметы, которые как бы сошли со страниц рассказов М. Зощенко и стали центром комических ситуаций.
- Из каких они рассказов, если можете, назовите эти рассказы? (Учитель показывает предметы).
- Почему эти предметы стали причиной смеха? ( Неожиданность, несоответствие: театр – еда, поминки – ссора из-за стакана, нам смешно, так как рассказ юмористический, но это только на первый взгляд).
V. Анализ рассказов М.Зощенко.
А теперь анализируем рассказ “Аристократка”. Наша задача определить, над чем смеется Зощенко и с помощью чего он этого добивается?
В тетрадях разделите страницу так же, как на доске.
Итак, рассказ небольшой, около 150 строк.
- Играет ли это роль? Почему? Записываем – краткость.
Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко. Небогатый человек приглашает даму в театр. Заходят в буфет. Денег в обрез. На этой почве его переживания. Это тоже прием Зощенко.
Записываем – несложность сюжета.
- “Я, братцы мои, не люблю баб…” От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе? Вы можете обратиться к словарю. Записываем – сказовая манера.
- Далее следует доверительное признание: “… не люблю баб, которые в шляпках”. А почему в шляпках? (Классовый признак – аристократка).
Герой, конечно, понятия не имеет, какие бывают аристократки, но поясняет: “Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место”.
- Что можно сказать о таком герое? (Глупый, темный, необразованный, невежа, невежда).
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
Невежда – малообразованный человек.
Одним словом, мещанин – человек с мелкими интересами, узким кругозором.
Мещанин из рассказа Зощенко, как и положено, мыслить не может. Может быть, именно таких дам в шляпках и чулках он видел на плакатах и с тех пор воспринимает их как врагов.
- Но, почему вдруг зуб золотой? О чем он может говорить? (Шпанская мода, показатель материального благосостояния).
- Что это за прием? (Деталь).
- Для чего такое обилие деталей? (Нагнетание, усиление). Записываем – нагнетание деталей.
- Что еще бросается в глаза? Какова речь героя? (Примеры). Просторечия, стилистически приниженная лексика, иногда жаргон. Записываем – речь героя.
- Итак, намечена экспозиция. Что это такое?
- Далее герой доказывает, что он пострадал: “…в театре она и показала свою идеологию во всем объеме”. Какое слово явно неуместно? Почему?
Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию.
- О чем говорит неуместное употребление слов? Записываем – неуместное употребление слов.
- Герой вспоминает о своем неудавшемся романе. Как он ухаживает за героиней? (Заходит к не как “лицо официальное” с вопросом об исправности водопровода и уборной, то есть ухаживание происходит “на фоне производства”).
- Почему? Кто же он? (Сантехник, а мы помним, что представитель рабочего класса выше всякого стоит).
- Смешно? Грустно!
- Кто же эта аристократка? Можно ли сказать, что она и герой – одного поля ягоды? Почему?
-Чем нравится ей герой? Докажите.
- Почему ей хочется в театр?
- Герой получает билет, как?
- Идут в театр. Интересует ли он героев? Докажите.
Прервемся. Я задаю вам настроение (две картинки), прочитайте отрывок, отмеченный в тексте, с этим настроением.
- Какой вывод можно сделать?
- Почему нам смешно?
- В чем особенность стиля Зощенко? (Простота, ясность, яркость, живость). Записываем – стиль автора.
Прозвучало предупреждение: “Ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу” (Герой волнуется)
- Что отвечает она? (Мерси).
- Что это за слово?
- Герой снова дает спутнице оценку. Как она идет? Что это за походка?
- “…цоп с кремом и жрет…”, герой волнуется. Докажите.
- Наступает кульминация. Что это такое?
Герой кричит, скандал. Прочтите эту сцену в лицах.
Все становится ясно. Героиня видит подлинное лицо кавалера. Он бедняк, никакая не власть, еще и дурак.
- А что думает герой о ней? Докажите.
- Наступила развязка. Что это такое?
- Запишите во втором столбике таблицы, над чем смеялся Зощенко в этом рассказе? Что у вас получилось?
Вывод: пороки в рассказе изображаются зримо, ситуация перерастает из смешной в сатирическую, обнажается суть мещанства.
- А вот другая ситуация. Рассказ “Стакан”. Напомните сюжет.
- Прочитайте первый абзац, убирая специфические для Зощенко выражения. Есть ли повод для смеха?
Убедились, что без особых языковых приемов автора нет эффекта. (Зачитывается текст автора).
- Это сатирический рассказ. Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе? Дополните таблицу.
VI. Слово учителя.
Вот они герои эпохи. Могли ли эти “винтики” быть олицетворением силы и мощи государства, как это им предопределяли? Значит, нужен другой герой.
Я предоставляю право вам сделать выбор. У каждого из вас два листа бумаги. На первом вы обозначите то качество, без которого вам не обойтись в будущем, а на другом – то качество, которое вы с удовольствием выбросите в мусорную корзину, чтобы никогда с ним не встретиться в жизни. (Учащиеся выходят, голосуют, обосновывая свой выбор).
Вы не берете с собой то, над чем смеялся еще Зощенко. Следовательно, его рассказы актуальны.
- А смех – дело серьезное? Мы убираем вопрос?
Еще Гоголь, традициям которого следовал Зощенко, сказал: “О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила”.
VII. Домашнее задание (по выбору):
Багаева Галина Кимовна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Средняя (полная) общеобразовательная школа № 5", г. Зея, Амурская обл.
,