mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    22
    сен
    Смех – дело серьезное?
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок литературы в 11-м классе. Современное прочтение рассказов М. Зощенко

    Урок литературы в 11-м классе по творчеству М.Зощенко "Смех – дело серьезное?" На уроке решается проблема соотношения юмора и сатиры в рассказах Зощенко. Проблемный метод, материалы, отражающие эпоху, преломляют творчество писателя, позволяют по-новому анализировать его рассказы. Языковой анализ выявляет особенности стиля. Интерактивные формы работы убеждают учащихся: творчество Зощенко актуально, а смех – дело серьезное.


    Цели урока:

    • доказать, что рассказы М. Зощенко современны и актуальны;
    • совершенствовать умения анализа литературного произведения;
    • вызвать у учащихся устойчивый интерес к творчеству М. Зощенко и к литературе вообще.

    Оборудование:

    • портрет М. Зощенко;
    • два шаржа на портрет писателя;
    • выставка репродукций картин, изображающих эпоху строительства социализма;
    • магнитофон;
    • запись песни “Широка страна…”;
    • предметы (пирожное, стакан, лампочка, номерок, аэроплан, поднос);
    • корзина для голосования;
    • словари;
    • исторические материалы;
    • изображения настроений.

    Ход урока.

    I. Определение проблемы:

    “Смех – дело серьезное..?” Эту проблему нам предстоит решить на уроке, кроме того, мы выясним, современны ли рассказы Зощенко?

    А наша цель:

    Постараться рассмеяться
    (Ведь смеяться не грешно)
    Рассмеявшись, докопаться,
    Почему нам так смешно?

    II. Слово учителя:

    Музыка. (“Широка страна моя родная…”)

    В 1922 году 30 декабря, когда уже закончилась гражданская война, был официально провозглашен Союз Советских Социалистических Республик. Вскоре СССР заявил о себе, как о мощном, непобедимом государстве. Эта выставка отражает все стороны жизни Советского Союза эпохи строительства социализма. Эти же достижения индустриализации, коллективизации, культурной революции воспевались и в литературе того времени.

    - А все ли было так гладко?

    - Обратимся к материалам, отражающим эпоху. Они перед вами. Внимательно прочтите.

    - Что бросается в глаза? (Несоответствие)

    - Приведите примеры. Сделайте вывод.

    Итак, мы с вами обозначили глубокие несоответствия эпохи. Эти же противоречия обнаружил и М. Зощенко. Перед вами два шаржа на портрет писателя. Вы знаете, что Зощенко – автор юмористических рассказов. Его представляли так, но на самом деле он был другим.

    - Почему? (Внешне, как страна, могучий и сильный, на самом деле – больной, опустошенный).

    III. Эпоха М.Зощенко.

    Рассказы Зощенко сначала были необычайно популярны, журналы оспаривали право печатать его произведения. Но все это было временно. Писатель так безошибочно угадывал все, что происходило в стране, что, в конце концов, ему предъявили обвинение.

    Историческая справка 1.

    “…в условиях, когда рабочий класс, когда партия и СССР осуществляет самокритику через партийные чистки, через действенный контроль масс… нужна ли сатира?”

    И в 1946 году вышло постановление партии “ О журналах “ Звезда” и “ Ленинград”. Зощенко был заклеймен, как пошляк, “хулиган” и “подонок литературы, глумящийся над советскими людьми”. Творчество Зощенко было запрещено. Лишь в конце 80-х годов XX века, в эпоху гласности его творчество было возвращено нам. Был еще один момент, о котором многие не подозревали.

    Историческая справка 2.

    В 30-годы Сталин вместо идеала революционера-разрушителя провозгласил героем “простого, обычного человека, “винтика”, который держит в состоянии активности наш великий государственный механизм”.

    А ведь именно такой простой человек и стал героем рассказов Зощенко. Рассказов писателя боялись, поскольку они не были безобидны, они были сатирическими.

    - Вспомним, чем отличаются юмор и сатира? Вы можете обратиться к словарю.

    Юмор - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

    Сатира - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

    IV. Предметы из рассказов писателя.

    Вот предметы, которые как бы сошли со страниц рассказов М. Зощенко и стали центром комических ситуаций.

    - Из каких они рассказов, если можете, назовите эти рассказы? (Учитель показывает предметы).

    - Почему эти предметы стали причиной смеха? ( Неожиданность, несоответствие: театр – еда, поминки – ссора из-за стакана, нам смешно, так как рассказ юмористический, но это только на первый взгляд).

    V. Анализ рассказов М.Зощенко.

    А теперь анализируем рассказ “Аристократка”. Наша задача определить, над чем смеется Зощенко и с помощью чего он этого добивается?

    В тетрадях разделите страницу так же, как на доске.

    Итак, рассказ небольшой, около 150 строк.

    - Играет ли это роль? Почему? Записываем – краткость.

    Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко. Небогатый человек приглашает даму в театр. Заходят в буфет. Денег в обрез. На этой почве его переживания. Это тоже прием Зощенко.

    Записываем – несложность сюжета.

    - “Я, братцы мои, не люблю баб…” От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе? Вы можете обратиться к словарю. Записываем – сказовая манера.

    - Далее следует доверительное признание: “… не люблю баб, которые в шляпках”. А почему в шляпках? (Классовый признак – аристократка).

    Герой, конечно, понятия не имеет, какие бывают аристократки, но поясняет: “Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место”.

    - Что можно сказать о таком герое? (Глупый, темный, необразованный, невежа, невежда).

    Невежа – грубый, невоспитанный человек.

    Невежда – малообразованный человек.

    Одним словом, мещанин – человек с мелкими интересами, узким кругозором.

    Мещанин из рассказа Зощенко, как и положено, мыслить не может. Может быть, именно таких дам в шляпках и чулках он видел на плакатах и с тех пор воспринимает их как врагов.

    - Но, почему вдруг зуб золотой? О чем он может говорить? (Шпанская мода, показатель материального благосостояния).

    - Что это за прием? (Деталь).

    - Для чего такое обилие деталей? (Нагнетание, усиление). Записываем – нагнетание деталей.

    - Что еще бросается в глаза? Какова речь героя? (Примеры). Просторечия, стилистически приниженная лексика, иногда жаргон. Записываем – речь героя.

    - Итак, намечена экспозиция. Что это такое?

    - Далее герой доказывает, что он пострадал: “…в театре она и показала свою идеологию во всем объеме”. Какое слово явно неуместно? Почему?

    Идеология – система взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию.

    - О чем говорит неуместное употребление слов? Записываем – неуместное употребление слов.

    - Герой вспоминает о своем неудавшемся романе. Как он ухаживает за героиней? (Заходит к не как “лицо официальное” с вопросом об исправности водопровода и уборной, то есть ухаживание происходит “на фоне производства”).

    - Почему? Кто же он? (Сантехник, а мы помним, что представитель рабочего класса выше всякого стоит).

    - Смешно? Грустно!

    - Кто же эта аристократка? Можно ли сказать, что она и герой – одного поля ягоды? Почему?

    -Чем нравится ей герой? Докажите.

    - Почему ей хочется в театр?

    - Герой получает билет, как?

    - Идут в театр. Интересует ли он героев? Докажите.

    Прервемся. Я задаю вам настроение (две картинки), прочитайте отрывок, отмеченный в тексте, с этим настроением.

    - Какой вывод можно сделать?

    - Почему нам смешно?

    - В чем особенность стиля Зощенко? (Простота, ясность, яркость, живость). Записываем – стиль автора.

    Прозвучало предупреждение: “Ежели, - говорю, - вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я заплачу” (Герой волнуется)

    - Что отвечает она? (Мерси).

    - Что это за слово?

    - Герой снова дает спутнице оценку. Как она идет? Что это за походка?

    - “…цоп с кремом и жрет…”, герой волнуется. Докажите.

    - Наступает кульминация. Что это такое?

    Герой кричит, скандал. Прочтите эту сцену в лицах.

    Все становится ясно. Героиня видит подлинное лицо кавалера. Он бедняк, никакая не власть, еще и дурак.

    - А что думает герой о ней? Докажите.

    - Наступила развязка. Что это такое?

    - Запишите во втором столбике таблицы, над чем смеялся Зощенко в этом рассказе? Что у вас получилось?

    Вывод: пороки в рассказе изображаются зримо, ситуация перерастает из смешной в сатирическую, обнажается суть мещанства.

    - А вот другая ситуация. Рассказ “Стакан”. Напомните сюжет.

    - Прочитайте первый абзац, убирая специфические для Зощенко выражения. Есть ли повод для смеха?

    Убедились, что без особых языковых приемов автора нет эффекта. (Зачитывается текст автора).

    - Это сатирический рассказ. Над чем же смеется Зощенко в этом рассказе? Дополните таблицу.

    VI. Слово учителя.

    Вот они герои эпохи. Могли ли эти “винтики” быть олицетворением силы и мощи государства, как это им предопределяли? Значит, нужен другой герой.

    Я предоставляю право вам сделать выбор. У каждого из вас два листа бумаги. На первом вы обозначите то качество, без которого вам не обойтись в будущем, а на другом – то качество, которое вы с удовольствием выбросите в мусорную корзину, чтобы никогда с ним не встретиться в жизни. (Учащиеся выходят, голосуют, обосновывая свой выбор).

    Вы не берете с собой то, над чем смеялся еще Зощенко. Следовательно, его рассказы актуальны.

    - А смех – дело серьезное? Мы убираем вопрос?

    Еще Гоголь, традициям которого следовал Зощенко, сказал: “О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила”.

    VII. Домашнее задание (по выбору):

    • проанализируйте любой рассказ Зощенко, мотивируя свой выбор;
    • опишите смешную ситуацию, попробовав при этом употреблять характерные для Зощенко приемы.


    Багаева Галина Кимовна, учитель русского языка и литературы

    МОУ "Средняя (полная) общеобразовательная школа № 5", г. Зея, Амурская обл.



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 7638
    Комментариев: 1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook

    №1
    Kelis




    Комментариев: 0
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 16 апреля 2011 00:49

    tJqtSU Glad I've fnially found something I agree with!
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.