Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110 :VLIVKOR.COM: > Версия для печати > Верному другу цены нет
{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Верному другу цены нет
{LF_links}

Верному другу цены нет


22 сентября 2009. Разместил: lessons

Урок подготовки к сочинению-рассуждению в 8-м классе на морально-этическую тему

Дружба в жизни каждого человека занимает огромное место. Друг сопровождает человека всю жизнь, является прочной опорой в жизни. Уметь выбирать друга, дружить, дорожить дружбой является важным в любом возрасте. Особенно актуальна эта проблема в подростковом возрасте, когда у ребенка формируются личностные качества, от которых будет многое зависеть в его жизни. Урок, предлагаемый для 8 класса, позволяет подготовить детей к правильному осознанию понятия “дружба”.


Цели урока:

Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с качествами человека, который может быть настоящим другом; с тем, что дружба значит для человека.
  2. Повторить материал о композиции сочинения-рассуждения.

Развивающие:

  1. Сформировать потребность иметь настоящего друга.
  2. Закрепить умение строить текст рассуждения.

Воспитательные:

  1. Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение;
  2. Воспитание личностных качеств.

Оборудование: на доске – плакат с изображением голубя и земного шара, воздушные шары, мультимедиапроектор.

План урока:

I. Вступительное слово учителя.

II. Работа с доской.

III. Работа с пословицами.

IV. Работа с роликом.

V. Работа в микрогруппах.

VI. Выводы, обобщение.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами проведем необычный урок

II. Работа с доской

- Посмотрите, пожалуйста, на доску (на доске висит плакат и написано стихотворение) и скажите, что символизирует этот рисунок?

Ученики: Голубь является символом мира

- Да, это символ мира, символ дружбы на Земле. Обратите внимание на то, какие тона преобладают на рисунке.

Ученики: синий цвет – цвет истинности и чистоты, зеленый – цвет жизни

- Правильно. Эти понятия являются фундаментом дружбы.

Итак, мы подошли к теме нашего сегодняшнего урока. Она звучит следующим образом: “Верному другу цены нет” (записывается на доске тема урока).

- Ребята, обратимся к стихотворению, которое записано на доске.

Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

(Учитель читает стихотворение выразительно, затем просит прочитать еще нескольких учеников).

- Ребята, о ком и о чем это стихотворение?

Ученики: О дружбе, о преданных друзьях.

- А у вас есть друзья?

Ученики: Да, у нас есть друзья.

- Как мы видим, у каждого человека есть друзья. Ведь человек без друзей, как дерево без корней.

III. Работа с пословицами

- Ребята, народ всегда ценил дружбу и верных друзей. О долге, о дружбе сложено и бытует в народе множество пословиц и поговорок.

Вспомните пословицы и объясните их смысл

Ученики:

Друзья познаются в беде.

Друга на деньги не купишь.

Старый друг лучше новых двух.

Друга ищи, а найдешь – береги.

Верному другу цены нет.

Без беды друга не узнаешь.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

- А что объединяет все эти пословицы?

Ученики: во всех этих пословицах говорится о бесценности человеческой дружбы.

- Запишите понравившиеся пословицы в тетрадь.

- Какие пословицы вы записали?

Несколько учеников читают и комментируют записанные пословицы.

- Дружба – это бескорыстное чувство, ведь мы дружим не ради выгоды, не ради того, чтобы нам что–то делали, а ради уважения друг к другу, взаимопонимания.

IV. Работа

Ситуация 1.

Девочка хорошо общалась со своими одноклассниками, помогала им в трудных ситуациях. Вместе они проводили свободное время.

Ситуация 2.

Девочка заболела, лежит дома с температурой. Ей очень плохо.

Ситуация 3.

Навестить ее пришла только одна подруга. У остальных нашлись другие дела.

Вопросы

- Что вы думаете об этой ситуации?

- Случались ли с вами аналогичные ситуации?

- Кто именно приходил к вам на помощь?

- Ребята, какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Правильно ли поступили остальные?

- Являлась ли их дружба настоящей или это была корысть?

- Ребята, у вас есть настоящие, верные друзья?

- Приведите примеры настоящей дружбы.

- Лишь у порядочного человека могут быть настоящие друзья, верные и надежные. Друзья на всю жизнь, такие, о которых мечтает каждый из нас. Прекрасное слово “Дружба”!

V. Работа в микрогруппах

- Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются вырезки из газет и журналов. На них изображены мальчики, девочки, животные, различные предметы, символы (например, в форме сердца) и т.д.

Вам нужно выбрать те изображения, которые вы положите в основу дружбы, и наклеить их на лист, чтобы получилось цельное представление о дружбе.

Таким образом, вы составляете коллаж. На это задание вам дается 3 минуты. Приступайте.

(ученики выполняют задание, учитель следит за работой).

- Время вышло. Прошу одного из участников группы выйти к доске и прокомментировать свою работу.

- Хорошо, все вы положили в основу дружбы теплые и нежные чувства. И дети, и взрослые строят свою дружбу не на корысти, а на взаимопонимании.

VI. Обобщение. Выводы

- Ребята вспомните ситуацию, которая была представлена в ролике.

- Еще в глубокой древности Аристотель писал: “У кого есть друзья, у того нет друга” (данное высказывание записано на доске).

Разделяете ли вы его мнение?

- Ребята, вы думаете, человек может прожить жизнь без настоящего друга?

Сегодня мы с вами проделали большую работу. Наша тема предполагает написание сочинения-рассуждения. Вспомните, какова композиция сочинения – рассуждения.

Ученики: композиция сочинения-рассуждения такова:

I. Основная мысль (тезис).

II. Доказательства:

а)…

б)…

в)…

III. Вывод.

- Дома напишите сочинение: “Верному другу цены нет" на черновиках, используя материал урока.

Литература

  1. Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров.- М., 2004.
  2. Купалова А.Ю, Никаноров В.В.Практическая методика русского языка: 8 класс.- М.: Просвещение, 1992.
  3. Широковская Т.А, Широковский Ю.С. Уроки русского языка: 9 класс. Книга для учителя: Из опыта работы.- М., 1989.
  4. Словарь русских пословиц и поговорок. Сост. Жуков В.П.- М, 1999.


Багаутдинова Гузель Рауфовна, студентка 4 курса филологического факультета
Дмитриева Инна Владимировна
Усманова Светлана Ураловна
Уледанова Гузель Рифовна
Наумова Галина Борисовна




{SL_links}

Вернуться назад