Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Психология > Программа психологической поддержки часто болеющих первоклассников в период адаптации к школе Программа психологической поддержки часто болеющих первоклассников в период адаптации к школе15 декабря 2009. Разместил: lessons |
В представленном материале дается обоснование необходимости психологической поддержки часто болеющих детей на этапе их адаптации к школьному обучению. Специфика и направления такой поддержки определены на основе результатов многолетнего исследования. Разработанная нами комплексная программа профилактики школьной дезадаптации часто болеющих первоклассников предполагает вовлечение всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов), причем ведущая роль в ее реализации принадлежит школьному психологу.
По данным медицинской статистики, в структуре детской заболеваемости первое место составляют острые респираторные заболевания (ОРЗ). Детей, наиболее подверженных респираторным инфекциям (4 и более эпизодов ОРЗ в год), относят к категории часто болеющих (ЧБД). Причем повышенная заболеваемость ОРЗ у этих детей не связана с наследственными болезнями и приобретенными патологиями, а является следствием изменения иммунной защиты организма. По данным Национального доклада о здоровье населения России, численность часто болеющих детей составляет 70-75%. Многими исследователями часто болеющие дети считаются возрастным феноменом, поскольку к 8-9 годам их количество резко сокращается [7]. Но происходит это не потому, что дети перестают болеть, а потому, что они приобретают одно или несколько хронических заболеваний и относятся уже к другой нозологической категории. Таким образом, момент поступления в школу является критическим для здоровья часто болеющего ребенка. В связи с этим изучение различных аспектов адаптации часто болеющих первоклассников к школе и разработка условий ее эффективности приобретают особую актуальность. Необходимость рассмотрения проблем этой категории детей с позиций психологии определяется наличием в анамнезе у большинства часто болеющих детей психотравмирующей ситуации [3; 7], прямой зависимостью между степенью выраженности неблагоприятных социально-психологических воздействий и частотой эпизодов ОРЗ в году, а также недостаточной эффективностью общеукрепляющих и оздоровительных профилактических мероприятий [2]. При поступлении в школу в силу социальных и психологических причин часто болеющие дети представляют собой группу риска возникновения и развития психосоматического заболевания, которое может быть рассмотрено как вариант школьной дезадаптации. Проведенное нами лонгитюдное исследование особенностей и динамики адаптированности часто болеющих младших школьников в 1-3 классах показало наличие серьезных проблем в физиологической и психологической сферах адаптации. Часто болеющие дети к концу третьего класса достоверно чаще (p <= 0,05) приобретают одно или несколько хронических заболеваний, чем эпизодически болеющие; имеют менее благоприятную группу здоровья. С самого начала обучения у этих детей обнаруживается снижение работоспособности и продуктивности умственной деятельности. Уже к концу первого класса у часто болеющих младших школьников имеют место негативные психологические переживания, обусловленные низкой самооценкой сформированности у себя значимых личностных качеств, повышенной тревожностью. Часто болеющие дети склонны завышать оценку собственного здоровья, по-видимому, они не осознают у себя наличия отклонений в состоянии здоровья. Однако физические последствия болезни ими осознаются и переживаются (о чем свидетельствует низкая оценка у себя таких качеств как “красивый”, “сильный”). Скачать весь материал: http://doc.support.shpors.ru/122009/Программа психологической поддержки_(support.shpors.ru).doc
Бадьина Наталья Петровна, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук ИПКиПРО Курганской области, г. Курган Вернуться назад |