Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
По данным медицинской статистики, в структуре детской заболеваемости первое место составляют острые респираторные заболевания (ОРЗ). Детей, наиболее подверженных респираторным инфекциям (4 и более эпизодов ОРЗ в год), относят к категории часто болеющих (ЧБД). Причем повышенная заболеваемость ОРЗ у этих детей не связана с наследственными болезнями и приобретенными патологиями, а является следствием изменения иммунной защиты организма. По данным Национального доклада о здоровье населения России, численность часто болеющих детей составляет 70-75%.
Многими исследователями часто болеющие дети считаются возрастным феноменом, поскольку к 8-9 годам их количество резко сокращается [7]. Но происходит это не потому, что дети перестают болеть, а потому, что они приобретают одно или несколько хронических заболеваний и относятся уже к другой нозологической категории. Таким образом, момент поступления в школу является критическим для здоровья часто болеющего ребенка. В связи с этим изучение различных аспектов адаптации часто болеющих первоклассников к школе и разработка условий ее эффективности приобретают особую актуальность.
Необходимость рассмотрения проблем этой категории детей с позиций психологии определяется наличием в анамнезе у большинства часто болеющих детей психотравмирующей ситуации [3; 7], прямой зависимостью между степенью выраженности неблагоприятных социально-психологических воздействий и частотой эпизодов ОРЗ в году, а также недостаточной эффективностью общеукрепляющих и оздоровительных профилактических мероприятий [2].
При поступлении в школу в силу социальных и психологических причин часто болеющие дети представляют собой группу риска возникновения и развития психосоматического заболевания, которое может быть рассмотрено как вариант школьной дезадаптации. Проведенное нами лонгитюдное исследование особенностей и динамики адаптированности часто болеющих младших школьников в 1-3 классах показало наличие серьезных проблем в физиологической и психологической сферах адаптации. Часто болеющие дети к концу третьего класса достоверно чаще (p <= 0,05) приобретают одно или несколько хронических заболеваний, чем эпизодически болеющие; имеют менее благоприятную группу здоровья. С самого начала обучения у этих детей обнаруживается снижение работоспособности и продуктивности умственной деятельности. Уже к концу первого класса у часто болеющих младших школьников имеют место негативные психологические переживания, обусловленные низкой самооценкой сформированности у себя значимых личностных качеств, повышенной тревожностью. Часто болеющие дети склонны завышать оценку собственного здоровья, по-видимому, они не осознают у себя наличия отклонений в состоянии здоровья. Однако физические последствия болезни ими осознаются и переживаются (о чем свидетельствует низкая оценка у себя таких качеств как “красивый”, “сильный”).
Бадьина Наталья Петровна, доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат психологических наук
ИПКиПРО Курганской области, г. Курган
,