{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Деепричастие
{LF_links}

Деепричастие


13 сентября 2010. Разместил: lessons

Разработки уроков

Специфика личностно ориентированной ситуации на уроках русского языка требует от учителя постоянного введения учащихся в состояние диалога, с тем чтобы провести совместную ориентировку в личностно значимой предметной области, выявить проблемы, интересующие ребят, рассмотреть проблемы в контексте значимых для учащихся жизненных ценностей, способствовать тому, чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету в качестве средства общения и научились обоснованно выражать цепочку своих суждений, приводить аргументацию для доказательства своего мнения.


Урок 1. Деепричастие как самостоятельная часть речи.

Цели:

  1. создать условия для представления о лексическом и грамматическом значении деепричастия,
  2. формирования навыка разграничения основного и добавочного действия,
  3. развития умения определить стиль текста по его признакам,
  4. воспитания любви к животным.

I. Организационный момент.

Защита дежурства. (Дежурный ученик называет число, день недели, отсутствующих, именинника, победителей соревнования или конкурса, любое значительное событие в жизни класса; тему прошлого урока, домашнее задание).

II. Объяснение нового материала.

Наблюдение над предложениями.

Котенок лежит и отогревается на солнце. Котенок лежит, отогреваясь на солнце.

  1. Найдите основы предложений. Каким членом предложения становится во втором предложении слово подпрыгнув? Что оно обозначает? (Добавочное действие)
    Это деепричастие.
  2. Каким членом предложения является деепричастие?
  3. Раз деепричастие имеет значение добавочного действия, значит, оно имеет и глагольные признаки. Какие?

Поставим вопрос: «что сделав?» - Отогревшись – совершенный вид. Отогреваясь – несовершенный вид.

Попробуйте изменить деепричастие. Не получилось? Значит, это неизменяемая форма глагола. С какой частью речи роднит деепричастие его неизменяемость (С наречием).

Вывод:

Что общего у деепричастия с глаголом?
Что общего у деепричастия с наречием?

III. Тренировочные упражнения.

  1. Выполнить упражнение 134.
  2. Определите тему, главную мысль текста, озаглавьте. Определите стиль текста, назовите его приметы. Какие из выделенных слов обозначают основное действие, а какие добавочное? Над деепричастием поставьте букву д. Обозначьте основы предложений. Объясните выделенные орфограммы.

1) Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.
2) Я не шел, а крался, останавливаясь, прислушиваясь, озираясь по сторонам.
3) Огромный тигр лежал на брюхе, поджав под себя задние ноги. 4) Иногда он вскидывал голову и, навострив уши, оглядывался вокруг, как пограничник в засаде. Через некоторое время он опять засыпал, опуская голову на передние лапы.


Скачать весь материал: http://doc.support.shpors.ru/092010/Деепричастие_(support.shpors.ru).doc

Валеева Рамиля Рамиловна, учитель русского языка

МОУ Апастовская средняя общеобразовательная школа, пгт. Апастово Апастовского района, Республика Татарстан




{SL_links}

Вернуться назад