Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Разное, Открытые уроки, Литература > Поэзия О.Мандельштама, Б.Пастернака, А.Ахматовой Поэзия О.Мандельштама, Б.Пастернака, А.Ахматовой21 декабря 2010. Разместил: lessons |
Урок в 11-й классеУрок-пролог к изучению поэзии данных поэтов; литературное расследование. На таких уроках решаются не только познавательные поэтические проблемы, но и стимулируется нестандартный подход к восприятию художественного произведения учащимися. Цель урока: дать представление о личности и литературном творчестве поэтов, особенности их поэзии. Методические приёмы: лекция учителя, сообщения учеников, комментированное чтение . Оборудование: фотографии поэтов, фотодокументы, памятка “Как анализировать стихи поэтов Серебряного века; высказывания”. Эпиграф:
I. Слово учителя Сегодня не случайно обращусь к этим строкам, пытаясь убедить нигилистов и скептиков в том, что поэзия обогащает внутренний мир человека, и что только высокие и подлинные чувства пробуждают подлинные мысли, а настоящая образность – это и есть сплав чувства и мысли. “Настоящая” поэзия – это вразумляющая поэзия, она доходит не только до ума, но и до души, до сердца. Прозу мы редко повторяем про себя, а стихи, их отдельные строки, - помним всегда. Одухотворенное значение поэзии велико, особенно, если поэзия эта – гуманная, общечеловеческая. II. Лекция учителя Задание классу: законспектировать лекцию. - Почему три разных поэта вошли в одну тему? - Да, разные поэты, различна судьба, самобытен поэтический почерк каждого, но для меня они предстают как “вершины” поэтического русского искусства. Они жили в одно время, разделив трагическую судьбу своего поколения. Все трое испытали хулу и гонения. Они родились почти в один год, вернее один за другим: Анна Ахматова 11 июня 1889 года (Одесса); Борис Пастернак 29 июня 1890 года (Москва); Осип Мандельштам 15 января 1891 года (Варшава). Все три поэта “возращены” нам, восстановлены их добрые имена, тревожно-волнующи их судьбы, мужественны характеры; они в негативе сегодняшней жизни, не пасть духом, набраться сил. III. Сообщение ученика Поэт О. Мандельштам развеял миф о поголовном страхе перед сталинщиной. В1933 году он написал стихотворение - эпиграмму на Сталина. Чтение стихотворения “Мы живем под собою не чуя страны…”. В ночь с 13 на 14 мая 1934 года его арестовали. За него по просьбе жены взялся хлопотать Бухарин, но узнав, за что арестован поэт, пришел в неописуемый ужас и отступился. (Чтение следственных документов по делу поэта. См. материал журнала “Огонек”.) Мандельштам готовился к расстрелу, но его сослали в Чердынь. Затем он поселился в Воронеже. Сталин всю жизнь испытывал суверенное уважение к поэзии и поэтам. Он хотел заставить написать Мандельштама другие стихи. Поэта вынудили написать оду Сталину, которая возвеличивала вождя. Родились мертвые, безликие, фальшивые стихи. В 1937 году его арестовали окончательно и в 1938 году расстреляли. Вопрос: Какие поэтические особенности вы могли выделить в прочитанном стихотворении. IV. Сообщение ученика Б. Пастернак родился в семье художника, академика живописи и пианистки. С детства был связан с творческой интеллигенцией. В ранних стихах его немало футуристической зауми. Но с самого начала Пастернак выступал не как ниспровергатель нажитого культурой, а как объединитель устремлений разных литературных групп. Бесконечно становящаяся культура обеспечивает творческую жизнь поэта в веках, но всегда при изменении смысла, поскольку каждый понимает по–своему. Итак, поэт жив пока живо человечество! Чтение стихотворений: “Ночь”, “О, знал бы я, что так бывает…”. Вопросы: Трудна ли поэзия Б. Пастернака для восприятия? В чем особенности его поэзии? (изящество музыкальность, глубина философской мысли). V. Сообщение учителя Поэзия Ахматовой одухотворяет иные уроки литературы. Чтение стихотворения “Многим”. Для поэзии Ахматовой в высшей степени присуще чувство сопричастности миру, его прошлому и настоящему. Ее имя часто соприкасается с именем Блока. Ибо в литературной судьбе поэтессы он сыграл огромную роль. Это подтверждается многими стихотворениями, прямо адресованными Блоку. Чтение стихотворений: “Я пришла к поэту в гости”; “Три стихотворения”; “Тебе улыбнется презрительно Блок”. Обывательское читательское восприятие связывало имя Ахматовой и Блока по-бытовому. И Анне Андреевне пришлось шутливо назвать свои объяснения по этому поводу “о том, как у меня не было романа с Блоком”. И все-таки, это можно было назвать “романом в стихах”. Муза Блока была повенчана с музой Ахматовой. Для Ахматовой Блок, как товарищ, был “величайшим” поэтом первой четверти ХХ века, “человеком - эпохой своего времени”. - А кем была Ахматова для своего времени и для нас с вами? В своем дневнике она отметила, что родилась в один год с Чарли Чаплином, Эйфелевой Башней и “Крейцеровой сонатой” Л. Толстого. Детство и отрочество прошли в Царском Селе, где витал пушкинский дух. Сама себя она называла “дикой девчонкой” и относила к тем поэтам, у кого нет ни поэтических генов, ни традиций (как у Пушкина). Такие поэты как она просто распадаются. Поэтическое окружение поэтессы - Брюсов, Белый, Блок, Гумилев, Мандельштам. Первое стихотворение написала в 11 лет. Своим учителем считала И. Анненского, незаурядного поэта. Первый сборник называется “Вечер” 1912 год. Второй сборник “Четки” 1914 год. В военные и революционные годы она выпускает 3 книги “Белая стая”, 1917 г., “Подорожник” 1921 г., “Anno Domini”, которые объединяет мотив ужаса перед страшными событиями, несущими гибель и разлуки. После смерти мужа Н. Гумилева наступает долгое “молчание”. Почему? Не могла писать по трем причинам:
Ее поэзия, читаемая, гонимая, принадлежала людям. В марте 1966 года в возрасте 77 лет умерла (похоронена на кладбище в Комарово близ Ленинграда). Вопросы: Основные мотивы творчества Ахматовой. К какому течению принадлежала Поэтесса? Высказывания о поэтах
Домашнее задание: выучить одно из стихотворений. Рекомендуемая литература. На выбор:
Василенко Лариса Григорьевна, учитель русского языка и литературы МОУ "Зональненская СОШ" Вернуться назад |