Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Урок-пролог к изучению поэзии данных поэтов; литературное расследование. На таких уроках решаются не только познавательные поэтические проблемы, но и стимулируется нестандартный подход к восприятию художественного произведения учащимися.
Цель урока: дать представление о личности и литературном творчестве поэтов, особенности их поэзии.
Методические приёмы: лекция учителя, сообщения учеников, комментированное чтение .
Оборудование: фотографии поэтов, фотодокументы, памятка “Как анализировать стихи поэтов Серебряного века; высказывания”.
Эпиграф:
Стихи ни к чему недотепам и нудным;
Сердце им не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят “красивые люди”
Я это по личному опыту знаю.
Вздыхает над Блоком ученый-ракетчик
И Пушкина шепчет веселый полярник,
И к звездам дорога становится легче.
И строки, как кони, летят над полями…
Багрицкий девчонку вихрастую будит,
Шаги Маяковского слышит Россия.
Поэзию любят “красивые люди”.
Поэзия делает землю красивей.
Б.Куняев. “Поэзия”
I. Слово учителя
Сегодня не случайно обращусь к этим строкам, пытаясь убедить нигилистов и скептиков в том, что поэзия обогащает внутренний мир человека, и что только высокие и подлинные чувства пробуждают подлинные мысли, а настоящая образность – это и есть сплав чувства и мысли.
“Настоящая” поэзия – это вразумляющая поэзия, она доходит не только до ума, но и до души, до сердца. Прозу мы редко повторяем про себя, а стихи, их отдельные строки, - помним всегда.
Одухотворенное значение поэзии велико, особенно, если поэзия эта – гуманная, общечеловеческая.
II. Лекция учителя
Задание классу: законспектировать лекцию.
- Почему три разных поэта вошли в одну тему?
- Да, разные поэты, различна судьба, самобытен поэтический почерк каждого, но для меня они предстают как “вершины” поэтического русского искусства.
Они жили в одно время, разделив трагическую судьбу своего поколения.
Все трое испытали хулу и гонения. Они родились почти в один год, вернее один за другим: Анна Ахматова 11 июня 1889 года (Одесса); Борис Пастернак 29 июня 1890 года (Москва); Осип Мандельштам 15 января 1891 года (Варшава).
Все три поэта “возращены” нам, восстановлены их добрые имена, тревожно-волнующи их судьбы, мужественны характеры; они в негативе сегодняшней жизни, не пасть духом, набраться сил.
III. Сообщение ученика
Поэт О. Мандельштам развеял миф о поголовном страхе перед сталинщиной.
В1933 году он написал стихотворение - эпиграмму на Сталина.
Чтение стихотворения “Мы живем под собою не чуя страны…”.
В ночь с 13 на 14 мая 1934 года его арестовали. За него по просьбе жены взялся хлопотать Бухарин, но узнав, за что арестован поэт, пришел в неописуемый ужас и отступился.
(Чтение следственных документов по делу поэта. См. материал журнала “Огонек”.)
Мандельштам готовился к расстрелу, но его сослали в Чердынь. Затем он поселился в Воронеже.
Сталин всю жизнь испытывал суверенное уважение к поэзии и поэтам. Он хотел заставить написать Мандельштама другие стихи. Поэта вынудили написать оду Сталину, которая возвеличивала вождя.
Родились мертвые, безликие, фальшивые стихи. В 1937 году его арестовали окончательно и в 1938 году расстреляли.
Вопрос: Какие поэтические особенности вы могли выделить в прочитанном стихотворении.
IV. Сообщение ученика
Б. Пастернак родился в семье художника, академика живописи и пианистки. С детства был связан с творческой интеллигенцией. В ранних стихах его немало футуристической зауми. Но с самого начала Пастернак выступал не как ниспровергатель нажитого культурой, а как объединитель устремлений разных литературных групп. Бесконечно становящаяся культура обеспечивает творческую жизнь поэта в веках, но всегда при изменении смысла, поскольку каждый понимает по–своему. Итак, поэт жив пока живо человечество!
Чтение стихотворений: “Ночь”, “О, знал бы я, что так бывает…”.
Вопросы: Трудна ли поэзия Б. Пастернака для восприятия? В чем особенности его поэзии? (изящество музыкальность, глубина философской мысли).
V. Сообщение учителя
Поэзия Ахматовой одухотворяет иные уроки литературы.
Чтение стихотворения “Многим”.
Для поэзии Ахматовой в высшей степени присуще чувство сопричастности миру, его прошлому и настоящему. Ее имя часто соприкасается с именем Блока. Ибо в литературной судьбе поэтессы он сыграл огромную роль. Это подтверждается многими стихотворениями, прямо адресованными Блоку.
Чтение стихотворений: “Я пришла к поэту в гости”; “Три стихотворения”; “Тебе улыбнется презрительно Блок”.
Обывательское читательское восприятие связывало имя Ахматовой и Блока по-бытовому. И Анне Андреевне пришлось шутливо назвать свои объяснения по этому поводу “о том, как у меня не было романа с Блоком”. И все-таки, это можно было назвать “романом в стихах”. Муза Блока была повенчана с музой Ахматовой. Для Ахматовой Блок, как товарищ, был “величайшим” поэтом первой четверти ХХ века, “человеком - эпохой своего времени”.
- А кем была Ахматова для своего времени и для нас с вами?
В своем дневнике она отметила, что родилась в один год с Чарли Чаплином, Эйфелевой Башней и “Крейцеровой сонатой” Л. Толстого. Детство и отрочество прошли в Царском Селе, где витал пушкинский дух.
Сама себя она называла “дикой девчонкой” и относила к тем поэтам, у кого нет ни поэтических генов, ни традиций (как у Пушкина). Такие поэты как она просто распадаются.
Поэтическое окружение поэтессы - Брюсов, Белый, Блок, Гумилев, Мандельштам.
Первое стихотворение написала в 11 лет. Своим учителем считала И. Анненского, незаурядного поэта. Первый сборник называется “Вечер” 1912 год.
Второй сборник “Четки” 1914 год. В военные и революционные годы она выпускает 3 книги “Белая стая”, 1917 г., “Подорожник” 1921 г., “Anno Domini”, которые объединяет мотив ужаса перед страшными событиями, несущими гибель и разлуки.
После смерти мужа Н. Гумилева наступает долгое “молчание”. Почему?
Не могла писать по трем причинам:
1) На “социальный заказ”.
2) Претило в литературе “новаторство”.
3) Причины семейные (аресты сына Льва, репрессии второго мужа Николая Бунина.)
4) Пережила она и страшные годы “ежовизны”. Появились стихи “памяти Булгакова”, “Мое поколение”, “Б. Пастернаку”.
Ее поэзия, читаемая, гонимая, принадлежала людям. В марте 1966 года в возрасте 77 лет умерла (похоронена на кладбище в Комарово близ Ленинграда).
Вопросы: Основные мотивы творчества Ахматовой. К какому течению принадлежала Поэтесса?
Высказывания о поэтах
1) Ю. Нагибин: “Мандельштам – явление исключительное, его не с кем сравнивать”.
2) С. Есенин: “Разве мы пишем стихи? Вот Мандельштам пишет”.
3) И. Эренбург: “Так уже полвека – начинаю про себя бормотать стихи Пастернака. Из мира их не выгонишь! Они живут”
4) Б. Ахмадулина: “Раз за поэзию убивают, значит ей воздают должный почет и уважение, значит она власть”.
Домашнее задание: выучить одно из стихотворений.
Рекомендуемая литература. На выбор:
1) Альфонов В. “Поэзия Б. Пастернака”. Л.1990 год.
2) Виленкин В. “В сто первом зеркале”. М.1987 год.
3) Жирмунский В. “А. Ахматова”. Л. 1975 год.
4) Казаркин А. “Русская литературная классика ХХ века”. Кемерово 1995 год.
5) Мандельштам Н.Я “Воспоминания” М. 1989 год.
6) Сарнов Бенедикт “Заложник вечности” М.1990 год.
Василенко Лариса Григорьевна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Зональненская СОШ"
,