mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2013
    15
    ноя
    Марина Цветаева. Очерк жизни
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Поэтическая личность Марины Цветаевой сформировалась в уникальной, насыщенной новаторскими художественными исканиями атмосфере Серебряного века. Вместе со своими современниками - Ахматовой, Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским - Цветаева заметно раздвинула границы и возможности поэтической речи. Миру и человеку она предъявляла максималистские нравственные требования, и потому интонация её стихов Императивна, Категорична и Повелительна.


    Цели урока:

    1. Познакомить с основными вехами жизни М.Цветаевой.
    2. Определить основные черты личности поэта.
    3. Дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни.
    4. Осуществить первичное знакомство с лирикой, прозой и письмами М.Цветаевой. Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.

    Оборудование урока:

    1. Оформление кабинета в стиле литературной гостиной.
    2. Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки (для музыкального сопровождения презентации).

    Методические приемы: комментарии учителя к слайдам мультимедийной презентации и подготовленное учениками чтение стихов, некоторые слайды презентации сопровождаются музыкальным оформлением.

    Ход урока


    Оргмомент: оформление записей в журнале ТО; объявление темы, цели, задачи урока.

    На экране титульный слайд презентации “Марина Цветаева. Очерк жизни”.

    Учитель: В истории русской поэзии ХХ века Марина Цветаева занимает высокое и своеобразное место. Её поэтическая личность сформировалась в уникальной, насыщенной новаторскими художественными исканиями атмосфере Серебряного века. Вместе со своими современниками – Ахматовой, Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским – Цветаева заметно раздвинула и границы, и сами возможности поэтической речи. Миру и человеку она предъявляла максималистские нравственные требования, и потому интонация её стихов Императивна, Категорична и Повелительна. Внешне, по стиху, по слову Цветаева кажется ни на кого не похожей, но на самом деле её поэзия органично продолжила романтическую литературную традицию, которая, если иметь в виду масштаб, на ней и замкнулась: по сути, Цветаева оказалась в нашей литературе Последним Великим Трагическим Романтиком.

    Слайд №2.

    Ученик: читает стихотворение “Идешь, на меня похожий…”.

    Слайд №3.

    Учитель: 26 сентября 189 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева.

    Ученик: читает стихотворение “Красною кистью…”.

    Слайд №4.

    Учитель: Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков – копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с её нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.

    Слайд №5.

    Учитель: Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. “После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом”, – говорила Марина.

    Слайд №6.

    Учитель: “Марина Цветаева родилась в семье, – писала ее дочь, – являвшей собой некий союз одиночеств”. Ещё одним “одиночеством” была Маринина сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и могла найти Марина единственного слушателя, единственную родственную душу.

    Слайд №7.

    Учитель: Марина росла среди музыки и книг. С 4-х лет началось тайное чтение – вопреки строгому запрету матери – рано! Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен. В 6 лет заведена первая самодельная тетрадка, где писались стихи, и откуда начался дневник. Она любила родной Трухпрудный переулок, Москву и воображаемый Париж. Таким было её детство.

    Ученик: читает стихотворение “В зале” (1908-1910 год).

    Слайд №8-9.

    Учитель: Взрослела Марина, а вместе с ней креп и её талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Он стал для Марины историей ее законченного детства. Для нас он интересен как книга – предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся – как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом – в по-детски светлой книге.

    Ученик: читает стихотворение “Молитва” (Таруса, 26 сентября 1909 год).

    Слайд №10.

    Учитель: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Максимильяна Волошина. Удивительное время, проведенное с Максом, морские прогулки, творческие вдохновения, часы одиночества стали для Марины самыми счастливыми моментами жизни. В эти дни Марина много писала.

    Ученик: читает стихотворение “Моим стихам, написанным так рано,…”(Коктебель, 13 мая 1913 года).

    Слайд №11.

    Учитель: В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал ей помогать – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.

    Слайд №12-13.

    Ученик: читает стихотворение “Я с вызовом ношу его кольцо!”(3 июня 1914 года).

    Учитель: Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 года в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой “Взыскание погибших”. Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию.

    В октябре того же, 1912 года у них родилась дочь, её назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней себя, уже взрослую. Дочь стала центром её внимания и любви.

    Слайд №14.

    Учитель: По-видимому, ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам была тогда Анна Ахматова. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную душу.

        “О, муза плача, прекраснейшая из муз!
        О ты, шальное исчадие ночи белой!
        Ты черную насылаешь метель на Русь,
        И вопли твои вонзаются в нас как стрелы”

    Слайд 15.

    Учитель: В триединство цветаевской любви входили тогда Ахматова, Блок и Мандельштам. Он пленил её высокой степенью словесного совершенства. “Если существует Бог поэзии, – писала Марина, – то Мандельштам – его гонец. Он доносит до людей божественный голос точным и чистым”.

        “Я знаю: наш дар – неравен.
        Мой голос впервые – тих.
        Что вам, молодой Державин,
        Мой невоспитанный стих!”

    Слайд №16.

    Учитель: Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась.

    Ученик: читает стихотворение “Ты проходишь на запад солнца,…”.

    Слайд №17.

    Учитель: Годы революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой трудными и драматичными. Умерла маленькая дочь, из-за голода отданная в приют, со старшей дочерью Ариадной они испытывали не только жесточайшую нужду, холод и голод, но и трагедию одиночества. Муж Цветаевой Сергей Эфрон находился в рядах белой добровольческой армии, и от него третий год не было вестей. И только в июле 1921 года Марина получила от Сергея письмо. Она ещё не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 года они, наконец, встретились. Её лирика тех лет пронизана исступленным ожиданием. “Я вся закутана в печаль, – писала она. – Я живу печалью…”. Стихов, посвященных разлуке, было написано немало (они составили впоследствии книгу “Разлука”).

    Слайд №18.

    Учитель: Цветаева не приняла революции и в 1922 году выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону. Семнадцатилетняя одиссея Марины Цветаевой (Германия, Чехословакия, Франция) стала величайшим испытанием для неё. Практически она как поэт скоро потеряла возможность издавать книги, её последняя книга вышла в 1928 году, хотя Цветаева много и плодотворно работала, писала стихи, поэмы, прозу (“Поэма Горы”, “Поэма Конца”, цикл стихов “Стихи Пушкину”, проза “Дом у старого Пимена”, “Сказка матери” и другие).

    Из всех эмигрантских лет именно пражские оказались самыми светлыми, там у нее родился сын Георгий (Мур).

    Слайд №19.

    Учитель: В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. Летом 1919 года Марина с Георгием вернулись в Россию. Арестованы муж и дочь. Начинается Великая Отечественная война. Эвакуация с сыном в небольшой городок Татарии Елабуг. Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила…

    У Марины не было больше Сергея: расстрелян в 1941 году. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась…

    Слайд №20.

    Ученик: читает стихотворение

        …О, черная гора,
        Затмившая весь свет!
        Пора-пора-пора
        Творцу вернуть билет.

        Отказываюсь – быть.
        В бедламе нелюдей
        Отказываюсь – жить.
        С волками площадей
        Отказываюсь – выть.
        С акулами равнин
        Отказываюсь плыть –
        Вниз – по теченью спин.

        Не надо мне ни дыр
        Ушных, ни вещих глаз.
        На твой безумный мир
        Ответ один – отказ.

    Слайд №21.

    Учитель: 31 августа 1941 года Марина Цветаева уходит из жизни, считая этот выбор единственно правильным – “ответ один – отказ”.

    Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки М.Ю. Лермонтова:

        Что, без страданий – жизнь поэта?
        И что, без бури – океан?

    Продолжают её жизнь стихи, проза, продолжает жить в нашем сознании, как замечательное явление духа, поэзия Марины Цветаевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением!


    Скачать весь материал: http://doc.support.shpors.ru/2013/11/Марина Цветаева_презентация_(support.shpors.ru).ppt

    Петрова Татьяна Вадимовна, преподаватель информатики
    Сафонова Ирина Леонидовна, преподаватель русского языка и литературы

    Санкт-Петербургский ИСПЛ №116



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 2069
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.