Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Разное, Открытые уроки, Литература > Тот голос страстный летит и просится ко мне! Тот голос страстный летит и просится ко мне!7 февраля 2011. Разместил: lessons |
Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева с элементами игрыС помощью заданий игрового характера повторяется биография и творчество И.С. Тургенева, содержание романа "Отцы и дети", расширяются представления учащихся о его героях, повышается развитие творческих способностей учеников.Цель: Развивать творческие способности учеников. С помощью заданий игрового характера повторить знание биографии и творчества И. С. Тургенева, содержания романа “Отцы и дети”, расширить представления учащихся о его героях. Ведущий: Иван Сергеевич Тургенев. Мы сегодня обратимся к личности этого великого русского писателя и человека, попытаемся творчески осмыслить некоторые страницы его произведений. Чтец 1: “Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются отвесно, падают в те стеклянные ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень… Оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба”, – так пишет Тургенев в одном из своих произведений. Чтец 2: В его словах – необъяснимая тайна. Удивительно легко, воздушно льется неповторимая мелодия тургеневской речи. Звучит музыка: Чайковский, Первый концерт для фортепьяно с оркестром, II часть. Демонстрируются портреты Тургенева: рисунки П. Виардо, А. А. Бакунина, Липгарта, А Бенуа, портреты Лами, Никитина, Репина, Перова, фотография Панова и др. Чтец 1: Хотя портретов Тургенева множество и среди авторов – самые знаменитые русские художники: Репин, Перов, Харламов, Похитонов, К. Маковский и др. – тем не менее, по единодушному признанию современников, они не передают ни красоты и обаяния Тургенева, ни его аристократизма. Поэтому столь важны воспоминания, рассказы и свидетельства людей, знавших Тургенева, его современников. Чтец 2: “Великий, красивый и добрый… Таким он был как человек и как автор; таковы же были его ум, сердце и наружность”, – вспоминает Людвиг Пич. Чтец 1: “Тургенев, как греческий огонь, который и в воде нигде не гаснет, где ни пройдет – везде зажжет, он чудный, живой, одухотворяющий человек. В его присутствии все способности духа согреваются живым огнем… Как он рассказывает, чудо!” - восторженно восклицает в письме к брату Алексей Бакунин. Чтец 2: “В Тургеневе сказывался Барин из центральной великорусской местности. Две трети жизни, проведённые за границей, совершенно не обесцветили его…В целой тысяче иностранцев он всегда выделялся не одной только огромной фигурой и живописной головой, а манерой держать себя, особенным выражением лица, интонациями голоса. Такому голосу при подобной фигуре у иностранцев трудно сложиться: он был бы непременно сильнее, гуще или жёстче, вообще гораздо эффектнее”, – рассказывает писатель и журналист П. Боборыкин, с которым Тургенев встречался в 60-80-е годы в России и за границей. Чтец 1: А вот еще одно свидетельство. П. Антокольский, скульптор: “Юпитер! – было первое моё впечатление. Его величественная фигура, полная, красивая, его мягкое лицо, окаймлённое густыми серебристыми волосами, его добрый взгляд имели что-то необыкновенное, он напоминал мне льва, одним словом – Юпитер…” Чтец 2: “Он чудесно рассказывал, сообщая самому незначительному факту художественную ценность и своеобразную занимательность, но его любили не столько за возвышенный ум, сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться. И он в самом деле был невероятно наивен, этот гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший всё, что только в силах прочитать человек, говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своём родном”, – пишет французский писатель Ги де Мопассан. Ведущий: Сегодня у нас на уроке литературная игра, посвященная творчеству этого удивительного писателя. В игре участвуют две команды. У каждой команды есть свои болельщики, которые тоже примут участие в соревнованиях. Итак, мы начинаем. Задание командам № 1. Перед вами известный портрет И. С. Тургенева (автор Репин). Составьте по нему словесный портрет, передающий особенности внешности, личности, внутренней жизни писателя. Ведущий: Пока работают команды, предлагаем болельщикам литературную викторину:
Выступления команд по заданию № 1. Ведущий: Мы вспомнили некоторые события из жизни Тургенева, обратились к его произведениям. А теперь попросим команды выполнить задания, связанные с содержанием романа “Отцы и дети”. Задание командам № 2. По описанию усадьбы определите, в чьём имении вы оказались. Какие детали этого описания соотнесены с характерами персонажей? а) “Усадьба … стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от жёлтой каменной церкви с зелёною крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представляющей “Воскресение Христово” в “итальянском” вкусе…К дому с обеих сторон прилегали тёмные деревья старинного сада, аллея стриженных ёлок вела к подъезду”. б) “… на скате пологого холма открылась, наконец, небольшая деревушка…Рядом с нею, в молодой берёзовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. У первой избы стояли два мужика в шапках и бранились”. в) “Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солоноватого вкуса. Одна только беседка из сиреней и акаций порядочно разрослась; в ней иногда пили чай и обедали”. Ведущий: Пока команды работают, предлагаем задание болельщикам. Время, встречи, окружение - всё это играет важную роль в формировании личности человека. Тургенев был знаком и дружил со многими деятелями отечественной и зарубежной культуры. Назовите имена и известные вам произведения, созданные этими людьми. Задание командам №3. Библиотека “Отцов и детей”: каждому герою выдайте ту книгу, которую он читает в романе. По какому принципу вы будете отбирать книги для каждого героя? Николай Петрович - “Бюхнер “Stoff und Kraft” Базаров - Пушкин “Цыгане” Аркадий - труды Либиха Кукшина - Пушкин “Евгений Онегин” Арина Власьевна - статья Кислякова о женском труде Василий Иванович - романы Жорж Санд Pelous et Fremy “Notions generales de Chimie” Ситников - Мишле. “De l amour” Сочинения Горация, Дюкре-Дюминиль “Алексис, или Хижина в лесу” Ведущий: Русское дворянское общество второй половины XIX века отличало стремление к духовной жизни. Музыка, искусство, литература – всё это составляло круг интересов людей, близких Тургеневу. В литературных и музыкальных салонах обсуждали новые литературные произведения, здесь читали стихи, здесь часто звучали любимые романсы. Звучит романс Алябьева на стихи А. Дельвига “Соловей”. Подводятся итоги задания №3. Ведущий: Задание командам №4. Напишите письмо от лица литературного героя. Представьте, в какой момент Базаров мог бы написать письмо. О чём было бы это письмо? В письме постарайтесь передать характер героя, особенности его чувства, его речь. Ведущий: Мы прослушали письма, пережили ещё раз чувства главного героя, переосмыслили самые драматичные страницы романа и вновь убедились, что всё худшее и лучшее в своих героях Тургенев показывает через их способность любить. Оскорблённое чувство достоинства, соперничество в любви в XIX веке часто приводили к дуэли. Павел Петрович Кирсанов и Базаров были хорошо осведомлены о правилах дуэли, хотя в их время на дуэль вызывали не так часто. Задание командам №5 Вспомните условия, на которых стреляются Базаров и Павел Петрович. В чем эти условия были нарушены? Какую роль это играет в раскрытии характеров главных героев? Ведущий: Всех своих героев Тургенев испытывал любовью. Страницы его произведений, рассказывающие о любви, конечно же, навеяны тем, что пережил сам писатель. Чтец 1: Осенью 1843 года Тургенев впервые услышал пение Полины Виардо и был буквально околдован ее необыкновенным голосом и артистизмом. С этой минуты вся жизнь Тургенева, его талант, богатство были положены к ногам этой женщины. Звучит романс “В дороге” (“Утро туманное…”) на стихи Тургенева, музыка Абазе. Чтец 2: Любила ли она его? В изяществе, уме, красоте молодого Тургенева было много привлекательного. Конечно, ей это нравилось. Ещё нравилась – его любовь к ней. Но она не болела им. Он не имел над нею власти. Она не мучилась по нём, не страдала, не пролила той крови сердца, которую требует любовь. Чтец 3: К чему твержу я стих унылый? Чтец 1: На 40 лет жизнь Тургенева переплелась с жизнью Виардо. Он влюблён. Она позволяет себя любить. Многие годы жизни он проводит во Франции. Он назвал Куртавенель – имение Виардо – колыбелью своей славы. Самые русские “Записки охотника” написаны во Франции. Пятая часть всех произведений Тургенева написана там же, под крылом Виардо. Любовь рождала вдохновение. Звучит стихотворение в прозе “Как хороши, как свежи были розы…” Чтец 2: Отношения Тургенева и Виардо были подтверждением житейского правила, определённого писателем :“Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать”. Страдания Тургенева были отражением огромной силы чувства преданности, любви бескорыстной, безответной, но красивой настолько, насколько может быть красива настоящая любовь. Звучит стихотворение в прозе “Когда меня не будет”. Подводятся итоги задания №5. Итоги конкурса. Заключительное слово учителя: Завершая урок, хочу пожелать вам дружбы с великим писателем, глубокого и непреходящего интереса к его творчеству, к идеалам, которым поклонялся Тургенев. Литература, используемая при подготовке к уроку:
Приложения. Предлагаем варианты выполнения учащимися заданий №1 и №4. Письмо Базарова (вариант первой команды) Бесценная Анна Сергеевна! Когда Вы будете читать это письмо, меня уже не будет. Судьба уготовила мне быстрый конец. Но я ни о чём не жалею, разве только о том, что наша последняя встреча была более чем холодна! Я не мог, а, может быть, не хотел излить перед Вами душу, раскрыть свои чувства. Что теперь, когда конец мой близок, я хочу, чтоб Вы знали, что Вы – единственная женщина, которая смогла вдохнуть в меня любовь, то чувство, которое я отрицал бескомпромиссно. Именно с такой женщиной, как Вы, я хотел бы делиться своими мыслями, взглядами. Именно Вас я хотел бы всегда видеть рядом с собой. Но, увы, Вы не разделяете моих чувств. Это судьба наказала меня за мою самоуверенность и отрицание всего и вся. Она послала мне испытание любовью. И я рад, что пережил это чувство. Теперь-то я знаю, что любовь есть и что она прекрасна. Она – счастье и трагедия, ибо обнажает в человеке всё то, что он тщательно скрывал многие годы от других и от самого себя. Оставаясь наедине с самим собой, я с негодованием осознавал романтика в самом себе. Если бы кто-нибудь хотя бы только намекнул мне на возможность того, что происходило во мне тогда, я бы разразился презрительном хохотом и уличной бранью. Да, я был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном назвал бы белибердой , непростительной дурью. Рыцарские чувства считал чем-то вроде уродства или болезни. Да, это – болезнь. Но прекрасная и светлая. И я любил Вас этой любовью. Даже тогда, когда говорил Вам, что перед Вами смертный, который давно опомнился и надеется, что и другие забыли его глупости, я всё так же любил Вас, глупо, безумно … как и прежде. Прощайте! Живите долго! И не лишайте себя любви. Евгений Базаров. Письмо Базарова (вариант второй команды) В душе моей угасла не совсем; Как это странно…Я никак не хочу поверить, что пишу эти строки. Я, который совсем недавно ругал и корил поэзию, не признавал искусств, вдруг обнаруживаю в себе какого-то жалкого романтика. Теперь все стало ясно, как никогда. Вы сказали мне как-то, что в Вас нет охоты жить. Умоляю Вас, Анна Сергеевна, поверьте мне, как человеку, любившему только Вас, что жизнь – это чудесный дар, своеобразная форма, которую мы сами наполняем либо скукой и цинизмом, либо лицемерием и завистью, либо… Вы никогда не любили меня, я знаю, но влюбили в себя легко, словно играя, просто из любопытства. Возможно, у Вас осталось даже некое ощущение вины. Оставьте это, право. Я благодарен Вам за ту новую, полную гамму чувств, что Вы подарили мне. Все изменилось кругом – открылись глаза и увидели дивные краски в природе, я впервые заметил то, о существовании чего даже не подозревал. Отчаянно больно прощаться с этой новой, вдруг поразившей меня своим многоцветием, жизнью, однако…Увы! Я благодарю Вас. Я благословляю Вас. Я не жил без Вас… Базаров Вариант выполнения задания№1. Портрет Ивана Сергеевича Тургенева работы Репина 1874 года является одним из лучших изображений писателя. К этому времени Тургенев прожил уже долгую жизнь. Он достиг истинной славы, приобрел огромный жизненный опыт, пережил многие невзгоды, много лет носил в своей душе неразделённую любовь. И всё это наложило свой отпечаток не только на его внешность, но и на внутренний мир, что и отразил в портрете великий художник Илья Ефремович Репин. Живописец сумел передать величие и человечность гениального писателя. Репин достигает этого средствами глубокой психологической характеристики, продуманной композиции и обобщенной живописно-пластической лепкой лица и рук. Монументальность образу Тургенева придаёт слегка пониженный горизонт, обобщённо, широкими мазками написан чёрный пиджак, подчёркивающий чёткую плавность силуэта фигуры, светлые пятна рук и головы придают уравновешенность и прочность композиции. В самой величаво-простой позе Тургенева, в красивой голове с белой пышной бородой и седыми волосами, в “огромной маститой” фигуре чувствуется значительность его личности. Пенсне в правой руке подчёркивает аристократическую утончённость и артистизм. Его мягкое, “библейское” лицо, окаймлённое серебристыми волосами, величественная, сильная, широкая фигура, седая борода, добрый ласкающий взгляд - все эти черты напоминают нам Бога Юпитера. Очень выразительны и глаза писателя, в которых мы видим огромную тоску. Можно предположить, что это тоска по Родине. Выражение глаз Тургенева усталое и грустное. Наверное, мысли о Родине, о просторах Орловщины, о любимом Спасском переполняют его душу. Вариант выполнения задания№ 2. а) Усадьба Одинцовой. Идея размеренности и порядка, организующая всю жизнь Анны Сергеевны, зримо проявляется и в “рукотворном”, “упорядоченном” пейзаже – подстриженных елках и “по линейке” прочерченной аллее. б) Дом родителей Базарова. Простота и непритязательность быта, следование естественному, природному распорядку жизни – своеобразная антитеза “организованной гармонии”, которой подчинена жизнь Одинцовой. в) Усадьба Николая Петровича. Пафосу активного преобразовательства (Николай Петрович стремится не отставать от жизни и не чуждается хозяйственных нововведений) противостоит поэтическая натура самого преобразователя – и потому в облике его дома доминирует “лирика” (“бесполезные” акации и сирени), а не “практическая хватка” помещика. Вариант выполнения задания№ 3. Общий набор авторов у Базарова и Аркадия: труды ученых-химиков Либиха, которого намеревается также почитать и Кукшина, и Бюхнера( его книгу Базаров рекомендует дать Николаю Петровичу). Книгу французских ученых Т. Пелуза и Э. Фреми Базаров советует почитать Одинцовой – в качестве пособия для дилетантов. “Эмансипированная” Кукшина, кроме учёных трудов по химии, читает “Московские ведомости”, где ей и попадается на глаза “статья Кислякова о женском труде”, а Базарову и Аркадию она рекомендует книгу французского историка Мишле – судя по контексту, “об основах эмансипации”. В предпочтении романов Жорж Санд философским трактатам Эмерсона Кукшина уличает Ситникова. Николай Петрович, встречая Аркадия, вспоминает строчки из романа Пушкина “Евгений Онегин”: “Как грустно мне твоё явленье,/Весна, весна, пора любви”), на досуге он читает “Цыган” ,но с поэмой Пушкина ему скоро приходится расстаться: Аркадий меняет её на брошюру Бюхнера. Единственной книгой, которую в своей жизни прочла Арина Васильевна Базарова , был сентиментальный роман “Алексис, или Хижина в лесу”, отец же Базарова проявил интерес к Горацию. Вариант выполнения задания№ 5. “Стандартные” правила дуэли нарушаются в “Отцах и детях” с самого начала: между Павлом Петровичем и Базаровым не было никакой явной ссоры, которая могла бы послужить официальным основанием для дуэли, - просто Кирсанов ненавидел Базарова, а тот его презирал. Секунданты обеих сторон заменены общим свидетелем – Петром, к тому же лицом недворянского звания. По причине отсутствия секундантов о правилах дуэли Базаров и Павел Петрович договаривались лично. Каждый дуэлянт имел право на два выстрела. По условиям дуэли противники должны были драться на десяти или восьми шагах – точнее они не договорились, сцена самой дуэли насквозь пародийна: Павел Петрович пытается соблюсти все тонкости дуэльного этикета, Базаров снисходительно с ним соглашается (например, в эпизоде выбора пистолетов: “Соблаговолите выбрать”. – “Соблаговоляю”). Базаров отшучивается, а для Павла Петровича из мелочей складывается тот миропорядок, который он пытается защитить от вторжения Базарова. Васильева Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия № 86, г.Нижний Тагил, Свердловская обл. Вернуться назад |