mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2011
    07
    фев
    Тот голос страстный летит и просится ко мне!
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева с элементами игры

    С помощью заданий игрового характера повторяется биография и творчество И.С. Тургенева, содержание романа "Отцы и дети", расширяются представления учащихся о его героях, повышается развитие творческих способностей учеников.

    Цель: Развивать творческие способности учеников. С помощью заданий игрового характера повторить знание биографии и творчества И. С. Тургенева, содержания романа “Отцы и дети”, расширить представления учащихся о его героях.

    Ведущий:

    Иван Сергеевич Тургенев. Мы сегодня обратимся к личности этого великого русского писателя и человека, попытаемся творчески осмыслить некоторые страницы его произведений.

    Чтец 1: “Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются отвесно, падают в те стеклянные ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти черную зелень…

    Оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба”, – так пишет Тургенев в одном из своих произведений.

    Чтец 2: В его словах – необъяснимая тайна. Удивительно легко, воздушно льется неповторимая мелодия тургеневской речи.

    Звучит музыка: Чайковский, Первый концерт для фортепьяно с оркестром, II часть.

    Демонстрируются портреты Тургенева: рисунки П. Виардо, А. А. Бакунина, Липгарта, А Бенуа, портреты Лами, Никитина, Репина, Перова, фотография Панова и др.

    Чтец 1: Хотя портретов Тургенева множество и среди авторов – самые знаменитые русские художники: Репин, Перов, Харламов, Похитонов, К. Маковский и др. – тем не менее, по единодушному признанию современников, они не передают ни красоты и обаяния Тургенева, ни его аристократизма.

    Поэтому столь важны воспоминания, рассказы и свидетельства людей, знавших Тургенева, его современников.

    Чтец 2: “Великий, красивый и добрый… Таким он был как человек и как автор; таковы же были его ум, сердце и наружность”, – вспоминает Людвиг Пич.

    Чтец 1: “Тургенев, как греческий огонь, который и в воде нигде не гаснет, где ни пройдет – везде зажжет, он чудный, живой, одухотворяющий человек. В его присутствии все способности духа согреваются живым огнем… Как он рассказывает, чудо!” - восторженно восклицает в письме к брату Алексей Бакунин.

    Чтец 2: “В Тургеневе сказывался Барин из центральной великорусской местности. Две трети жизни, проведённые за границей, совершенно не обесцветили его…В целой тысяче иностранцев он всегда выделялся не одной только огромной фигурой и живописной головой, а манерой держать себя, особенным выражением лица, интонациями голоса. Такому голосу при подобной фигуре у иностранцев трудно сложиться: он был бы непременно сильнее, гуще или жёстче, вообще гораздо эффектнее”, – рассказывает писатель и журналист П. Боборыкин, с которым Тургенев встречался в 60-80-е годы в России и за границей.

    Чтец 1: А вот еще одно свидетельство. П. Антокольский, скульптор: “Юпитер! – было первое моё впечатление. Его величественная фигура, полная, красивая, его мягкое лицо, окаймлённое густыми серебристыми волосами, его добрый взгляд имели что-то необыкновенное, он напоминал мне льва, одним словом – Юпитер…”

    Чтец 2: “Он чудесно рассказывал, сообщая самому незначительному факту художественную ценность и своеобразную занимательность, но его любили не столько за возвышенный ум, сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться. И он в самом деле был невероятно наивен, этот гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший всё, что только в силах прочитать человек, говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своём родном”, – пишет французский писатель Ги де Мопассан.

    Ведущий:

    Сегодня у нас на уроке литературная игра, посвященная творчеству этого удивительного писателя. В игре участвуют две команды.

    У каждой команды есть свои болельщики, которые тоже примут участие в соревнованиях.

    Итак, мы начинаем.

    Задание командам № 1.

    Перед вами известный портрет И. С. Тургенева (автор Репин). Составьте по нему словесный портрет, передающий особенности внешности, личности, внутренней жизни писателя.

    Ведущий: Пока работают команды, предлагаем болельщикам литературную викторину:

    1. Как называлось первое произведение Тургенева?
    2. Назовите первый напечатанный Тургеневым очерк из серии “Записки охотника”.
    3. К какому рассказу Тургенев взял эпиграфом слова Тютчева: “Край родной долготерпенья – // Край ты русского народа!” ?
    4. В каком произведении Тургенев особенно ярко отобразил черты своей матери-помещицы?
    5. Кто из помещиков в одном из рассказов Тургенева, узнав, что телега с поваром завалилась и что повару придавило живот, “испугался не на шутку и тотчас велел спросить: целы ли у него руки? Получив же утвердительный ответ, тотчас успокоился”?
    6. Какой лесник пожалел бедного крестьянина, рубившего барский лес, и отпустил его?
    7. Чьей памяти посвятил Тургенев свой роман “Отцы и дети”?
    8. Кто из персонажей произведений Тургенева “вступается за крестьян”, но, “говоря с ними…морщится и нюхает одеколон”?
    9. В каком произведении Тургенева один из персонажей дает другому такую характеристику: “Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич…”?
    10. У кого из героев Тургенева “на письменном столе…находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя”?
    11. Назовите рассказ, в котором Тургенев так рисует приближение ночи: “Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота…Побледневшее небо стало опять синеть, – но то уже была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем”.
    12. О ком так пишет Тургенев:“…привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником”?

    Выступления команд по заданию № 1.

    Ведущий: Мы вспомнили некоторые события из жизни Тургенева, обратились к его произведениям. А теперь попросим команды выполнить задания, связанные с содержанием романа “Отцы и дети”.

    Задание командам № 2.

    По описанию усадьбы определите, в чьём имении вы оказались. Какие детали этого описания соотнесены с характерами персонажей?

    а) “Усадьба … стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от жёлтой каменной церкви с зелёною крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представляющей “Воскресение Христово” в “итальянском” вкусе…К дому с обеих сторон прилегали тёмные деревья старинного сада, аллея стриженных ёлок вела к подъезду”.

    б) “… на скате пологого холма открылась, наконец, небольшая деревушка…Рядом с нею, в молодой берёзовой рощице, виднелся дворянский домик под соломенною крышей. У первой избы стояли два мужика в шапках и бранились”.

    в) “Он построил дом, службы и ферму, разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые деревца плохо принимались, в пруде воды набралось очень мало, и колодцы оказались солоноватого вкуса. Одна только беседка из сиреней и акаций порядочно разрослась; в ней иногда пили чай и обедали”.

    Ведущий: Пока команды работают, предлагаем задание болельщикам.

    Время, встречи, окружение - всё это играет важную роль в формировании личности человека. Тургенев был знаком и дружил со многими деятелями отечественной и зарубежной культуры. Назовите имена и известные вам произведения, созданные этими людьми.

    Задание командам №3.

    Библиотека “Отцов и детей”: каждому герою выдайте ту книгу, которую он читает в романе. По какому принципу вы будете отбирать книги для каждого героя?

    Николай Петрович - “Бюхнер “Stoff und Kraft”

    Базаров - Пушкин “Цыгане”

    Аркадий - труды Либиха

    Кукшина - Пушкин “Евгений Онегин”

    Арина Власьевна - статья Кислякова о женском труде

    Василий Иванович - романы Жорж Санд Pelous et Fremy “Notions generales de Chimie”

    Ситников - Мишле. “De l amour” Сочинения Горация, Дюкре-Дюминиль “Алексис, или Хижина в лесу”

    Ведущий: Русское дворянское общество второй половины XIX века отличало стремление к духовной жизни. Музыка, искусство, литература – всё это составляло круг интересов людей, близких Тургеневу. В литературных и музыкальных салонах обсуждали новые литературные произведения, здесь читали стихи, здесь часто звучали любимые романсы.

    Звучит романс Алябьева на стихи А. Дельвига “Соловей”.

    Подводятся итоги задания №3.

    Ведущий: Задание командам №4.

    Напишите письмо от лица литературного героя. Представьте, в какой момент Базаров мог бы написать письмо. О чём было бы это письмо? В письме постарайтесь передать характер героя, особенности его чувства, его речь.

    Ведущий: Мы прослушали письма, пережили ещё раз чувства главного героя, переосмыслили самые драматичные страницы романа и вновь убедились, что всё худшее и лучшее в своих героях Тургенев показывает через их способность любить. Оскорблённое чувство достоинства, соперничество в любви в XIX веке часто приводили к дуэли. Павел Петрович Кирсанов и Базаров были хорошо осведомлены о правилах дуэли, хотя в их время на дуэль вызывали не так часто.

    Задание командам №5

    Вспомните условия, на которых стреляются Базаров и Павел Петрович. В чем эти условия были нарушены? Какую роль это играет в раскрытии характеров главных героев?

    Ведущий: Всех своих героев Тургенев испытывал любовью. Страницы его произведений, рассказывающие о любви, конечно же, навеяны тем, что пережил сам писатель.

    Чтец 1: Осенью 1843 года Тургенев впервые услышал пение Полины Виардо и был буквально околдован ее необыкновенным голосом и артистизмом. С этой минуты вся жизнь Тургенева, его талант, богатство были положены к ногам этой женщины.

    Звучит романс “В дороге” (“Утро туманное…”) на стихи Тургенева, музыка Абазе.

    Чтец 2: Любила ли она его? В изяществе, уме, красоте молодого Тургенева было много привлекательного. Конечно, ей это нравилось. Ещё нравилась – его любовь к ней. Но она не болела им. Он не имел над нею власти. Она не мучилась по нём, не страдала, не пролила той крови сердца, которую требует любовь.

    Чтец 3:

    К чему твержу я стих унылый?
    Зачем, в полночной тишине,
    Тот голос страстный, голос милый,
    Летит и просится ко мне, –
    Зачем? огонь немых страданий
    В её душе зажёг не я…
    В её груди, в тоске рыданий
    Тот стон звучал не для меня.
    Так для чего же так безумно
    Душа бежит к её ногам,
    Как волны моря мчатся шумно
    К недостижимым берегам?

    Чтец 1: На 40 лет жизнь Тургенева переплелась с жизнью Виардо. Он влюблён. Она позволяет себя любить. Многие годы жизни он проводит во Франции. Он назвал Куртавенель – имение Виардо – колыбелью своей славы. Самые русские “Записки охотника” написаны во Франции. Пятая часть всех произведений Тургенева написана там же, под крылом Виардо. Любовь рождала вдохновение.

    Звучит стихотворение в прозе “Как хороши, как свежи были розы…”

    Чтец 2: Отношения Тургенева и Виардо были подтверждением житейского правила, определённого писателем  :“Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать”. Страдания Тургенева были отражением огромной силы чувства преданности, любви бескорыстной, безответной, но красивой настолько, насколько может быть красива настоящая любовь.

    Звучит стихотворение в прозе “Когда меня не будет”.

    Подводятся итоги задания №5.

    Итоги конкурса.

    Заключительное слово учителя: Завершая урок, хочу пожелать вам дружбы с великим писателем, глубокого и непреходящего интереса к его творчеству, к идеалам, которым поклонялся Тургенев.

    Литература, используемая при подготовке к уроку:

    1. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: // В 2 т. – М., 1983.
    2. Зайцев Б. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. К. Далекое. – М., 1991.
    3. Кучина Т. Г., Леденев А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе.  9–11 классы.– М., Издательский дом “Дрофа”, 1997.

    Приложения.

    Предлагаем варианты выполнения учащимися заданий №1 и №4.

    Письмо Базарова (вариант первой команды)

    Бесценная Анна Сергеевна!

    Когда Вы будете читать это письмо, меня уже не будет. Судьба уготовила мне быстрый конец. Но я ни о чём не жалею, разве только о том, что наша последняя встреча была более чем холодна! Я не мог, а, может быть, не хотел излить перед Вами душу, раскрыть свои чувства. Что теперь, когда конец мой близок, я хочу, чтоб Вы знали, что Вы – единственная женщина, которая смогла вдохнуть в меня любовь, то чувство, которое я отрицал бескомпромиссно.

    Именно с такой женщиной, как Вы, я хотел бы делиться своими мыслями, взглядами. Именно Вас я хотел бы всегда видеть рядом с собой. Но, увы, Вы не разделяете моих чувств. Это судьба наказала меня за мою самоуверенность и отрицание всего и вся. Она послала мне испытание любовью. И я рад, что пережил это чувство. Теперь-то я знаю, что любовь есть и что она прекрасна. Она – счастье и трагедия, ибо обнажает в человеке всё то, что он тщательно скрывал многие годы от других и от самого себя. Оставаясь наедине с самим собой, я с негодованием осознавал романтика в самом себе.

    Если бы кто-нибудь хотя бы только намекнул мне на возможность того, что происходило во мне тогда, я бы разразился презрительном хохотом и уличной бранью. Да, я был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном назвал бы белибердой , непростительной дурью. Рыцарские чувства считал чем-то вроде уродства или болезни.

    Да, это – болезнь. Но прекрасная и светлая. И я любил Вас этой любовью. Даже тогда, когда говорил Вам, что перед Вами смертный, который давно опомнился и надеется, что и другие забыли его глупости, я всё так же любил Вас, глупо, безумно … как и прежде.

    Прощайте! Живите долго! И не лишайте себя любви.

    Евгений Базаров.

    Письмо Базарова (вариант второй команды)
    Я вас любил: любовь ещё, быть может,

    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.

    Как это странно…Я никак не хочу поверить, что пишу эти строки. Я, который совсем недавно ругал и корил поэзию, не признавал искусств, вдруг обнаруживаю в себе какого-то жалкого романтика.

    Теперь все стало ясно, как никогда. Вы сказали мне как-то, что в Вас нет охоты жить. Умоляю Вас, Анна Сергеевна, поверьте мне, как человеку, любившему только Вас, что жизнь – это чудесный дар, своеобразная форма, которую мы сами наполняем либо скукой и цинизмом, либо лицемерием и завистью, либо…

    Вы никогда не любили меня, я знаю, но влюбили в себя легко, словно играя, просто из любопытства. Возможно, у Вас осталось даже некое ощущение вины. Оставьте это, право.

    Я благодарен Вам за ту новую, полную гамму чувств, что Вы подарили мне. Все изменилось кругом – открылись глаза и увидели дивные краски в природе, я впервые заметил то, о существовании чего даже не подозревал.

    Отчаянно больно прощаться с этой новой, вдруг поразившей меня своим многоцветием, жизнью, однако…Увы!

    Я благодарю Вас. Я благословляю Вас. Я не жил без Вас…

    Базаров

    Вариант выполнения задания№1.

    Портрет Ивана Сергеевича Тургенева работы Репина 1874 года является одним из лучших изображений писателя. К этому времени Тургенев прожил уже долгую жизнь. Он достиг истинной славы, приобрел огромный жизненный опыт, пережил многие невзгоды, много лет носил в своей душе неразделённую любовь. И всё это наложило свой отпечаток не только на его внешность, но и на внутренний мир, что и отразил в портрете великий художник Илья Ефремович Репин.

    Живописец сумел передать величие и человечность гениального писателя. Репин достигает этого средствами глубокой психологической характеристики, продуманной композиции и обобщенной живописно-пластической лепкой лица и рук. Монументальность образу Тургенева придаёт слегка пониженный горизонт, обобщённо, широкими мазками написан чёрный пиджак, подчёркивающий чёткую плавность силуэта фигуры, светлые пятна рук и головы придают уравновешенность и прочность композиции.

    В самой величаво-простой позе Тургенева, в красивой голове с белой пышной бородой и седыми волосами, в “огромной маститой” фигуре чувствуется значительность его личности. Пенсне в правой руке подчёркивает аристократическую утончённость и артистизм. Его мягкое, “библейское” лицо, окаймлённое серебристыми волосами, величественная, сильная, широкая фигура, седая борода, добрый ласкающий взгляд - все эти черты напоминают нам Бога Юпитера. Очень выразительны и глаза писателя, в которых мы видим огромную тоску. Можно предположить, что это тоска по Родине. Выражение глаз Тургенева усталое и грустное. Наверное, мысли о Родине, о просторах Орловщины, о любимом Спасском переполняют его душу.

    Вариант выполнения задания№ 2.

    а) Усадьба Одинцовой. Идея размеренности и порядка, организующая всю жизнь Анны Сергеевны, зримо проявляется и в “рукотворном”, “упорядоченном” пейзаже – подстриженных елках и “по линейке” прочерченной аллее.

    б) Дом родителей Базарова. Простота и непритязательность быта, следование естественному, природному распорядку жизни – своеобразная антитеза “организованной гармонии”, которой подчинена жизнь Одинцовой.

    в) Усадьба Николая Петровича. Пафосу активного преобразовательства (Николай Петрович стремится не отставать от жизни и не чуждается хозяйственных нововведений) противостоит поэтическая натура самого преобразователя – и потому в облике его дома доминирует “лирика” (“бесполезные” акации и сирени), а не “практическая хватка” помещика.

    Вариант выполнения задания№ 3.

    Общий набор авторов у Базарова и Аркадия: труды ученых-химиков Либиха, которого намеревается также почитать и Кукшина, и Бюхнера( его книгу Базаров рекомендует дать Николаю Петровичу). Книгу французских ученых Т. Пелуза и Э. Фреми Базаров советует почитать Одинцовой – в качестве пособия для дилетантов. “Эмансипированная” Кукшина, кроме учёных трудов по химии, читает “Московские ведомости”, где ей и попадается на глаза “статья Кислякова о женском труде”, а Базарову и Аркадию она рекомендует книгу французского историка Мишле – судя по контексту, “об основах эмансипации”. В предпочтении романов Жорж Санд философским трактатам Эмерсона Кукшина уличает Ситникова.

    Николай Петрович, встречая Аркадия, вспоминает строчки из романа Пушкина “Евгений Онегин”: “Как грустно мне твоё явленье,/Весна, весна, пора любви”), на досуге он читает “Цыган” ,но с поэмой Пушкина ему скоро приходится расстаться: Аркадий меняет её на брошюру Бюхнера.

    Единственной книгой, которую в своей жизни прочла Арина Васильевна Базарова , был сентиментальный роман “Алексис, или Хижина в лесу”, отец же Базарова проявил интерес к Горацию.

    Вариант выполнения задания№ 5.

    “Стандартные” правила дуэли нарушаются в “Отцах и детях” с самого начала: между Павлом Петровичем и Базаровым не было никакой явной ссоры, которая могла бы послужить официальным основанием для дуэли, - просто Кирсанов ненавидел Базарова, а тот его презирал. Секунданты обеих сторон заменены общим свидетелем – Петром, к тому же лицом недворянского звания. По причине отсутствия секундантов о правилах дуэли Базаров и Павел Петрович договаривались лично. Каждый дуэлянт имел право на два выстрела. По условиям дуэли противники должны были драться на десяти или восьми шагах – точнее они не договорились, сцена самой дуэли насквозь пародийна: Павел Петрович пытается соблюсти все тонкости дуэльного этикета, Базаров снисходительно с ним соглашается (например, в эпизоде выбора пистолетов: “Соблаговолите выбрать”. – “Соблаговоляю”). Базаров отшучивается, а для Павла Петровича из мелочей складывается тот миропорядок, который он пытается защитить от вторжения Базарова.


    Васильева Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы

    МОУ Гимназия № 86, г.Нижний Тагил, Свердловская обл.



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4849
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.