Открытый урок по русскому языку в 5-м классе
Использование игровых ситуаций на уроках русского языка в 5-м классе приводит к положительным результатам, т.к. 5-й класс является «точкой перехода» ученика из начальный школы, в которой обучение, построенное на игре, является почти что нормой, в среднюю школу, где активно используются совсем иные методы. На уроке сложное задание «маскируется» в игровую форму. Трудность темы заключается в сложном алгоритме применения многоступенчатого правила, содержащего к тому же множество глаголов исключения.
Цели:
- Повторить полный алгоритм применения правила правописания гласных в окончаниях глаголов.
- Развивать умение применять конкретное правило на практике.
- Уметь работать в группе и индивидуально.
- Способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.
Оборудование:
- карта с маршрутом путешествия;
- воздушный шар, мешки с песочком;
- макет воздушного шара;
- листочки и перфокарты;
- алгоритм правила;
- большой «Волшебный квадрат» и 11 маленьких;
- мяч;
- карточки с текстом.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
– Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы да красны девицы. Пришла я к вам слово молвить! В некотором городе, в некотором районе стоит в дороге теремок – теремок, он ни низок, ни высок, ни высок. А трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги, и учатся в этом теремке не менее замечательные дети. – Что я вам сейчас сказывала? – А как вы догадались, что это сказка? – Недавно на уроках литературы мы познакомились с вами с Устным народным творчеством и даже на одном из уроков успели попутешествовать с одним из героев сказки «Царевна – лягушка» по стране Глаголи. А сегодня на уроке я хочу пригласить вас еще в одно путешествие на остров «Безударных личных окончаний». Цель нашего путешествия будет заключаться в том, что нам придется вспомнить алгоритм правописания окончаний глаголов, применить этот алгоритм в работе и вспомнить значение некоторых «волшебных» слов.
2. Запись числа и темы в тетрадях
3. Словарная работа
– Кто из вас помнит как отправился в поход на чудо – юдо Иван – крестьянский сын с братьями? (На конях) – А мы с вами отправимся на воздушном шаре. Но для того чтобы шар взлетел нам надо произнести «волшебные» слова громко, отчетливо и выяснить значение некоторых из них: фольклор, сказка, присказка, зачин, бахарь, герой, богатырь, котомки, дозор, булатные (мечи).
4. Фронтальный опрос (индивидуально, весь класс)
– Посмотрите, шар наш взлетел, значит все слова мы произнесли правильно. – Вы готовы отправиться в сложное, но очень увлекательное путешествие? – Взлететь-то наш шар взлетел, только он не полетит. «Тяжело, мне», – говорит. Отчего и почему тяжело лететь ему? – Правильно, необходимо избавиться от балласта. – Вспомним, что мы знаем о спряжении глагола? – Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? – Как называется это изменение? – Сколько типов спряжения вы знаете? – Какая морфема помогает определить спряжение глагола? – Как определить спряжение глагола, если оно ударное? – От балласта мы избавились, но шар почему то летит то вправо, то влево? (У глаголов 1 и 2 спр. разные окончания.) – Что бы устранить эту неисправность нам надо выполнить задание, которое нас ждет на первой остановке «Ударник». Я называю словосочетание, а вы по ударному окончанию глагола определяете спряжение. Мы работаем со словосочетаниями, а в это время Даша поработает у доски с предложениями.
5. Алгоритм правописания окончания глаголов
– Почему в последнем предложении возникли проблемы с глаголом? – Давайте определим главную проблему: отчего зависит правописание безударного личного окончания глагола? – Вспомним алгоритм. (Кощей стон…т).
6. Графическая работа. Река «Безошибка»
– Теперь можно лететь смело дальше, но не забывать об одном очень важном качестве, которым воспользовался Иван, когда пошел к терему Чудо-Юдовых жен. (Предусмотрительность) – Наш шар делает следующую остановку у реки «Безошибки». Для того, чтобы перелететь на другой берег надо правильно подобрать гласную в окончании глагола. Перед вами «Волшебный квадрат». Здесь мы разделимся (сильные ученики подбирают свои примеры, остальные работают с карточками).
7. Самостоятельная работа «Перфокарты»
8. Творческо-грамматическая остановка
– По данному началу сочините маленькую сказочку. Вставьте там, где необходимо пропущенную орфограмму. Используйте в своей работе как можно больше глаголов с безударным личным окончанием, не забыв о глаголах-исключениях.
Жил-был добрый молодец Иванушка. Не страшны ему были никакие преграды. Пошел Иванушка счастье свое искать. Идет он долго ли, коротко ли. По дремучим лесам пробира…тся, в топях болотных вязн…т. Наконец, к вечеру на опушку вышел. Вид…т дуб стоит, вершиной в облако упира…тся, корни на сто верст к земле раскидыва…т, ветками красное солнце закрыва…т. Листочки от ветра на ветвях развева…тся. Присел Иванущка на придорожный камень, что возле дуба лежал. Устал от дальней дороги. Призадумался …
9. Итог урока
10. Домашнее задание
Васильева Виктория Александровна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Лицей № 1524", г.Москва
{SL_links}
Вернуться назад
|