mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2011
    09
    фев
    Повторение и обобщение правописания безударных личных окончаний глаголов
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Открытый урок по русскому языку в 5-м классе

    Использование игровых ситуаций на уроках русского языка в 5-м классе приводит к положительным результатам, т.к. 5-й класс является «точкой перехода» ученика из начальный школы, в которой обучение, построенное на игре, является почти что нормой, в среднюю школу, где активно используются совсем иные методы. На уроке сложное задание «маскируется» в игровую форму. Трудность темы заключается в сложном алгоритме применения многоступенчатого правила, содержащего к тому же множество глаголов исключения.

    Цели:

    • Повторить полный алгоритм применения правила правописания гласных в окончаниях глаголов.
    • Развивать умение применять конкретное правило на практике.
    • Уметь работать в группе и индивидуально.
    • Способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.

    Оборудование:

    • карта с маршрутом путешествия;
    • воздушный шар, мешки с песочком;
    • макет воздушного шара;
    • листочки и перфокарты;
    • алгоритм правила;
    • большой «Волшебный квадрат» и 11 маленьких;
    • мяч;
    • карточки с текстом.

    ХОД УРОКА

    1. Вступительное слово учителя

    – Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы да красны девицы. Пришла я к вам слово молвить!
    В некотором городе, в некотором районе стоит в дороге теремок – теремок, он ни низок, ни высок, ни высок. А трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги, и учатся в этом теремке не менее замечательные дети.
    – Что я вам сейчас сказывала?
    – А как вы догадались, что это сказка?
    – Недавно на уроках литературы мы познакомились с вами с Устным народным творчеством и даже на одном из уроков успели попутешествовать с одним из героев сказки «Царевна – лягушка» по стране Глаголи. А сегодня на уроке я хочу пригласить вас еще в одно путешествие на остров «Безударных личных окончаний». Цель нашего путешествия будет заключаться в том, что нам придется вспомнить алгоритм правописания окончаний глаголов, применить этот алгоритм в работе и вспомнить значение некоторых «волшебных» слов.

    2. Запись числа и темы в тетрадях

    3. Словарная работа

    – Кто из вас помнит как отправился в поход на чудо – юдо Иван – крестьянский сын с братьями? (На конях)
    – А мы с вами отправимся на воздушном шаре. Но для того чтобы шар взлетел нам надо произнести «волшебные» слова громко, отчетливо и выяснить значение некоторых из них: фольклор, сказка, присказка, зачин, бахарь, герой, богатырь, котомки, дозор, булатные (мечи).

    4. Фронтальный опрос (индивидуально, весь класс)

    – Посмотрите, шар наш взлетел, значит все слова мы произнесли правильно.
    – Вы готовы отправиться в сложное, но очень увлекательное путешествие?
    – Взлететь-то наш шар взлетел, только он не полетит. «Тяжело, мне», – говорит. Отчего и почему тяжело лететь ему?
    – Правильно, необходимо избавиться от балласта.
    – Вспомним, что мы знаем о спряжении глагола?
    – Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?
    – Как называется это изменение?
    – Сколько типов спряжения вы знаете?
    – Какая морфема помогает определить спряжение глагола?
    – Как определить спряжение глагола, если оно ударное?
    – От балласта мы избавились, но шар почему то летит то вправо, то влево? (У глаголов 1 и 2 спр. разные окончания.)
    – Что бы устранить эту неисправность нам надо выполнить задание, которое нас ждет на первой остановке «Ударник». Я называю словосочетание, а вы по ударному окончанию глагола определяете спряжение. Мы работаем со словосочетаниями, а в это время Даша поработает у доски с предложениями.

    5. Алгоритм правописания окончания глаголов

    – Почему в последнем предложении возникли проблемы с глаголом?
    – Давайте определим главную проблему: отчего зависит правописание безударного личного окончания глагола?
    – Вспомним алгоритм. (Кощей стон…т).

    6. Графическая работа. Река «Безошибка»

    – Теперь можно лететь смело дальше, но не забывать об одном очень важном качестве, которым воспользовался Иван, когда пошел к терему Чудо-Юдовых жен. (Предусмотрительность)
    – Наш шар делает следующую остановку у реки «Безошибки». Для того, чтобы перелететь на другой берег надо правильно подобрать гласную в окончании глагола. Перед вами «Волшебный квадрат». Здесь мы разделимся (сильные ученики подбирают свои примеры, остальные работают с карточками).

    7. Самостоятельная работа «Перфокарты»

    8. Творческо-грамматическая остановка

    – По данному началу сочините маленькую сказочку. Вставьте там, где необходимо пропущенную орфограмму. Используйте в своей работе как можно больше глаголов с безударным личным окончанием, не забыв о глаголах-исключениях.

    Жил-был добрый молодец Иванушка. Не страшны ему были никакие преграды. Пошел Иванушка счастье свое искать.
    Идет он долго ли, коротко ли. По дремучим лесам пробира…тся, в топях болотных вязн…т. Наконец, к вечеру на опушку вышел.
    Вид…т дуб стоит, вершиной в облако упира…тся, корни на сто верст к земле раскидыва…т, ветками красное солнце закрыва…т. Листочки от ветра на ветвях развева…тся. Присел Иванущка на придорожный камень, что возле дуба лежал. Устал от дальней дороги. Призадумался …

    9. Итог урока

    10. Домашнее задание


    Васильева Виктория Александровна, учитель русского языка и литературы

    МОУ "Лицей № 1524", г.Москва



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5182
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.