Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110 :VLIVKOR.COM: > Версия для печати > Россия – наш общий дом
{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Россия – наш общий дом
{LF_links}

Россия – наш общий дом


25 августа 2011. Разместил: lessons

Классный час, устный журнал

Классный час представлен в виде устного журнала. Дети в интересной форме знакомятся с историей страны, её символами; учатся видеть красоту родного края. Классный час помогает сплотить детский коллектив, воспитывает чувство любви к Родине, патриотизм, бережное отношение к природным богатствам страны.

Цели и задачи:

– познакомить детей с отдельными эпизодами истории России, её символами и великими людьми, раскрыть детям смысл понятия “патриотизм”.

Краткая характеристика воспитательного дела (ВД):

Дети задумываются над понятием “родина”, знакомятся с историей страны, её символами; учатся видеть красоту родного края.

Ожидаемые результаты:

Сплотить коллектив, воспитать чувство любви и Родине, патриотизм, бережное отношение к природным богатствам страны.

Оборудование:

Странички устного журнала с изображением Древней Руси, герба, флага, берёзы, аудиозапись гимна и песен, рисунки детей.

Ход ВД

I. Организационный момент.

II. Постановка темы.

Учитель: Ребята, как называется наша Родина?

+ Россия.

– Прочитайте тему и девиз нашего занятия.

На доске: Россия – наш общий дом.

Девиз:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой
Мы Родиной нашей зовём.

– Сегодня мы поговорим о том, за что же надо любить и беречь свою Родину.

Звучит песня “С чего начинается Родина?”

III. Знакомство с историей нашей страны.

– Мы открываем 1 страничку журнала. Она называется: “История страны и её символы”.

– Откуда взялось такое название – Россия? В давние времена её называли Русью. Слово “Русь”, как полагают учёные, произошло от слова “русло”. Русло – это место, по которому течёт река. Ведь Русь – страна рек и озёр. Она была населена русскими или россами, т.е. людьми, живущими возле воды, по берегам рек и озёр. Река поила и кормила, по ней сплавляли лес. Русь – светлое место. Эта страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами. Отсюда и слово “россияне”, а страна, где они живут – Россия.

Ученик 1.

За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колоссами рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия…Россия … Раздолье…Равнины…
Берёзы босые, седые седины.
Всё дорого с детства
Всё памятно с детства.
И всё же не можешь никак наглядеться.

– Ребята, а что объединяет всех нас?

+ Все мы россияне, мы живём в стране, которая называется Россия.

– Каждая страна имеет свои символы. Ребята расскажут нам о символике России.

Ученик 2.

Флаг России имеет три цвета: белый, синий, красный. Белый цвет обозначает мир, чистоту, правду. Синий цвет обозначает смелость, честность, огонь, кровь.

Ученик 3.

Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны Запада и Востока. А три короны символизируют братство трёх славянских народов – русских, украинцев, белорусов. Правой лапой орёл сжимает скипетр (жезл, украшенный резьбой, золотой шар с крестом наверху). В левой лапе держава (золотой шар с крестом наверху). Грудь орла защищена щитом, на котором изображён Георгий Победоносец. Серебряным копьём он побеждает змея – дракона. Чёрный змей – символ зла. Верный конь топчет дракона – символ справедливости и победы добра над злом.

Ученик 4.

Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя.

(Дети слушают и поют Гимн стоя).

Ученик 5.

Россия занимает площадь 17 млн. км2. Располагается в двух частях света – Европе и Азии. Занимает северо–восточную часть материка. Евразия омывается водами 3-х океанов: Тихого – с востока, Атлантического – с запада, Северо–Ледовитого – с севера.

Ученик 6.

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля,
Вижу горы и равнины
Вижу степи и луга –
Это русские картины,
Это Родина моя
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка,
Это Родина моя.

IV. Беседа о столице России.

– Следующая страничка нашего журнала называется “Москва – град”

– Основателем Москвы – столицы России, является князь Юрий Долгорукий. Названа Москва в честь реки Москвы, которая переводится по разному: “коровья река”, “медвежья река” или “топкий, болотистый”, что отражало положение города среди лесов и болот. Город Москва знаменита своими музеями, театрами, архитектурными зданиями, церквями. Послушайте стихи о Москве.

Ученик 6.

Москва моя, и мамина, и бабушки моей…
Орнаменты люблю я московских площадей
И если в праздник с бабушкой гуляем мы вдвоём,
По улицам тихонько мы рядышком идём
Здесь уютный дворик,
И церкви купола
Этот древний город
И моя Москва
Мне бабушка расскажет, как строилась Москва,
Про улицы и храмы, про старые дома,
Как в ближнем Подмосковье мой прадед воевал,
Как за любимый город он жизнь свою отдал.
И как будто слышу я его слова:
“Великая Россия, но за мной Москва”.

Ученик 7.

Москва всё время строится и храмы золотит,
Дождями вся умыта, то пляшет, то грустит.
Москва всю жизнь работает как бабушка моя,
И строгая, как мама, весёлая, как я
Если будет трудно, повторю слова:
“Вынесет Россия, выстоит Москва”.

– Много песен написано о славном городе Москве, давайте послушаем песню “Москва” О. Газманова.

V. Беседа о защитниках земли Русской.

– Сильна и могуча Россия. Всегда она славилась своими защитниками – от простых солдат до генерала. А вот и следующая страничка, она называется “Защитники земли русской”. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадёт и товарища спасёт, а где силы убудет, там он смекалкой дойдёт. Россия спасла Западную Европу от монголо–татарского нашествия почти 10 веков тому назад. Из России с позором бежал Наполеон, который перед этим захватил почти полмира. Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году знамя Победы над Рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков. И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнём противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран.

– Третья группа ребят подготовила стихи о советских солдатах. Давайте их послушаем.

Ученик 1.

Спасибо вам солдаты,
Вы в битве Родину спасли,
Преодолели все преграды,
Спасибо вам от всей Земли.
За всё спасибо вам солдаты.
И в добрый час, счастливый час,
Час мирного рассвета.
Во имя вас, во имя вас
Мы празднуем победу.

Ученик 2.

Как вступали в города!
Навстречу вам бежали дети.
Вам благодарны навсегда
Мы все живущие на свете.

Мы помним всех по именам,
И всех обнять мы рады!
От всей души спасибо вам.
Спасибо вам, солдаты!

Ученик 3.

Чтоб не лежал весь мир во мгле.
Себя в бою вы не щадили,
И стольким людям на Земле
Вы счастья в жизни подарили:
От всех, кто вами был спасён,
От всех, кто нынче рядом,
Примите наш земной поклон,
Советские солдаты!

Ученик 4.

Да, сделали всё, что могли мы,
Кто мог, сколько мог и как мог.
Россия!
Не искать иного слова,
Иной судьбы
На целом свете нет.
Ты вся –
Сплошное поле Куликово
На протяженье многих сотен лет.

Ученик 5.

Россия! Зарождалось это слово
В звучании разбуженных мечей,
В холстах голубоглазого Рублёва
И в тишине предгрозовых ночей.
На поле боя
Вызревали росы,
На пепелищах
Пели топоры.
Мы всё прощали:
Мы великороссы,
Всегда великодушны и добры.

VI. Беседа о родном крае.

– Ребята послушайте стихи и попробуйте угадать, как будет называться наша последняя страничка устного журнала.

Ученик 1.

Хороша Россия,
В полдень так нежна
Но ещё красивее
В сумерки она.
Хороша Россия
Утром на заре,
Но ещё чудеснее
В лунном серебре.
Хороша Россия
В ледоход весной,
Только первый снег её
Снится нам и в зной.

Ученик 2.

Хорошо Россия,
Ой, как хороши
Взгляд озёрных глаз её
И не зря в полёте,
Расставаясь с ней,
Плачут даже гордые
Стаи журавлей.
Хороша Россия
В блеске летних звёзд,
Но ещё прекраснее
В золоте берёз.

Ученик 3.

Деревьев разных не сочтёшь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдёшь
Родней берёзки нашей!

– Как бы вы назвали страничку нашего журнала?

+ “Берёза – символ России”

– Берёза с незапамятных времён почитаема и любима на Руси. Сенокосным июнем в старину справляли на селе праздник берёзы именинницы – Березкин день. Разряженные девушки выходили в берёзовые рощи и заплетали в носы тонкие ветки, украшали деревья яркими лентами, играли и водили хороводы.

Танец “Берёзка” (под песню “В поле берёза стояла”)

– Ребята нашли и выучили стихи о берёзе.

* * *

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.
И заря лениво
Обходя кругом,
Осыпает ветки
Новым серебром.

(С. Есенин)

* * *

Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей косцы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

(А. Фет)

– Какие пословицы о Родине вы знаете?

+ Всему мила своя страна.
Дома и стены помогают.
На родной сторонке и камешек знаком.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родная землица и во сне снится.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Родина краше солнца, дороже золота.

Дети исполняют песню “Уголок России” (сл. Шевелёвой, муз. Шаинского)

Уголок России.

1. Простор небесный сизокрыл
И тишина кругом…
Мне уголок России мил,
Мой добрый отчий дом.
Стою, не глядя на часы,
Берёзкам шлю привет.
Такой задумчивой красы
Другой на свете нет!

Припев:
Уголок России
Отчий дом,
Где туманы сини
За окном.
Где твои, немного грустные,
И глаза и песни русские.

2. Проходят дни, бегут года –
И где-то там и тут
Шумят большие города,
Дороги вдоль ведут
И сколько б ни было дорог
И бесконечных дней,
Всегда России уголок
Живёт в души моей.

VII. Итог занятия.

– Надо ли любить свою Родину?

– А что значит любить свою Родину?

– Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё место, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ. Любит свой родной язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги.

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.

Литература.

  1. С любовью к России. Ж. “Начальная школа” №24, 2003 стр. 2-3.
  2. Праздник “Русская берёзка”. Ж. “Начальная школа” №25, 2001 стр. 4-5.

Саяпова Лариса Викторовна, учитель
Габитова Олеся Сергеевна, учитель начальных классов

МОБУ Гимназия №1, г. Благовещенск, Республика Башкортостан




{SL_links}

Вернуться назад