Урок истории в 5 классе
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества.
Цели: • Получить набор фактов о положении различных групп населения в Афинах, о реформах Солона. • Научить учащихся оперировать понятиями реформа, демократия. • Научить учащихся делать предположения на основе имеющихся знаний и опыта. • Научить учащихся анализировать факты и сведения, делать выводы и обобщения. • Прививать учащимся навык иметь свое мнение по проблеме. Технология: французские мастерские. Оборудование: 1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учебник 5 класса. – М.: Просвещение, 2008. 2. Таблички с названиями групп – категорий населения (крестьяне-земледельцы, купцы, городской демос, знать) 3. Алгоритм выполнения заданий Ход урока Учащиеся делятся на 4 группы по 5-6 человек и рассаживаются вместе. Группы получают названия по категориям населения: крестьяне-земледельцы, купцы, городской демос, знать и соответствующие таблички. Затем группы получают алгоритм выполнения заданий: • индивидуальное размышление над проблемой; • обсуждение проблемы– задания в группе; • принятие коллективного решения по проблеме; • презентация классу готового продукта. Далее группы получают поочередно задания (I–VII). Задания: I. Рассказать об условиях жизни своей категории населения, используя текст учебника. В результате презентации этого задания мы узнаем о бедственном и бесправном положении земледельцев, демоса, о порабощении их знатью. Найти выход из сложившейся ситуации. На презентации данной проблемы учащиеся чаще всего предлагают устроить восстание или (редко) провести реформы. Учитель: В 594 году до н.э. по желанию знати и демоса в Афинах архонтом был избран Солон-мудрец, поэт, оратор. Солон был уважаемым в Аттике человеком, он занимался почетным в то время делом – морской торговлей. Честный и умный, искренне желавший улучшить ситуацию, Солон сразу приступает к реформам. II. Разработать свой проект реформ. На презентации готового продукта учащиеся предлагают следующие варианты: • отменить законы Дракона; • отобрать землю у богатых и поделить ее между гражданами Афин; • забрать излишки земли у богатых и раздать ее бедным; • для решения важных вопросов созывать собрание свободных граждан и т.д. III. Какие реформы провел Солон? Используя текст учебника, учащиеся делают следующие выводы: • Солон отменил законы Дракона, т.е. долговое рабство; • Солон отпустил на волю всех рабов – должников; • Солон велел выкупить за деньги государства всех проданных заграницу; • Солон ввел закон, запрещавший обращать в рабство за долги. Эти выводы записываются в тетрадь под заголовком “Реформы Солона”. IV. Подумайте, как управлять обществом, чтобы сохранить мир и равновесие? На презентации этого задания учащиеся говорят о необходимости создания армии, созыва народного собрания, которому будет подвластно решение всех вопросов, создания независимого суда. V. Как же происходило управление государством при Солоне? Работая с текстом учебника, учащиеся следующие выводы: • знать была лишена преимуществ в управлении государством; • архонтом мог стать выходец из демоса, обладавший богатством; • созывалось Народное собрание из всех свободных афинян (граждан); • устанавливался народный суд, судьи выбирались независимо от знатности и богатства, давали клятву; • на суде могли присутствовать все желающие афиняне; • судьи голосовали тайно, путем бросания черных и белых камешков. VI. Каково отношение вашей группы населения к Солону? На презентации узнаем, что все слои населения оказались не довольны Солоном: купцы и знать лишились бесплатных рабочих рук в результате отмены долгового рабства, демос и крестьяне не получили земли, т.к. ее не отобрали у богатых. VII. Что же делать Солону? Обсудив по группам эту проблему, учащиеся приходят к выводу, что Солон должен сдать бразды правления и уйти. Учитель: Солон действительно попросил у афинян разрешения уехать за пределы страны. Он много странствовал, писал стихи, находясь вдали от Родины, прожил долгую жизнь, умер в возрасте 80 лет. Вывод (записывается в тетради): Законы Солона способствовали ликвидации пережитков родового строя и господства родовой аристократии, оформили государственный строй Афин, как города-полиса, заложили основы афинской демократии (демократия-власть народа). Домашнее задание: пересказ параграфа 30, сообщение о Солоне или рисунок по теме.
Гаврилова Марина Юрьевна, учитель
ГОУ "СОШ №160 с углубленным изучением английского языка", г.Санкт-Петербург
{SL_links}
Вернуться назад
|